Сочинение на свободную тему

В десятом А писали сочинение на свободную тему.  До выпускных экзаменов и окончания школы оставалось лишь немногим больше двух месяцев, поэтому такое большое значение придавалось результатaм этой работы.  Собственно, на педсовете и придумали это сочинение с целью подтянуть нестандартный и своевольный десятый А до лучших баллов по литературе.  Класс с углубленным изучением математики и физики, золотые головы  лишь снисходили до литературы и до неуверенной в себе преподавательницы Ангелины Сергеевны. 
Для сочинения предложили двe свободные темы:
Были ли школьные годы счастливыми для меня?
Самый лучший день в моей жизни

Ангелина Сергеевна курсировала между окном и учительским столом с четким ритмом метронома. 
- Если я сяду за стол, и не буду двигаться, то точно засну.  Так плохо спала сегодня, то снилось что-то неприятное, то соседи за стеной потеряли всякий стыд, так неприлично.  Cтены-то картонные, все слышно.  Интересно, кто из ребят что напишет.  Наверняка, никто из них к сочинению не готовился, считают себя сильно умными, а литература для них пустая трата времени.  И меня не уважают совсем, Ангелочком зовут.  Хотя Ангелочек совсем не обидное прозвище.  Вот историчку Марию Федоровну ту не иначе как Мегера величают.  Но она и правда такая строгая, я бы ее и сама боялась, будь я ее ученицей.  А ведь подумать, у нее нет никаких причин срываться на детях, муж, семья прекрасная и квартира трехкомнатная.  Мне-то покислее будет, а я стараюсь улыбаться.  Все от человека зависит, а Ангелочек так даже приятно.  Они не меня не уважают, они программу по литературе не уважают, им бы все самиздат читать.  Может, мне и самой стоит что-то запрещенное почитать...
Ангелина Сергеевна отошла от окна и проследовала в конец класса, неназойливо по пути своего следования заглядывая в тетрадки.

- Что там Ира Поляк напишет?  Идет на золотую медаль, все физические олимпиады выигрывает.  Но ухитряется в слове из трех букв сделать четыре ошибки.  А запятые...  Сколько слов в предложении, столько и запятых.  Говорила ей, пиши как можно проще.  Надо подойти взглянуть, как там она.
А Ирина Поляк все еще билась с вступительными фразами.
-"Я вспоминаю свои школьные годы.  Они были хорошие."  Запятая после "свои"?  Точно.  Или "мои"?  "Хорошие" - нет лучше "прекрасные".  Да какие они, к чертям, были прекрасные.  В школе надо заниматься тем, что любишь.  Зачем, спрашивается, нужно пение или черчение?  Мне медведь на ухо наступил.  Я могу, конечно, послушать музыку, в театр с предками ходим иногда, на оперу.  Но петь-то я никогда сама не буду.  Ладно, как Ангелочек советует, надо упрощать: "Я вспоминаю школьные годы".  "Свои-мои" не надо, и так ясно, что не чужие.  "Было очень хорошо".

Игоря Чеботарева занимали другие мысли.
- Школьные годы, конечно, замечательное время.  Хотя уже надо бы задуматься, как соблюдать баланс в жизни.  А то учеба или работа, а на личную жизнь времени не останется.  А еще спорт, мой любимый баскетбол - времени ни на что не хватает.  Но без баскетбола никак, спортсменов в вузы берут с распростертыми объятиями.  А Танька вчера так аппетитно улыбалась, у меня с ней все получится...
Ангелина Сергеевна была твердо уверена, что Чеботарев сейчас думает не о сочинении.
-Или мячиком стучит, звезда баскетбола, или о девочках думает.  Хотя и не обвинишь его в ограниченности:  читает, весь самиздат от него идет.  Как только на все время находит?  Да ладно:  о чем бы не думал, что-нибудь толковое напишет.

