Долгая дорога к Богу Гл. 2 Часть 4 Николай

На коллаже представлены фотографии:
На 1-м снимке – Николай Ананевич Покровский –
Снимок из посмертного дела.
Справа вверху – Двоюродные братья – Виктор Дудко и Юрий Ермалюк.

На третьем снимке - слева – жена Николая Ананьевича – Раиса Дмитриевеа,  бабушка Виктора,
Справа  – дочка Аристарха Ананьевича – Ираида Аристарховна – двоюродная сестра мамы Виктора, которая  помогала Вере Николаевне ухаживать за детьми.
В середине – дети Веры Николаевны: Виктор и Марта Дудко.

На 4-м снимке ИНТАЛАГЕРЬ.               
               
ДОЛГАЯ   ДОРОГА  К  БОГУ,  ДЛИНОЙ   В   ЦЕЛУЮ   ЖИЗНЬ
ГЛАВА 2   ПРАВОСЛАВНЫЕ  КОРНИ  ПОКРОВСКИХ родом из Самарской губернии
ЧАСТЬ 4   НИКОЛАЙ

 НИКОЛАЙ  АНАНЬЕВИЧ  ПОКРОВСКИЙ

Не нужно объяснять, что всю информацию о жизни моих и Виктора  православных предков, я переношу сюда из книг, посвященных Родословному Древу нашей семьи.

В 1960-м году я вышла замуж за Виктора Анатольевича Дудко.
Я знала всю историю его жизни. В 11 лет в 1944 –м году он убежал на фронт искать своего отца. Нашел,  и больше с ним не расставался.
 К матери он не вернулся.
Родители к этому времени уже развелись.
Я думала, что именно по этой причине Виктор мало что знал из прошлой жизн мамы - Веры Николаевны Дудко – до замужества – Покровской.
Но причина оказалась в другом. Вера Николаевна, так же, как и все её братья и сёстры считались детьми врага народа.

Их отец – Николай Ананьевич Покровский был священником.
11 июня 1937 г. по сфальсифицированному обвинению в участии в контрреволюционной фашистской организации - Постановлением тройки УНКВД Оренбургской области 14 августа 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение 16 августа 1937 года.

Все подробности этого дела и о реабилитации Николая Ананьевича я расскажу чуть позже.
А начать хочу опять с Родословной семьи Покровских.
Для того, чтобы понять – почему у Николая Ананьевича так сложилась судьба, хотелось узнать не только его биографию, но и корни Родословной его предков.
Тогда будет понятно – его жизнь была исключением или  законным проявлением: его поступков и мирозрения в беззаветной вере и служении православию и Богу.

Но для этого нужно было найти информацию о корнях Родословной Николая Ананьевича.  Мы искали.
Кто это – мы?
Я уже писала о том, как сложилась наша  группа поисковиков, отыскивающая следы корней наших далёких предков.
Поскльку не все читатют подряд Части из Глав  этой нашей книги, я всё-таки повторюсь и перечислю родственников, которые нашли нас с Виктором и примкнул к нам в  работе над составлением РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА СЕМЬИ…

Мы – это не только я и Виктор. Как вы помните, что в нашей поисковой работе участвовали родственники, отыскавшие нас по прежним нашим публикациям.

Виктор Анатольевич посетовал о том, что ему много известно по линии родословной веточке – ДУДКО и практически ничего не известно о  предках по линии матери – ПОКРОВСКИХ.

И неожиданно нас находят по нашим публикациям на ПРОЗА.РУ
- Олечка Савонина и Покровский Владимир Николаевич.

Чтобы было понятно – какие родственники нас нашли по линии ПОКРОВСКИХ, объясню следущее.

Самым Главным предком, от которого мы строим Родословное древо ПОКРОВСКИХ, является – ИОАНН ИУЛЬЯНОВИЧ ПОКРОВСКИЙ, рдившийся предпложительно в конце VII века.

 АНАНИЙ ИОАННОВИЧ ПОКРОВСКИЙ – один из сыновей ИОАННА.

У АНАНИЯ ИОАНОВИЧА  было 6 сыновей и 3 дочки.
В их числе – сын – НИКОЛАЙ АНАНЬЕВИЧ.
 К этой ветке относится ВИКТОР ДУДКО. Его мама – ВЕРА НИКОЛАЕВНА  ПОКРОВСКАЯ. Следовательно, сам Виктор – правнук Анания ИОАННОВИЧА ПОКРОВСКОГО.
Виктор является представителем родословного древа ПОКРОВСКИХ по линии  НИКОЛАЯ АНАНИЕВИЧА ПОКРОВСКОГО.

Ещё один сын АНАНИЯ ИОАНОВИЧА – АРИСТАРХ АНАНЬЕВИЧ. К этой ветке относится Оленька Савонина, нашедшая нас. Её бабушка – ЗОЯ АРИСТАРХОВНА (САВОНИНА).  Значит, сама Оленька – правнучка АРИСТАРХА и пра-правнучка  АНАНИЯ ИОАННОВИЧА.
Ольга является представителем  родословного древа ПОКРОВСКИХ по линии (ветке) АРИСТАРХА АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО.

