Фуэте судьбы. Глава 22

                Глава 22

                БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН

     17 сентября 1970 года в театре состоялась премьера балета Д. Шостаковича «Барышня и хулиган».

      Балетмейстер Л. Серебровская в своей книге «Жизнь и балет» написала:

«…Хочется только чуточку остановиться на балете «Барышня и хулиган» Шостаковича.
Получился интересный балет, хотя музыка была написана для кинофильма в 1918-ом году, а балет был впервые поставлен в Ленинграде балетмейстером К.Ф. Боярским, а потом он шел во многих театрах.

      Я никогда не видела этого балета, но мне захотелось ближе познакомиться с музыкой Шостаковича, и я в 1970-ом году, наконец, поставила этот балет с оформлением Владимира Серебровского, который был в это время главным художником душанбинского театра. Он сделал очень простые декорации, которые служили прекрасным фоном для действия на городской окраине, где «царствовали» хулиганы.

     Я любила этот спектакль, как свое любимое дитя. «Хулиган» был превосходный — Генрих Головянц, а это очень трудная партия технически и эмоционально. Под действием любви к учительнице вожак хулиганов совершенно меняется, и в конце балета погибает от рук своих товарищей.

Барышню исполняла заслуженная артистка республики Нелли Исаева, красивая, одухотворенная, всегда разная».
 
                ………………………….
Я помню этот спектакль. Ну, не премьеру, конечно.
 А сам очень необычный балет, который я увидела спустя несколько лет. Почему-то в моей детской памяти балет «Барышня и хулиган» отметился своей непохожестью на другие спектакли. Там всё необычно: музыка Д.Шостаковича, хореография Л.Серебровской и художественное оформление В.Серебровского
Но, главное, он запомнился именно из-за исполнителей главных партий.
Бозгуль Исаева была очаровательной Барышней, а Генрих Головянц – отъявленным хулиганом.  Мои родители Татьяна и Курбан Холовы тоже исполняли эти роли, но пара Исаева и Головянц мне нравилась больше. Я в очередной раз сожалею, что не сохранилось видеозаписи этого спектакля.

              …………………………………..

     В июне 1972 года балетная труппа Таджикского театра оперы и балета им. С.Айни поехала на гастроли в Москву. И мы с бабушкой поехали вместе с артистами театра.

     Спектакли шли в здании Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Четыре балетных спектакля  и концертную программу привезли душанбинцы в Москву. Это «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Лейли и Меджнун» С.Баласаняна, «Барышня и хулиган» Д.Шостаковича и «Тимур Малик» М.Ашрафи.

Несмотря на то, что мне тогда было 4 года, я многое помню. Мои родители, как и все артисты театра, жили в гостинице «Россия», а мы с бабушкой у старшей сестры мамы Светланы. Я её называла тётя Света.

     Старшая сестра мамы в 1959 году уехала из Таджикистана в Москву, поступила в Московский пищевой институт и получила специальность инженер-наладчик мукомольно-элеваторных предприятий. Потом она вышла замуж, по распределению вместе с мужем Игорем поехала в Челябинскую область. Но вскоре развелась, вернулась в Москву, устроилась в Министерство пищевой промышленности, получила квартиру в поселке Лесные поляны, в 30 км от Москвы, рядом с крупнейшим в Европе комбикормовым заводом. И мы с бабушкой каждое лето приезжали к ней в гости.

     Вот и летом 1972 года мы жили в Лесных полянах. И приезжали в Москву на спектакли, когда танцевали мои родители. Я запомнила случай, когда на входе сотрудники московского театра не хотели пропускать меня. Они сказали, что я слишком маленькая, а детей  на вечерний спектакль нельзя  пускать. Моя бабушка и тётя Света применили всё своё красноречие, чтобы уговорить строгих женщин. Они упрямились. Но бабушкина фраза: «Да она с шести месяцев все спектакли смотрит!», была решающей,  и нас пропустили. Но с условием – один писк с моей стороны, и нас выведут.
      Нас не вывели - я вела себя хорошо.

      Это был «Вечер балета». Одно отделение – концертные номера, а второе - балет Д. Шостаковича «Барышня и хулиган». Главные партии исполняли Б. Исаева и Г. Головянц, а мой папа был одним из шайки хулиганов.
…………………………………………………………………
Когда гастроли в Москве закончились, театр поехал в Орск и Оренбург. Там к ним присоединилась оперная труппа театра.

     А мы с бабушкой поехали в Челябинскую область навестить бабушкиных сестер.
..................................
На фото Программка, оригинал которой хранится в Музее театрального искусства им. Бахрушина.


Рецензии