Библиотекарь Атан. Рассказ. 16
16
На жёлто-красноватом небе Марса поверх низкого Солнца стало разливаться голубое, как земное небо, пятно заката. Для многих переселенцев это призрачное голубое сияние стало чем-то священным, связывающим их с давно покинутой родиной. Закат транслировался с камер внешнего обзора купола на все видеоокна в реальном времени, заменяя на короткий срок установленные панорамы. Ростислав Петрович иллюзий не любил, на узкой щели окон, протянутой вдоль длинной стены служебного кабинета генерал-коммандера Службы безопасности Земли был всегда реальный Марс. Но мгновения заката генерал старался не пропускать и сейчас тоже подошёл к окну, прервав совещание со своими офицерами.
Ион и Зет были рады короткой передышке в мозговом штурме, который устроил им генерал. Стало ясно, что беглецов Марсианская Автономия искать или преследовать не собирается. Она просто молчала, будто ничего не было. Объявленный карантин свёл поток информации из Автономии к минимуму. Остался только канал дальней связи с научной станцией «Плутон-Орбитальный» и местной связи с базой на астероидах. Таможенника Вика Панно вчера проводили по звёздному обряду на ритуальной площадке купола Европа. Траурная церемония ни в какие новости не попала, хотя таможенник был известной личностью. В новости попало другое – на Луне пропал капитан Ятив Вонап. Это противоречило ранее сделанному объявлению Марсианской Автономии, что капитан Вонап погиб при взрыве планетолёта, но Автономия и тут смолчала и ничего ни комментировать, ни опровергать не стала.
Генерал зачитал новость о пропаже капитана, посмотрел на братьев поверх своих знаменитых старомодных очков, которые при этом как-то сами съезжали к кончику носа, и устроил офицерам любимую им атаку «на заплывшие мозги». Выходило, что капитан Вонап оказался так запутан во всех последних событиях, что его пропажа могла означать что угодно. Отсутствие какой-либо реакции со стороны Автономии было ожидаемо, но халатности от тех, кому поручили присматривать на Луне за капитаном, генерал-коммандер не ожидал никак.
– Мне бы не хотелось критиковать коллег, не зная точно, что там случилось, – сказал он, полюбовавшись на марсианский закат. – Мне придётся послать вас, мои близнецы. Задача ясна? Посадка на рейсовый через два часа. Все свободны.
Вот так и вышло, что братья Петерсы срочно отбыли на Луну разбираться, что на самом деле произошло с капитаном. Сам генерал остался на Марсе, занимаясь консолидацией сил «Марсоспаса»: Ростислав Петрович не исключал необходимости экстренного вмешательства в развитие событий.
Во время полёта пришло новое известие, что капитан найден без признаков жизни: сервисные роботы случайно обнаружили его тело в одном из технологических люков пустующего ангара на грузовом терминале. Результаты экспертизы и другие материалы досье братья получили без задержки. Они летели в двухместной каюте для VIP-пассажиров под видом ревизоров Космофлота. Тем же рейсом возвращались на Землю инспекторы сорванной мониторинговой миссии.
– Вонапа убили, – заявил Зет, рассматривая переданные с Луны снимки. – Создали ему ловушку, Ион. Смотри, это место у них ранее находилось в разработке по поводу контрабанды ханнерита как тайник. Но с чего он полез-то, дырка элементарно узка для него?
– Опьянение у него было сильное, что говорить… Перебрал и мог не осознавать уже, что делает. А закладка, да, возможно, что там раньше была, вот он туда и полез по старой памяти... – делился своими мыслями Ион. – Пришёл спьяну в пустой складской ангар, увидел открытый люк на уровне пола и полез… Нашли-то его не сразу…
– Вскрытие показало, что он задохнулся при спазме лёгких, – напомнил Зет.
– Они напишут… Спазм-то от чего, вскрытие не показало?
– У них любимые слова: «Вскрытие покажет», не знаешь, что ли? – отшутился Зет.
Петерсов никто в Лунопорте не встречал: они сами просили не привлекать к себе внимания. Сверившись с информатором и получив брелок «поводка», братья нашли лифт на нужный ярус и спустились в широкий транспортный проход, по которому вереницей двигались гружёные платформы и погрузчики. Некоторым приходилось уступать дорогу, пережидая в специальных стенных нишах. Изредка навстречу попадались сотрудники терминала, скользили любопытствующим взглядом по космофлотовским комбинезонам братьев-близнецов с нашивками ревизоров и спешили дальше по своим делам.