По линии АРИСТАРХА АНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО мы много лет дружим  - с ЗАЙЦЕВЫМ АЛЕКСАНДРОМ. Его мама – ЕВГЕНИЯ АРИСТАРХОВНА ПОКРОВСКАЯ.
Сам Александр приходится – правнуком АНАНИЯ ИОАННОВИЧА ПОКРОВСКОГО.
Александр, как и Ольга - является представителем рода АРИСТАРХА АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО.

Через Олечку на нас вышел – ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ.

Его отец – НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, сын КОНСТАНТИНА АНАНЬЕВИЧА и внук АНАНИЯ ИОННОВИЧА. Значит, сам ВЛАДИМИР является -  правнуком АНАНИЯ ИОННОВИЧА ПОКРОВСКОГО.
Владимир является представителем рода древа ПОКРОВСКИХ по линии (ветке)  КОНСТАНТИНА АНАНЬЕВИЧА.

Вроде бы ничего не перепутали. Но по крайней мере, вырисовывается группа родственников, объединённая общей идеей – составления ЕДИНОГО РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА -  РОДА ПОКРОВСКИХ, идущего от ИОАННА ПОКРОВСКОГО, родившегося, как мы предполагаем в последних годах XVII или в начале XVIII века, из намоленного города – САМАРЫ.

До сего времени у нас с  Виктором Анатольевичем было не очень много данных в этом направлении исследований родословной ПОКРОВСКИХ.

И, вот, неожиданное чудесное знакомство с Владимиром Николаевичем Покровским открыло перед нами богатейший источник знаний в этой области исследований.

Владимир Николаевич с женой живут в Москве.

Уже когда все перечисленные родственники  общими усилиями публикуя воспоминания о Венедикте Ананьевиче и сокрушаясь о том, что не хватает данных о следующем по возрасту сыне Анания – Николае, Владимиру Николаевичу пришло сообщение:

"Я - правнучка Николая Ананьевича Покровского, внучка его сына Дмитрия, который погиб на фронте. Дочь Дмитрия Николаевича
(внучка Николая Ананьевича) жива, ей 80 лет и она живет в г. Салавате в Башкирии. Я живу в г. Бузулуке, где были растрелены Николай Ананьевич и Венидикт Ананьевич."

И на этом  чудеса с внезапным знакомством родственников – потомков Анания Иоанновича Покровского не кончаются.
Так что – история Родословной Покровских восстановлена и составлена общими усилиями родственников – потомков детей Анания Иоановича Покровского, это:

Виктора Дудко – правнук НИКОЛАЯ Ананьевича,
Оленька Савонина – правнучка АРИСТАРХА Ананьевича,
Александр Зайцев – сын ЗОИ Аристарховны, внук АРИСТАРХА Ананьевича и Владимир Покровский – сын НКОЛАЯ Константиновича, внук КОНСТАНТИНА Ананьевича и другие…

А вот теперь мы можем перечислить – сколько в роду ПОКРОВСКИХ было священников.

Самый Главный предок семьи ПОКРОВСКИХ из Самары – ИОАНН УЛЬЯНОВИЧ был псаломщиком (дьяконом).

Ананий ИОНОВИЧ – священник.

Сын  Анания – ВЕНИДИКТ – священник,
Сын  Анания -  НИКОЛАЙ – священни,
Сын  Анания - КОНСТАНТИН – священник,
Сын  Анания – АРИСТАРХ – священник.
Муж дочки Анания - Марии тоже был священником. В 1920 году он  был репрессирован и расстрелян в городе Сызрани.

Вот таая Родословная история у предков ПОКРОВСКИХ.
Подробнее – дальше.
В предыдущих Частях 2-й Главы  «ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ...» мы уже рассказали о Анини Ионновиче и его старшем сыне – Венедикте.

Теперь очередь – НИКОЛАЯ АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО, который является дедушкой Виктора Дудко.

Биографию его, конечно, пришлось собирать по крупицам.
(Заслуга – В. Н. Покровского).

НИКОЛАЙ  АНАНЬЕВИЧ  ПОКРОВСКИЙ

Фотография НИКОЛАЕВИЧА имеется всего одна, и та – из его посмертного дела. Она приведена вверху.

ХРОНИКА  ЖИЗНИ  НИКОЛАЯ  АНАНЬЕВИЧА  ПОКРОВСКОГО

1872. Николай Ананьевич Покровский родился 2 января (по старому стилю).
 
1872 года в селе Саврушино, Бугурусланского уезда в семье священника Анания Иоанновича Покровского. Мать - Евгения Матвеевна Покровская (Зефирова), священническая дочь.

1882. Николай Покровский окончил приготовительный класс Бугурусланского духовного училища.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1882 года, стр. 264.

1883. Николай Покровский окончил первый класс Бугурусланского духовного училища.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1883 года, стр. 310.

1884. Николай Покровский окончил второй класс Бугурусланского духовного училища четвёртым нумером. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1884 года, стр. 333.

1885. Николай Покровский окончил третий класс Бугурусланского духовного училища.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1885 года, стр. 282.

