Мемуарный рассказ поэта Шпионка Нинель

   Цех 50, завод «Северный Пресс». Какие только дела в этом цехе не творились. Вспоминая через много лет порой диву даёшься.
   Делали с одной стороны простенькую работу, но с другой стороны довольно-таки сложную и даже уникальную. Одной из самых тонких работ являлись торроидальные потенциометры для датчика высоты ДВПТ-19Т.
   Сначала на торроидальный сердечник – кольцо - наматывали проволоку из драгметалла толщиной тоньше человеческого волоса. Из этой обмотки отводили 33 отвода. Тонкой лопаткой, сделанной из пластмассовой расчёски, поддевали в нужном месте проволочку. Затем шабером зачищали провод от изоляции для будущей пайки, подкладывали ленту из кальки и миллиметровый квадратик серебряной фольги и делали пайку тонким жалом паяльника вручную. И так 33 отвода. Обидно было, когда обрывали последний отвод - работа уходила в брак. Наши монтажницы справлялись с этой работой, как и с другой, но «монтажная элита" отказывалась от этой кропотливой работы - говорили: "Пусть Милка Кругликова делает, раз квасит на работе. А Милка, действительно, часто была "под шафэ" или "с Бодуна". То ли руки у Милки тряслись, то ли делала специально, но у Милки был большой отход в брак. Милке грозили увольнением, но всегда жалели за её безотказность в работе. "Ну, куда она пойдёт, -говорил Гайшун, - Пропадёт, а у неё хороший сын растёт..." И действительно, хороший парень был Миша Кругликов.
   У меня была проблема - где найти хорошего исполнителя? Деньгами заинтересовать в то время не получалось из-за нашей системы - я не был хозяином рубля. И мне прислали Серёжу Фантикова. Он быстро освоил эту работу и делал её на "отлично". Но на его руки нашлись другие работодатели, не только я. Он стал, через чур загруженным.
   Однажды, приходит начальник участка Гайшун Анатолий Павлович и приводит милую светловолосую девушку: "Володя, это тебе прислали, сказали для твоей работы, знакомьтесь...
   - Владимир Павлович, Володя...
   - Нинель, Нина, Некалашенкова... Я - финка... У Вас Калашников, а я  - Нинель Некалашенкова...финка.
      - Очень приятно,с финами мы друзья, соседи, будем работать...
   - Только, Володя ... мне сказал охранник, что с ней надо быть очень осторожным - она умеет хорошо драться, - полушуткой при ней сказал мне Анатолий Павлович. Все улыбнулись.
   Посадили за рабочее место, а Гайшун мне на ухо: "Она - финка, ЦРУ-шница. Как нам быть? Мне сказали...
   ЦРУ-шница? Ну, ты придумаешь! ... Ну, только пусть попробует - всё под контролем. Пусть делает каркасы, Серёжа обучит, ОТК-ашницы отследят, да и механиков не проведёшь...
   Стала Нинель работать.Утром привезут к назначенному времени, вечером в назначенное время увезут снова, я так сейчас думаю, в тюрьму. А руки хорошие, зрение хорошее, стало получаться. Освоила каркасы, захотела освоить и общий монтаж датчиков. Я позволил. Несколько раз вылезали её грешки, но наши ОТК-ашницы были начеку.
   Прошло некоторое время, и Нинель взмолилась: "Почему ты не говоришь мне, что я делаю плохо?"
   - Ты делаешь хорошо... Ну, с кем не бывает?
      - Всё , увольняюсь!  Хочу только с тобой поговорить...
   - Ну, давай поговорим...
   - Почему напали на Финляндию? Это цель моего пребывания здесь. Почему напали на Финляндию? Мне сказали, что ты знаешь...
   - Со страху...
   Это Вы- то боялись? Мирных финнов? У нас нейтралитет!
  -Германию боялись, знали, что пойдут через Финку, а с территории Финляндии можно было вести артиллерийский обстрел Ленинграда. Боялись. Предложили Вам Кольский полуостров, но вы наотрез отказались. Вот так и получилось. Виноваты дипломаты...
   -Откуда ты это узнал?
   - Отцы разбирались. В нашем дворе был отец моего друга, который воевал с финнами, подвозил боеприпасы на грузовике, у меня отец воевал под Ленинградом позднее с немцем, потом читал, интересовался , мемуары маршала Жукова, да и историк в школе, мой тёзка, тоже Владимир Павлович, у нас вёл историю, я задавал ему этот вопрос: "Почему мы первые?" Дядя Яша, брат моего отца, прошёл финскую компанию, результат осколочное ранение в челюсть.
   Я похвалил финских солдат - лыжники, снайперы-кукушки - настоящие солдаты... Вели себя достойно на поле боя, да, и в плену.
   Она: "Ну и Ваши, русские хороши..."
   Гайшун спросил меня: "Ну что будем делать с Некалашенковой?" Я ответил: "Хочет уволиться - пусть увольняется - едет в свою Финляндию".
   