– Ты поставь себя на его место… – рассуждал вслух Зет, шагая первым с «поводком» в руке.
– Не хочу! – отозвался за его спиной Ион.
– Нет, поставь! Пусть ты перебрал спиртного, но если ты дошёл в такую глухомань, не попав под какой-нибудь погрузчик, то ты не так уж и пьян, дорогой! Вот скажи, в каком случае ты бы полез в люк?
– Ну, если бы я что-то там увидел такое…
– Именно! Как приятно иметь дело с умным братом! Мне исключительно повезло, ты не находишь? Именно, что Ятив там увидел что-то, что заставило его влезть и пытаться достать.
Зет объяснил свою идею. Либо Ятив сам по своей воле сюда пошёл, зная, что лежит в тайнике, либо его кто-то направил. Трагический исход мог быть случайностью.
– У него нашли лёгочный спазм , – напомнил он. – Лицо его вспомни, выпученные глаза, рот… Ты чего молчишь-то?
– Думаю, что не стоит наобум соваться, – отозвался Ион. – У нас с тобой, если что, даже парализаторов нет. А они могут понадобиться.
– Это зачем? Ты думаешь, там что-то водится?
– Угу. Он от страха умер. А нашли его сервисные роботы. На них тоже стоит посмотреть.
Втискиваясь в очередную нишу для пропуска погрузчика, Ион подумал, что Зет прав: спьяну сюда просто не добраться: раздавят в два счёта. «Поводок» вёл их достаточно долго и остановил около ничем не примечательных ворот, на сенсорной панели которых светилась красная пломба. Зет поднёс к ней брелок «поводка», и ворота с шумом сдвинулись в сторону, открывая проход. Ион в свою очередь коснулся пломбы перстнем на левой руке, и на панели засветилась надпись «Ревизия». Ангар был огромным, от пустоты он казался ещё больше. Местные коллеги облегчили задачу: оставленная ими жёлтая полоса на полу сразу показала, где случилась трагедия. Ион начал осмотр люка и лаза за ним. Зет со сканером наготове стоял за его спиной.
– Весь ангар когда-то арендовала одна Марсианская Автономия, - зачем-то сообщил Зет. – Теперь её выбор кажется странным, потому что было другие гораздо более удобные для грузов варианты.
– Да уж, у Автономии так много грузов было, – хмыкнул Ион, сидя на корточках и тщательно просматривая лаз видеощупом. – Нашёл! Зет, смотри!
Предметом его восторга стало ничем не привлекательное тёмное пятно на стене лаза. Он опустил на пятно язычок карманного анализатора и довольно кинул головой, увидев результат.
– Что это? – недоумённо спросил Зет.
– Лунная пыль. Она была на стенках лаза. Она могла убить Вонапа. Её пару раз вдохнёшь – и покойник. Луна – место суровое. Но всё равно вопросы остаются, зачем его сюда понесло… – сказал Ион, вставая на ноги. Версия о преднамеренном физическом устранении капитана Иону казалась логичной: Вонап много знал из того, что Автономия не афишировала. Планетолёт с ним уже взорван, значит, никаких других Вонапов быть не должно. Терминал был большим, сильно заглублённым, сюда на минус шестой ярус никакая лунная пыль по идее попасть не могла. Но преднамеренно занести её и распылить – пара пустяков.
– Я сомневаюсь, что такое маленькое пятнышко пыли, пусть и лунной, погубило такого большого капитана, – заявил Зет. – Пыль при вскрытии не нашли, если бы она была, то на лёгких это сразу видно, вспомни курс медэкспертизы в колледже.
– Сканируй давай, – уступил ему место перед лазом Ион.
Зет провозился долго. Пси-сканирование – дело тонкое, у Зета оно получалось лучше всего. Ион тем временем через свой коммуникатор, как через бинокль, рассматривал ангар. При большом увеличении было хорошо видно, что когда-то автоматическая система пожаротушения здесь сработала: на некоторых соплах пенообразователей под потолком были видны засохшие потеки реагента. Потолочные покрытия местами были заменены и выделялись оттенком. Металлические стены и пол никаких следов пожара не сохранили.