1886. Николай Покровский выпущен из Бугурусланского духовного училища по первому разряду с удостоением перевода в первый класс духовной семинарии.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1886 года, стр. 303.

1886. В состав первого класса Самарской духовной семинарии в начале 1886/7 учебного года- принят ... ученик Бугурусланского духовного училища Николай Покровский.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 18, 15 сентября 1886 года, стр. 391.

1887. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1886/7 учебного года ... класс первый, штатное отделение: Николай Покровский причислен к первому разряду. Переводится во второй класс.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1887 года, стр. 291.

1888. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1887/8 учебного года ... класс второй, штатное отделение: Николай Покровский причислен к первому разряду. Переводится в третий класс.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1888 года, стр. 379.

1889. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1888/9 учебного года ... класс третий: Николай Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в четвёртый класс . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1889 года, стр. 384.

1890. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1889/90 учебного года. Класс четвёртый, разряд второй, Николай Покровский переводится в пятый класс.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1890 года, стр. 416.

1891. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1890/91 учебного года. класс пятый, разряд второй, Николай Покровский переводится в шестой класс.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1890 года, стр. 403.

1892. Из списка учеников Самарской духовной семинарии, несвоевременно явившихся на занятия после рождественских вакансий. Первый класс, первое отделение: Константин Покровский; шестой класс: Николай Покровский.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 9, 1 мая 1892 года, стр. 381.

1892. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1891/92 учебного года. класс шестой, Окончил полный курс и выпущен из семинарии с установленными свидетельствами Николай Покровский по второму разряд.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1892 года, стр. 555.

1892. Назначен на место псалмщика: 19 августа в с. Исаково, Бугурусланского уезда окончивший курс духовной семинарии Николай Покровский.
 Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 20, 15 октября 1892 года, стр. 866.

1893. Преосвященнейшим Гурием, епископом Самарским и Ставропольским Николай Покровский рукоположен во диакона 19 июля 1893 года и сего же года и месяца 21 дня во священника (по клировой записи).

1893. Назначен на священническое место: 26 июля в с. Городецкое, Бугурусланского уезда псалмщик с. Исакова, того же уезда, окончивший курс духовной семинарии Николай Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 19, 1 октября 1893 года, стр. 365.

1893. Росписание катехизических поучений в городах и сёлах Самарской епархии на 1885 год. По 1 благочинническому округу Бугурусланского уезда (благочинный священник ): Священник села Городецкого Николай Покровский.
Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1893 года, стр. 407.

1895. Указом Самарской духовной консистории за № 1153 Николай Покровский по собственному прошению перемещен 26 января 1895 года на место священника в Казанско-Богородицкую церковь с. Лоховка, Бузулукского уезда Самарской епархии (по клировой записи).

(К настоящему времени уже давно исчезли с лица земли – и село Лоховка и церковь Казанско-Богородицкая. Память о них осталась лишь в клировой записи.)

22 сентября 2012 года  Преосвященный Алексий, епископ Бузулукский и Сорочинский, совершил освящение креста и памятного камня на месте построенного в 1894 году храма во имя Казанской иконы Божией Матери в исчезнувшем селе Лоховка современного Твердиловского сельсовета Бузулукского района. Владыка отслужил заупокойную литию у реконструированной стелы, на которой укреплены таблички с именами 76 лоховцев, погибших в боях Великой Отечественной войны.

Его Преосвященству сослужили: игумен Виталий (Климов) и диакон Сергий Пешков. Пел хор храма Спасо-Преображения г. Бузулука.

«Это добрые дела, это знак вашей внимательности, знак жизни духовной. Необходимо помнить о предках своих. Эта память должна быть всегдашняя. В память вечную будет праведник» – сказал владыка Алексий, обращаясь к собравшимся жителям Бузулукского района.

Продолжение послужного списка Николая Ананьевича Покровского…

1903. Епархиальным Начальством за отличное и ревностное служение церкви Божией награждается набедренником священник Бузулукского уезда Лоховки Николай Покровский 31 марта 1903 года (по клировой записи).

1904. Из клировой ведомости Казанско-Богородицкой церкви села Лоховка, Бузулукского уезда, Самарскрй епархии за 1904 год:
В семействе у него -- жена Раиса Димитриевна, дочь диакона, родилась 24 июля 1874 года в селе Федоровке, Ставропольского уезда.
Дети их: Борис родился 15 июля 1894 года, обучается в Бугурусланском духовном училище на содержании отца; Александр родился 18 апреля 1899 года; Павел родился 2 ноября 1902 года; Зоя родилась 8 октября 1904 года

1907. За отлично ревностную службу церкви Божией награждается скуфьею священник Бузулукского уезда Лоховки Николай Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 8, 15 апреля 1907 года, стр. 120.

1909. Из клировой ведомости Казанско-Богородицкой церкви села Лоховка, Бузулукского уезда, Самарскрй епархии за 1908 год:
В семействе у него -- жена Раиса Димитриевна, родилась 24 июля 1874 года.
 Дети их: Борис родился 14 июля 1894 года, обучается в Самарской Духовной семинарии на отцовском содержании; Павел родился 2 ноября 1902 года; Зоя родилась 8 октября 1904 года; Сергей родился 5 января 1907 года; Димитрий родился 18 мая 1908 года.