   Через много лет мне вспомнился эпизод нашего, очень для моей судьбы важного, разговора при встрече в Большом доме, состоявшейся в мае 1983 года,задолго до появления в нашем цехе Некалашенковой, меня спросили:
   -Как наладить добрососедские отношения с Финляндией?
   - Ну, например, поймать финского шпиона, посадить работать, пусть даже в наш секретный цех - поработаем, притрёмся, подружимся... С финнами подружимся, я знаю, отец говорил, что они хорошие солдаты и мужики. А можно и дипломатам договориться, заодно и людей проверить…
   Только сейчас понимаю, откуда на нашу голову свалилась Нинель.Она приехала к нам с заданием от финской дипломатии - узнать действительную цель нападения СССР на Финляндию, а её у нас поймали и разоблачили. Вот и сбылась моя задумка - "поймать финского шпиона, посадить работать ... поработаем, притрёмся, подружимся..." А может её просто хорошо проверяли - как она поведёт себя в такой ситуации?
   
При расставании Нина пригласила меня в Финляндию - я наотрез отказался: "Зачем мне Ваша заграница, мне здесь хорошо».
   Через некоторое время до меня дошла весточка - Нинель доложила правительству Финляндии наш разговор и финны чего-то там договорились с нашими дипломатами насчёт границы. Так просто не верили, а проделали такую работу, и пошли на встречу установления дружеских добрососедских отношений.
   Не зря, мы с батей изучали вопрос: "Кто и зачем напал первый?"
   А ещё при расставании Нинель спросила: " А почему ты мне дал эту работу?"
А я ей, опрометчиво: "Понимаешь, у нас эту работу никто делать не хочет - глаза и нервы портить, дали Милке Кругликовой в наказание за то, что подчас в нетрезвом виде... ну, а я - тебе... понимаешь? (опрометчиво пошутил я ) Жалко мне Милку. Глаза портит.
   Глаза у Нинель стрельнули огоньком злости: "Вот бы нам с тобой встретиться где-нибудь в другом месте - я бы тебя сделала!" , - вспылила она.
   Но расстались вполне дружелюбно, а я ведь ей честно как мастер закрыл наряды, т.е. заплатил за её работу при увольнении.Да, она работала по 6 часов - неполный рабочий день. Интересно, на что она потратила бы эти деньги? Но позднее оказалось так, что деньги в кассе завода в тот раз остались не востребованы, не получила Нинель эти деньги. Экономист цеха сказала. Наверное, её увезла охрана раньше назначенного времени в кассе завода.

А вот моё стихотворение, посвящённое нашим монтажницам, а Нинель тоже была нашей монтажницей.

Крапивы, розы и берёзы. Монтажницам цеха 50

Текут ручьи, проходят грозы...
Шипами колют больно розы...
Крапивы жгут до волдырей...
А от берёз коснись углей...

Ах, эти женщины - берёзы...
Горят - коснёшься, будут слёзы,
К малине тянется рука -
Крапива жжёт наверняка...
И страшен как сержант-фельдфебель
У розы гибкий стан и стебель.

Но есть цветок вот здесь в саду...
Хотел б украсть, но не краду...
Халатик бел как ствол берёзки...
- Отмойте флюс у этой "слёзки"...*

И сочной свежестью красива...
То человек, а не крапива...
Цветёт как роза... Колет? Нет!
Вот Вам с колючками букет...

А как зовут её? Спроси!
И я отвечу Вам: " Люси..."**

(*) – слёзка - стеклянный изолятор гермоввода гироскопического прибора.
(**) - Люси - Людмила Недоурова, а ,вообще-то - это собирательный образ.

  А где же ты теперь, шпионка Нинель Некалашенкова?  Ну, зачем же ты в отместку моим опрометчивым словам испортила сразу с десяток намотанных намотчицами каркасов?

Чуть позднее её увольнения Гайшун Анатолий Павлович принёс мне какие то деньги: "Это тебе за Некалашенкову... она не получила... а мы разделили... Ключкин разрешил тебе, Фантикову, ну и нам... за работу."


Рецензии