Канун войны

Вот такими молодыми, весёлыми и настроенным на культурную революцию были соседи Владимира Михайловича, обитатели  дома №12 на углу улиц Поповки и Поповой Горы. Но  хранитель музея с кладезем исторических культурных ценностей В.М. Терёхин, которому в то время было уже за 60 лет, никак не мог одобрять этих новых веяний. Они могли вселять в него лишь чувство тревоги  за дальнейшую судьбу собрания картин, классической литературы,  древних украшений и предметов старины, которым он посвятил свою жизнь. Останется ли что хранить, когда уйдет в последний путь хранитель всего этого?

И еще возникает вопрос: разделяла ли его озабоченность совсем молоденькая супруга Татьяна Васильевна? Ведь она принадлежала уже совсем к другому поколению, к поколению рвущемуся, жаждущему чего-то нового и вольного. Наверняка в такие минуты душевного дискомфорта и непонимания, Владимир Михайлович с особой тоской вспоминал свою прежнюю жизнь, тоже очень активную, но, направленную на созидание нового, а не на разрушение старого; наверняка в неравном браке тосковал  по своей, такой близкой не только телом, но и душой, Александре Афанасьевне.

Начало весны 1914 года. Последние предвоенные месяцы. Город, казалось бы, застыл в ожидании первой капели и весеннего солнышка с масленичными блинами. Молодая жена Владимира Михайловича - в предвкушении воскресных прогулок со знаменитым супругом  по аллеям парка в новой модной шляпке от модистки с Московской.
 На верху Поповой горы, в лесу - летний театр, где летом проходят концерты, ставятся постановки местного драмтеатра, где рестораны выносят столики на свежий воздух и запахи  молодой листвы перемешиваются с запахом свежеиспечённых пирогов. По выходным дням играет духовой оркестр 177 Изборского полка.
 
 Мягкая тёплая волна всегда пробегала по спине Татьяны Васильевны при первых звуках модного тогда вальса «Мокшанский  полк на сопках Маньчжурии», и она чувствовала себя абсолютно счастливой, кружась под эту музыку с каким-нибудь галантным молодым офицером, чувствуя, как любуются окружающие легкости её движений и восторженному румянцу щёк. И совсем не думалось об истории этого вальса*, о написанных тяжёлых, как сама война, словах:

Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!..

Ведь эта война была уже давно и очень далеко, а слёзы на глазах если теперь и выступали, то только от лёгких порывов ветерка, возникавших в те моменты, когда вращаясь под раз-два-три, словно паришь над землёй...

 Но летом 177 Изборский полк уже играл другую музыку … это был военный марш «Прощание славянки»**.
 
Уже в июле 1914 г. из Пензенской губернии началась отправка на фронт 45-й пехотной дивизии, в состав которой и входил так полюбившийся пензяками духовой оркестр. Закончилась беззаботная жизнь нашей любительницы курортного отдыха, кино и театров.
 
       

ПРИЛОЖЕНИЯ:
   

* Вальс «На сопках Маньчжурии», который первоначально назывался «Мокшанский  полк на сопках Маньчжурии», вот уже вторую сотню лет волнует своих слушателей. Вальс был написан военным  капельмейстером Ильёй Алексеевичем Шатровым (1885 —1952) в память о погибших боевых товарищах в годы Русско- Японской войны.
В 1903 году после окончания музыкального института, И. А. Шатров принял музыкальную команду в 60 человек Мокшанского резервного батальона Пензенской губернии. С началом русско- японской войны в 1904году полк, уже под названием 214-й резервный Мокшанский пехотный полк, был отправлен на Дальний Восток. Во время боя в критический момент, по приказу командира, капельмейстер Илья Шатров вывел оркестр на край окопа и повёл за знаменем,что помогло поднять боевой дух полка и прорвать кольцо.
Впервые вальс публично прозвучал в 1908г. в Самаре. С 1910 года тиражи граммофонных пластинок с записью вальса стали превосходить тиражи других модных вальсов - только за первые 3 года этот вальс переиздавался 82 раза.
В 1917 году вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. Руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища..
 С началом Великой Отечественной - капельмейстер дивизии.
В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и на концертах в дни торжеств по случаю празднования победы Красной Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.
 

** Марш «Прощание славянки» был написан Агапкиным Василием Ивановичем  в 1912 году, под влиянием событий, связанных с началом национально-освободительного движения в Болгарии и отправкой  русских добровольцев на  Балканы. На обложке нот надпись гласила: «„Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
Агапкин, Василий Иванович (1884-1964) русский, советский дирижёр и композитор. Крестьянский сын, из Рязанской губернии, оставшись полным сиротой в 10 лет, благодаря уникальному природному слуху зачислен в военный оркестр и к 14 годам стал лучшим солистом- корнетистом полка.
 В 1918 году Василий Агапкин добровольно поступил в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м красном гусарском полку. В январе 1924 года оркестр Агапкина участвовал в траурной церемонии во время похорон В. И. Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников; а в 1930-е годы возглавил оркестр Высшей школы НКВД СССР.
С начала  Великой Отечественной войны Василий Иванович Агапкин - капельмейстер Отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского войск НКВД. 7 ноября 1941 года Агапкин дирижировал сводным оркестром во время парада на Красной площади в Москве.
Был мороз, а пока по площади строем шли войска, подошвы сапог Василия Ивановича примёрзли к брусчатке. Получилось так, что оркестр отошёл в сторону, освобождая место механизированной колонне, а Агапкин не мог. Он так и стоял, пока кто-то дюжий уже ввиду подхода техники подбежал к нему и, оторвав от брусчатки, не унёс в сторону.
24 июня 1945 года на Параде Победы оркестр Агапкина также входил в состав сводного оркестра.
В Тамбове, автору  вальса «На сопках Манчжурии» Илье Шатрову и автору марша «Прощание славянки» Василию Агапкину поставлен памятник.
 «Знамя – вперед! Оркестр – вперед!» А следом поднимались солдаты – в штыковую атаку. Из всего оркестра осталось в живых только 7 человек. В том числе капельмейстер 214-го Мокшанского полка Шатров, который посвятил ему вальс «На сопках Маньчжурии»

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/07/1048

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2


Рецензии