В этом списке не указано рождение младшей дочери Веры – мамы Виктора  Дудко, так как она родилась в 1910 году.

Нижеследующие сведения найдены на сайте «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» Православного Свято-Тихоновского Богословского Института GZfSmFf8LUseVyAHNyV8Kfc5tjAH2iBHQn**).

Заявитель -- Ермалюк Юрий Константинович, внук Николая Ананьевича (сын Зои Николаевны Ермалюк, в девичестве – Покровская).

До 1931 года Николай Ананьевич Покровский служил священником в с.Лоховка, Оренбургская о., Бузулукский р. Кроме того, Николай преподавал  в церковно-приходской школе.

Жена его, Раиса Дмитриевна, была регентом церковного хора и учила детей пению.

1931. Аррестован в с. Лоховка, Оренбургская о., Бузулукский р.
После ареста дом о.Николая конфисковали, а жену заставили немедленно выехать из Лоховки, и она перебралась в г.Бузулук.
При осуждении о. Николай получил приговор -- 3 года ссылки.

1931 – 1934. Находился в заключении в г.Инта, Коми АССР.

Сегодня уже не осталось свидетелей, с которыми Никлай Ананьевич сидел в городе Инта. Поэтоу сегодня мало кто представляет – что это такое – ссылка в инталагерь.

Узнав, что Николай Ананьевич находился в ссылке с 1931 по 1934 год,  в заключении в г.Инта, Коми АССР, мы нашли информацию об этом ИНТАЛАГЕРЕ.

ИНТАЛАГЕРЬ

Интинский лагерь НКВД – МВД СССР организован 11 декабря 1941 г. в поселке Инта Кожвинского района Коми АССР.
Специализировался на геологоразведке, добыче угля, строительстве, лесозаготовках, сельском хозяйстве.

В июле-августе 1941 г. рядом с лагерем прошла Северная железнодорожная магистраль, и заключенные Печорского лагеря провели к руднику железнодорожную ветку, что позволило резко улучшить материально-техническое снабжение строительства.

15 октября 1942 г. первый эшелон интинского угля пошел потребителям.

Полным ходом шло строительство еще 4 шахт.

С 1943 г. в состав Интинского лагеря вошли: угольный рудник Еджыд Кырта (ср. течение Печоры), совхозы «Красный Яр» и «Кедровый Шор», инвалидный лагпункт в Адзьвавом, Кожвинское лесное и Кожвинское транспортное отделения.

Летом 1948 г. Интинский лагерь был разделен. Из него выделился самостоятельный особый лагерь № 1 («Минеральный»), в котором содержались особо опасные государственные преступники. Группа лагподразделений Интинского ИТЛ была разбросана по значительной территории - от Печоры (Кожва) до Абези. Средняя наполняемость лагпунктов составляла 20-25 тыс. человек.

Интинский лагерь имел свой небольшой театр, в котором работали Николай Константинович Печковский - знаменитый тенор, солист Мариинского театра, певица Лина Лувере - жена композитора Прокофьева, Нина Горская - жена артиста кино Бориса Чиркова.

В разное время в лагере на положении заключенных находились - Алексей Яковлевич Каплер, актер и режиссер кино, Валерий Семенович Фрид и Юлий Теодорович Дунский, детская писательница Евгения Александровна Таратута, профессор Николай Николаевич Пунин (муж Анны Ахматовой).

В Абезьском лаготделении умерли философ и историк Лев Платонович Карсавин, бригадный генерал довоенной Литвы И. Б. Йодишюс.

В лагпункте Адак умер известный деятель украинской культуры, историк Виктор Дмитриевич Юркевич.

С марта 1953 г. предприятия Печорского угольного бассейна были переданы Министерству угольной промышленности СССР, а железнодорожные и лесные лагеря - соответственно Министерствам путей  сообщений и лесной промышленности СССР. Последовавшая за этим амнистия заключенных и реорганизационные процессы нанесли смертельный удар по всей системе ГУЛАГа. Демонтаж Интинского лагеря велся поэтапно и окончательно завершился в 1957 году.
Лагерь положил начало городу Инта, в герб которого вошла и водонапорная башня, построенная интернациональными бригадами строителей-заключенных (в основном литовцами).

Кроме интинской башни, памятники погибшим на приполярной земле поставлены в Абези, Адаке, на Восточном поселке и в центре города.

Источники:
Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. – 576 с.
http://ninavasminaeva.narod.ru/ludi/cha16.htm

Как мы уже узнали, в ИСТЛАГ входило несколько групп…
Нам не известно,  – в какую именно из групп попал Николай Ананьевич Покровский.
Но виртуально мы можем побывать в каждой из них.

