Ирония А. Камю и Загадка творчества гения

                ***

                Ирония А.Камю.

          "Тот, кто пишет или читает романы,
                занимается, в сущности, странным делом...

           Однажды Бальзак закончил долгое рассуждение
                о политике и судьбах мира такими словами:

                "А теперь вернемся к более серьезным вещам".

           Под ними он подразумевал свои романы..."

                ***

                Загадка творчества гения
                или
                Предвосхищение неуловимых ценностей.

        Удивительно интересное в мысли открывается в самом неожиданном, там, откуда даже и не ожидаешь её возникновения, более того, в её сочетании с иной. Именно, что здесь не задумка-замысел, а чистый экспромт, возникший из случайности и из подпольной произвольности, мол, думал-то об этом, а "вылезло" (впрочем, почему же "вылеЗЛО", может, совсем даже спустилось и накрыло, а может, окрылило) совсем иное. Так вот мне и хотелось бы с читателем поразмышлять об этом загадочном Ином. Почему с читателем? Ведь с читателем (пусть даже и воображаемым) как-то интереснее и веселее что ли. Ведь он, как спутник, где-то всегда рядом, хотя ты и не знаешь и не догадываешься, где именно. Но разве важно видеть его, когда просто знаешь, что он есть, а "знать, что Он есть, -- это уже жизнь". Скажут, как Ракитин Алешке, мол, литературное воровство. Но разве я претендую на собственность, ведь мои мысли не есть мои. А чьи же? Они ни чьи, сами по себе, вот так прогуливаются безмятежно туда и сюда. Кстати, но вот и тема "обрисовалась"...

         Тема "бунт и творчество", которую я вычитываю у Камю и над которой размышляю, каким-то странным образом трансформировалась, а может преобразовалась, у меня в совершенно иную. Удивительно, что в своих размышлениях А.Камю, исследовавший истоки и смысл бунта в творчестве, так близко "подкрался" к разгадыванию творческого гения. Причем, так близко, что его мысли в неизмеримой бесконечности как-то там неведомо нам пересекаются, а в пересечении сочетаются, с мыслями М.Бахтина о творчестве Достоевского. Коротко говоря, и А.Камю, и М.Бахтин в своих параллельных исследованиях (иных мирах мысли) занимаются разгадыванием творческого гения. Конечно, удивительное не в том, что мыслители занимаются такой темой, кто ж не пытался разгадывать творческий гений, а в том, как совершенно разные мыслители пересекаются в мысли о творчестве и в чем они увидели Загадку. Другими словами, какова эта Загадка творческого гения в прочтении А.Камю и М.Бахтина. И причем здесь, вообще, А.Эйнштейн и С.Франк?..

         Удивительное близко, да так, что даже не поддается нашему воображению, когда нам открывается возможность соприкосновения иных миров.

         А все же иногда таки поддается, раз возможность есть?..         

         
               


Рецензии