Вовка Петренко был единственным в десятом А отстающим по всем предметам.  В задачу преподавателей входило дотянуть его любыми силами до троечек.  Мало кто в школе знал, что Вовка не бросал школу только благодаря слезам матери.  А мать мечтала о тoм времени, когда ее опора Володечка получит долгожденный диплом и пойдет работать.  Тогда он сможет еще больше помочь ей с младшим больным сыном.  Хотя он и так помогал ей как мог, а школу вымучивал, чтобы только мать порадовать.  Но с сочинением у Вовки проблем не было.  Он выбрал вторую тему - Самый лучший день в моей жизни - и писал о том дне, когда его младший брат, страдающий ДЦП, сделал первые неустойчивые шаги.
- Как дела, Петренко? - склонилась над ним Ангелина Сергеевна. - Смотри ошибок много не наделай, проверяй тщательно и не торопись.

Сердце Ангелины Сергеевны потеплело, когда подошла к парте Марины Корсаковой.
-Зачем она только пошла в физмат класс?  Пишет так легко и складно, в газете печатается.  Эта сейчас выдаст что-нибудь на-гора, что я опять нa конкурс буду посылать. 
В это время Марина выбирала жанр, в котором она будет писать:
-Можно сделать интервью с кем-нибудь известным, а потом параллель с нашим классом.  Э, это скучно.  Или так  - социологический опрос:  сколько процентов считают, что "школьные годы чудесные", а у скольких процентов возникают отрицательные эмоции.  Вообще-то, идея неплохая, Ангелочку понравится.  Она всегда от моей писанины млеет.  Или просто про себя, начиная с первого класса.  Ну поехали.

-Олечка Варварина, - продолжала Ангелина Сергеевна, -вторая медалистка в классе будет, с Ирой Поляк дружат с детского сада, при этом они такие разные.  Та вулкан, и кроме физики своей да математики для нее мало что имеет значение.  А эта аккуратистка, все всегда ровно да гладко, и вовремя, и без ошибок, и красиво.  Правда, ни одной оригинальной идеи, ни одного принятого самостоятельно решения.  А я разве другая была и до сих пор осталась?  Ну не всем же творить, кто-то должен просто быть хорошим исполнителем. 
А Олечка в это время легко и аккуратно выводила в тетрадке совершенно правильные стандартные фразы: 
“Мои родители всегда с теплотой рассказывают мне про свои школьные годы.  Оглядываясь назад, я тоже думаю, как же хорошо мне было в школе!” 

“Самый лучший день в моей жизни еще будет.  Я твердо уверен, что поднимусь в небо и буду летать,” - писал Антон Новиков. 
Ангелина Сергеевна устало опустилась на стул.  Взгляд ее остановился на Антоне.
-Новиков живет своей мечтой, хочет летчиком стать.  Если, конечно, пройдет по зрению.  Но такой целеустремленный и такой мечтатель.  Дай бог ему удачи...

Десятый А творил сочинение на свободную тему.  При этом, каждый думал о своем и легко мог окинуть взглядом прошедшие в школе годы.  Но никто из них не мог знать, что будет в реальной жизни.  Что Ангелочек совсем скоро тяжело заболеет и будет умирать в полном одиночестве, и только две умнички-отличницы будут заходить к ней, чтобы помочь и поддержать.  Что сами они - Ирина Поляк и Олечка Варварина, не будучи ни красивыми, ни популярными среди мальчиков, очень удачно выйдут замуж и посвятят себя в большей степени семьям, чем науке.  Что Вовка Петренко погибнет в Афганистане.  Что Марина сначала станет очень именитым журналистом, издаст несколько книг, а потом вдруг разочаруется в писательстве, зато неожиданно откроет в себе талант к живописи.  Что Игорь Чеботарев так и не найдет баланс в жизни:  он женится на француженке и уедет во Францию, позабыв про баскетбол.  Потом разведется и женится еще несколько раз, про мяч так и не вспомнив.  Что Новиков поднимется в небо и станет летчиком.   Что впереди у всех будет большая жизнь, будут обретения и потери, дни будут и лучшими, и худшими, а десять школьных лет просто останутся в памяти, независимо от того, были или нeт они счастливыми.


Рецензии