АБЕЗЬ

Абезь тогда - лагподразделение Интинского ИТЛ.
Сегодня - центр сельской администрации Интинского муниципального образования.
Численность населения 1,4 тыс. жителей – 1968 г., 783 человека - 2000 г.
Расположен на правом берегу реки Уса.
Основан в 1942 году как станция на железнодорожной ветке до Воркуты.
С 1942 года по 1991 год имел статус посёлка городского типа.
С 1932 года по 1959 год существова, какл Абезьский лагерь.
Абезьский лагерь - это чисто условное и общее название всех лагерных подразделений: Ухтпечлага, Севержелдорлага, Печорлага, Северного управления, Минлага и Воркутлага, дислоцировавшихся в Абези в тот период.
За 27 лет своего существования Абезьский лагерь несколько раз изменялся. Он перестраивался, расширялся и уменьшался, изменял свой облик, масштабы владений и внутреннюю планировку, переходил из одного подразделения в другое, меняя подчинения.
И соответственно здесь менялись задачи лагеря.

В связи с необходимостью освоения Воркутинского угольного месторождения нужна была дешёвая рабсила, которую широко использовали на ударных стройках нашей страны. В 1932 г. в Воркуту стали постоянно отправлять многочисленные этапы заключённых, и с той самой поры в Коми, в деревеньке Абезь возник первый сталинский лагерь. Здесь была создана перевалочная база Ухтпечлага Усинского отделения, получившая название Абезьский перевалочный пункт. До конца сентября 1936 г. он подчинялся Воркутинскому руднику шахты.

По приказу НКВД СССР № 342 от 1 октября 1936 г. была изменена структура управления Ухпечлага. Вместо бывших 5-ти лагерных подразделений-промыслов решили создать 5 лаготделений по производственному направлению. Абезьский перевалочный пункт состоял из 2-х зон: мужской и женской. Он имел лагучастки, сезонные командировки и подкомандировки.

В задачу лагпункта входило обеспечение инструментом и лесоматериалом строительства узкоколейки (ВЖД) Рудник - Воркута-Вом. Доставку всего необходимого к пристани Усть-Воркута и вывозку угля из Воркуты на баржах осуществляло Печорское управление речного пароходства. Кроме того, здесь работали экспедиции геологов Ухтпечлага по будущей железной дороге от Усть-Кожвы до Воркуты, а в самой Абези изыскательская группа инженеров-проектировщиков института Лентранспроекта под руководством зам. начальника экспедиции А.В. Гоникберга.

Проектированием железнодорожного моста через Усу занимались инженерно-технические работники Ленмостпроекта. Начальниками лагеря были Дождиков, Акерман и другие.

По отдельным разрозненным источникам установлено, что в 1937 г. лагпункты Абези имели смешанный характер - лесной и карьерный. Для дальнего освоения Печорского бассейна и доставки воркутинского угля потребовалось срочно решить вопрос соединения Заполярья с центральными районами страны. Двадцать восьмого октября 1937 г. Совнарком СССР принял постановление № 1952-343 о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали.

В Абезьском лагере находились в заключении и умерли Лев Карсавин, Николай Пунин, Андрей Симуков, Иван Фещенко-Чопивский, Иван Коноплин, Дионисий Каетанович, Ионас Иодишус. В Абезе были в заключении Каролина Кодина-Любера (первая жена композитора Сергея Прокофьева), Евгения Таратута.

В августе 1990 г. перед входом на поселковое кладбище установлен памятник скорби «Пылающий крест», памяти литовских политзаключенных Абезьского лагеря (автор проекта скульптор
И. Иодишюс).

Монумент освящен епископом Казимиром Василяускасом, бывшим узником Интинского лагеря. Надписи на табличках на литовском, английском, русском и коми языках: «Невернувшимся / Вильнюсское общество ссыльных».

В сороковые годы при управлении Печоржелдорлага в поселке Абезь Интинского района  при Доме культуры шахтеров был создан  музыкально-драматический театр.

Состав Печорского театра, для которого было построено деревянное двухэтажное здание, с полным комплектом актеров, певцов, музыкантов, художников и рабочих сцены в разное время насчитывалось от 80 до 120 человек.

Среди них были известные личности: кинорежиссер Л. Оболенский, главный дирижер одесского оперного театра Н. Чернятинский, заместитель главного художника Мариинского театра Д. Зеленков, режиссер Радловского театра Ф. Редин, тенор А. Аксенов, пианистка высшего класса О. Ландер.

В интинском театре действовали две сильные в профессиональном плане группы – музыкальная и драматическая.

Организатором интинского лагерного театра был знаменитый солист Мариинского театра Николай Константинович Печковский, в прошлом руководитель филиала оперы и балета им. Кирова в Ленинграде.

Музыкальной группой под руководством Печковского наряду с произведениями легкого жанра, такими как опереретты Кальмана «Баядера», «Марица», «Сильва», ставились и более сложные спектакли – оперы «Кармен» Бизе, «Паяцы» Леонковалло, где сам постановщик исполнял главную роль.

Репертуар драматической группы включал произведения русских и советских драматургов в постановке режиссера Александра Яковлевича Карпова:
«На бойком месте», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Без вины виноватые» Островского, «Женитьба» Гоголя, ряд водевилей Чехова, «Русский вопрос» Симонова, «Платон Кречет» Корнейчука.