Войдя в ангар, они не стали закрывать за собой ворота, и хорошо – Ион только сейчас заметил, что грузопоток в проходе почти иссяк. Вспомнив недавний спор с братом, он запросил данные по интенсивности грузоперевозок во время трагедии. Ответ пришёл на его коммуникатор довольно быстро и удивил: оказывается, весь ярус тогда был закрыт на санитарный день, грузоперевозки были остановлены. Вонапу ничто не мешало дойти. Размышляя над этим, Ион пропустил момент, когда Зет кончил своё занятие и поднялся на ноги.
– Ни-че-го, – раздельно произнёс он на вопрошающий взгляд брата. – Ничего заслуживающего хоть какого-нибудь внимания.
– Как наш генерал говорит: «Если вы чего-то не видите, то не значит, что его нет», – улыбнулся Ион. – Я тут, походя, выяснил, что Вонап направился сюда в санитарный день, когда никакого движения в проходе не было. Одни роботы-мойщики.
– В санитарный день?! – воскликнул Зет.
– Да. А что?
– Понятно, почему никаких следов. Все вымыто. Небось, мойщики его и нашли?
– Ты забыл, что его через несколько дней нашли, могли быть другие. Сервисные – разные. Просто приходит в голову, что служебные каналы могли чем-то продувать, когда он туда влез. Был мощный пневмоудар, а он застрял и задохся.
– Как версия – вполне, – одобрил Зет. – Куда прозаичнее, чем лунная пыль. И объясняет, почему люк оказался открытым, грязь из каналов выбрасывает в пустой ангар, откуда мойщики её убирают.
– И все-таки нелепость страшная, – пробормотал Ион. – Посмотри, такие люки по периметру всего ангара, а открыт был только этот…
– Остальные уже проверили до нас, в них ничего нет, Ион. Ты сам посуди, зачем было открывать несколько люков и создавать проблему выбора Вонапу? Открыли один и – полный вперёд…
– От входа этот люк – самый дальний, тебя это не напрягает?
– Меня напрягает другое, – показал рукой Зет. – Присмотрись к полу. Видишь, в этом, как ты говоришь, самом дальнем углу больше всего потёртостей от опор контейнеров, тут складировалось больше всего грузов. Под их прикрытием такой люк у стены – отличный тайник. Проходы у стен остаются всегда, человек пролезет, робот и подавно.
Несколько следующих суток они шаг за шагом восстанавливали полную картину последних дней жизни Ятива Вонапа. После беседы с советником Киссом капитан впал в глубокую депрессию «ушёл в себя». Он перестал досаждать диспетчерам вопросами о том, когда за ним пришлют планетолёт на Марс (всего от него им поступило 17 таких запросов), проигнорировал и сорвал ряд сделок по поставкам нужных Автономии редкоземельных металлов и съедобного грунта с Венеры (по другим данным, венерианское представительство, основываясь на информации о взрыве планетолета, запросило подтверждение, что Вонап – это Вонап, а не кто-то другой, а капитан был невменяем, отказался сам себя подтверждать и послал их крайне недипломатично). Вёл он себя очень тихо, но в тот роковой день с самого утра ему было несколько вызовов с Земли, но Земля их не подтвердила, а сам капитан на вызовы отвечать не стал, но после них он отправился в свой последний путь к грузовому ангару.
- Обычная практика контрабандистов, – отмахнулся Ион, когда Зет попытался увидеть в неотвеченных вызовах что-то особенное. – Условный звонок с подменного номера запускает заранее известный алгоритм: пойти туда, взять то-то, забрать это… Не парься особо.
Но Зет не успокоился, пока не докопался, что вызовы поступили с автоинформатора и связаны с объявлением санитарного дня, правда, почему планирование санитарного графика лунного грузового терминала происходило на Земле, никто толком объяснить не мог, но выяснилось, что это уже два столетия так ведётся. Архаика, одним словом. Но кому потребовалось подменять номер на несуществующий?
– Коллеги, – сказало лицо генерала на экранах их коммуникаторов при очередном сеансе спецсвязи, – «Плутон-Орбитальный» объявил о проведении завтра опыта импульсной передачи скана пострадавшего Марсианской Автономии, она подтвердила готовность. У меня есть все основания полагать, что капитан Вонап каким-то образом стоял на пути реализации этих планов и его убрали не мытьём, так катанием. Вы выяснили? Нет? У вас полдня на выяснение, работайте, братья!
Продолжение http://proza.ru/2021/03/11/662
Свидетельство о публикации №221030600910
Дарья Щедрина 10.03.2021 20:22 Заявить о нарушении
Юрий Грум-Гржимайло 10.03.2021 20:25 Заявить о нарушении