Коллектив театра неоднократно совершал гастрольные поездки в Печору, Воркуту, Ухту. Для обслуживания самых дальних отделений Печорлага из состава театра была сформирована концертно-эстрадная бригада (КЭБ) под руководством А. Петрушанской.

В 1944 г. Абезьским театром было поставлено 93 спектакля.
В 1946 г. коллективом театра было дано 86 спектаклей.

Театр прекратил свое существование в середине 50-х гг. XX века в связи с реорганизацией в системе ГУЛАГа.

Преемником лагерного театра явился интинский народный театр, в котором продолжали свою творческую деятельность артисты лагерного театра: музыкант И. Салий, балетмейстер Т. Вераксо, артист драмы Н. Массальский и др.

Источники:
Козлова Д. Т. Театры ГУЛАГа и их роль в развитии театрального дела в Коми Республике // Социально-культурные и этнодемографические вопросы истории Коми. – Сыктывкар, 1997. - 140 с.

КЕДРОВЫЙ ШОР

Следующее лагподразделение ИТАКЛАГА - КЕДРОВЫЙ ШОР
Кедровый шор, поселок в Печорском районе, центр Кедровошорского сельсовета, в который входят также деревни Конецбор и Медвежская. Расположен в юго-восточной части района, на левом берегу реки Печоры в 52 км вверх по течению от города Печоры. Основан в 1930 году, как спецпоселок высланных кулаков.
1932 г. на месте спецпоселка  был организован сельхозлагерь.
В 1932-1933 гг. в Кедровом Шоре развернулось большое хозяйственное строительство, были построены комендатура, радиостанция, телефонная станция, авиастанция (аэродром), жилые бараки.
За время своего существования сельхозлагерь подчинялся нескольким Лагерным управлениям: Ухтпечлагу, Воркутпечлагу, Интлагу НКВД-МВД.
 В их организационной структуре он прирав¬нивался к Отдельному Лагерному Пункту (ОЛПу).
Сельхозлагерь подразделялся на три лагпункта, обслуживающих хозяйственные фермы (Кедровка, Заозерный, Развилки).
В лагерном пункте содержалось около тысячи заключенных.  Около половины заключенных - женщины.
Лагерь в Кедровом Шоре был главным поставщиком продовольствия для Интлага НКВД-МВД (растениеводство и животноводство).

Как и во всех других местах заключения, лагерь соседствовал с вольнонаемным поселком, большинство населения которого составляли бывшие заключенные, которым в годы войны был запрещен выезд в родные места.
В октябре 1953 г. лагерь был закрыт, а на его базе был организован совхоз «Кедровый Шор» Печорского речного пароходства.
Сельхозлагерь в Кедровом Шоре был одним из многочисленных типичных сталинских лагерей.

Источники:
Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. – 576 с.
Проблемы истории репрессивной политики на Европейском Севере России (1917-1956 гг.): Тез. Докладов Всероссийской научной конференции / Сыктывкарский ун-т. – Сыктывкар, 1993. – 96 с.

МИНЕРАЛЬНЫЙ  ЛАГЕРЬ

Минеральный лагерь образовался в феврале 1948 г. и обслуживал Интинский комбинат МВД. Здесь добывался уголь на шахтах № 1-4, 6, 7, 10, строились новые шахты - № 5, 9, 11-14. Также осуществлялось капитальное, дорожное, жилищное строительство, осушительные работы, работы на рудниках Еджыд-Кырта и Кожим, на ремонтно-механическом заводе (пос. Инта), на кирпичном заводе, строился шлакоблочный завод комбината Интауголь, велись работы на автобазах и лесобирже и т.д.

В ноябре 1948 г. в состав Минлага были переданы подразделения ликвидированного Инталага. Минлаг был закрыт в марте 1957 г., все его подразделения были переданы Печорскому ИТЛ.

Источник:
Вклад репрессированных в освоение европейского Севера России и Приуралья: Материалы регионального научного симпозиума. – Сыктывкар: Институт Языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2004. – 192 с.

Нам не удалось узнать в каком из лагерей ИСТЛАГА отбывал заключение Николай Ананьевич Покровский, но теперь уже и не важно – в каком.
Условия во всех этих лагерях были одинаково невыносимыми и трудновыживаемыми…

В ссылке он пробыл три года – с 1931 по 1934 г.г.
Главное, что тогда он вернулся из этой  ссылки живым и снова занял должность священника в одной из церквей Бузулука, куда перебралась его жена после Ареста Николая.
Это были три последние годы жизни вместе с семьёй – женой и детьми.

1934. Отец Николай вернулся из ссылки и стал служить священником в местной церкви в г.Бузулуке, Оренбургская о.

1937. В 1937 году был вновь арестован  17 июня 1937 года в г. Бузулуке.

У о. Николая осталось шестеро детей. На допросах о.Николай сказал, что у него только один сын. Скрыв наличие пятерых детей, о.Николай спас их и их семьи от страшного клейма – ВРАГИ  НАРОДА…

Впоследствии все четыре сына о.Николая воевали, двое погибли на фронте, а двое вернулись искалеченными и прожили недолго.

В тюрьме о.Николая пытали.
14 августа 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Оренбургской обл. Николай Ананьевич обвинен в "активном участии в фашистской контрреволюционной организации" и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Приговор приведён к исполнению 16 августа 1937 года в тюрьме г.Бузулука, Оренбургской о.

1988. Реабилитирован Оренбургским областным судом 27 июня 1988 года.
 Справка о реабилитации (номер 44-у-III) выдана родным 1 июля 1988 года.

Из фотографий Николая Аниньевича – имеется всего лишь одна, и та была прислана, вынутая из посмертного дела…

Из Фотографий жены Николая – Раисы Дмитриевны – тоже соханилась всего одна, которая приведена вверху этой части.

Вверху – на 2-й фотографии-
Слева – жена Николая Ананьевича – Раиса Дмитриевеа,  бабушка Виктора,
Справа – дочка Аристарха Ананьевича – Ираида Аристарховна – двоюродная сестра мамы Виктора, котороая в детстве помогала Вере Николаевне ухаживать за детьми.
В середине –  Виктор Дудко,  внук Николая Ананьевича, правнук – Анания Ионновича Покровских (по линии матери)
и его сестрёнка – Марта (Рита) Дудко.

                ПАМЯТЬ

Рассказ о своём  дедушке продолжает внук его – Виктор Анатольевич Дудко...

У меня хранятся копии документов об аресте и расстреле, и затем – реабилитации моего деда (отца матери – Веры Николаевны Дудко, в девичестве – Покровской).
Документы эти я получил от моего двоюродного брата – Юрия Константиновича Ермалюка, сына Зои Николаевны Ермалюк, (в девичестве – Покровской), проживающем в Минске.
Вера Николаевна и Зоя Николаевна – родные сёстры.
Семейные узы были крепкими- то, что до сих пор передаётся по наследству.
Поэтому не удивительно, что на протяжении всей долгой жизни мамы Веры и тёти Зои  и они и мы – их дети, встречались при каждой  возможности, а уж переписывались-то в обязательном порядке.
Поэтому именно эти прошлые события, связанные с моим и Юриным   дедушкой – Николаем, мне легче рассказать посредством сохранившихся писем… 

Судьба Николая Ананьевича была  трагичной.
О  Николае Ананьевиче Покровском мы почти ничего не знали, кроме того, что он был священником, и был репрессирован в 1937 году.
Дома о нём не говорили никогда.
Но вот, однажды пришло письмо от моего двоюродного брата,  – Юры Ермалюка из Минска.

Письмо в Москву из Минска.
Адрес в Минске: «Минск ул. Горького, дом 139, кв. 52».

18.09.88 г.     ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МОСКВИЧИ – ВИКТОР  И  ИРАИДА!

Завершил хлопоты. Теперь мы уже все не родня «ВРАГА НАРОДА», а родня ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА, который в 1937 году прочитал в церкви отрывок из МТФ, 23: 7 – 10. Найдите сами.
У нас новостей особых нет. Мне – 60, но ещё работаю. Нэля служит женой, матерью и бабушкой. Мама Зоя уже слабая. Ей 85–ый год. Дочка Таня учит детей русскому и литературе в 5 и 8 классах. Сын Павел перешёл в журнал «Безопасность движения».
Жму руку!
                ЮРИЙ

Нужно объяснить – кто есть – кто, о ком упоминается в письме Юры.
Мама Юры – родная сестра моей мамы Веры – Зоя Николаевна.
Юрий – сын Зои Николаевны, мой двоюродный брат.
Нэлли – жена Юрия.
Павел и Татьяна – их дети…
Виктор – это я, сын Веры Николаевны.
Ираида – моя жена.

Следуя совету Юры, я открыл БИБЛИЮ – КНИГУ  СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ  ВЕТХОГО  И  НОВОГО  ЗАВЕТА.
 У нас  хранится Юбилейное издание, посвященное тысячилетию Крещения Руси (издание МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ  1988 года).

На 1042 странице, в ЕВАНГЕЛИИ ОТ  МАТФЕЯ читаю в 23 ГЛАВЕ:

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал:
на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;
по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
всё же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель!
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.»

Какие верные слова! Их можно отнести к любой эпохе, и прошедшей и будущей.
 И они – не устареют, не заржавеют…

Я  обратился  с  просьбой к Юрию - выслать нам копии документов,  реабилитирующих Николая Ананьевича  Покровского посмертно. 
Николай Ананьевич был репрессирован и расстрелян в 1937-ом году.
Письмо  Юры не заставило себя ждать.

                Здравствуйте, наши дорогие москвичи!
Витя и Ира, высылаю вам материалы о Николае Ананьевиче Покровском.  Как я их получил? Обратился с просьбой прояснить судьбу деда в Оренбургскую  областную прокуратуру.
Прошло месяца три и я решил,  что не получу ответа.
Вдруг раздался звонок.  - "Юрий Константинович,  просим быть у нас в Минской  областной прокуратуре во столько-то часов. Пропуск вам будет заказан".
Я прихожу.  Меня проводят в кабинет, усаживают и говорят, что получили ответ на  мой запрос.  И мне показывают конверт.  Я протягиваю к нему руку,  но конверт не получаю.  Мне зачитывают,  что мой дед,  Покровский Николай Ананьевич, служивший  священником в церкви в Бузулуке был арестован в 1937-ом году за участие в контрреволюционной антисоветской организации и приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение.
Проверили материалы дела и пришли к выводу, что Покровский ни в чём не виноват, и он реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.
И, если я хочу получить справку о реабилитации,  должен ещё раз обратиться  в  Оренбургскую областную  прокуратуру,  что я и сделал на следующий день.
Написал, что не сохранились фотографии деда,  что мы не знаем подробностей и  т.д.
На этот  раз ждать пришлось всего две недели.  Прислали и справку и фото и  свидетельство о смерти.
Я возмутился тем, что в этом свидетельстве не указали причину смерти. Завязалась переписка, на которую я получал отписки. Они победили...

Кроме того, я написал письмо архиепископу Оренбургскому - Леонтию, рассказал о судьбе деда и попросил,  чтобы в Бузулукском храме поведали прихожанам о нём  и помолились за его упокой. Через пару недель Леонтий прислал мне письмо, что моя просьба выполнена.
И ещё я написал в газету Бузулукского района,  но получил бюрократическую отписку.
Я пишу эту часть письма под копирку, чтобы не повторяться, рассылая много писем родне.
После долгой переписки с УКГБ по Оренбурской области, меня вызвали в КГБ в Минске и прочитали выписку из дела.

"Покровский Николай Ананьевич, 1872 года рождения, уроженец о. Савруши Бугурусланского р-на, без определённых занятий, служитель религиозного культа, проживающий в г. БУЗУЛУКЕ по ул. 23-яя линия, дом 32, арестован 11 июня 1937 г. по сфальсифицированному обвинению в участии в контрреволюционной фашистской организации.
Постановлением тройки УНКВД Оренбургской области 14 августа 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение 16 августа 1937 года. Место захоронения неизвестно. В настоящее время оно устанавливается, о чём будет сообщено в местной печати."

Бузулукский городской ЗАГС выслал мне также гербовое свидетельство о смерти, где указана эта дата – 16 августа. Причина смерти не указана.
Справку о реабилитации я посылал раньше.
Предлагаю 16 августа 1989 года помянуть отца Николая. Поставить в церкви свечи, подать поминальную записку.

Юрино письмо намного интереснее,  чем те официальные документы,  которые я считаю необходимым привести здесь полностью.
Это не только судьба родного  моего деда Николая Ананьевича, но это и история нашей страны, наших соотечественников, которых были  миллионы.

Эти  сухие строчки являются документальной историей, которую сегодня или перечёркивают или искажают, а порой просто забывают...


                Письмо в Москву из Минска.

6.01.89 г.              ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МОСКВИЧИ!

Поздравляем всех Вас с Новым Годом! Желаю счастья и здоровья! Вы,  поняли, что речь идёт о 13 января. Сердечные  поздравления и пожелания Вашей молодёжи!

Посылаю Вам одну бумагу, которая в душе будит печальные мысли. Вере Николаевне тоже послал. Если из Бузулука мне напишут, что обнаружено место похорон жертв сталинских репрессий, я попрошу положить туда цветы и от Вашего имени.

У нас всё старое.
                ЮРИЙ.
В письмо ЮРЫ вложена официальная справка о реабилитации Покровского Николая Ананьевича, Юриного и Витиного деда со стороны матери.

Министерство юстиции РСФСР
ОРЕНБУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
460000 г. ОРЕНБУРГ
ул. ПУШКИНА,31  тел. 7 – 59 – 67
1.07.88 г.  № 44 – у – 111

                С П Р А В К А

Дело по обвинению Покровского Николая Ананьевича, 1872 года рождения, до отъезда был служителем религиозного культа, проживал в г. БУЗУЛУКЕ Оренбургской области – пересмотрено судом.

Постановление тройки УНКВД Оренбургской области от 14.08.37 г. в отношении Покровского Николая Ананьевича отменено и дело производством прекращено за отсутствием события преступления.

Покровский Николай Ананьевич по данному делу реабилитирован.

Председатель ОРЕНБУРГСКОГО
Областного суда................................. Н.Н.ДАШУТИН.

И следующее письмо...

       У П Р А В Л Е Н И Е                220123   БССР г. Минск.
            КГБ СССР
      по Оренбургской обл.               ул. М. Горького, 139, кв.52.
         04.04.90 г № Т-38                ЕРМАЛЮКУ  Ю. К.
            г. Оренбург      
               
               
                Уважаемый Юрий Константинович!
Высылаем Вам Фотографию   НИКОЛАЯ АНАНЬЕВИЧА, хранившуюся в «расстрельном» деле. 
С уважением - начальник подразделения_______________________ В.Г. Крюков.»
   
      
Жена Николая Ананьевича - бабушка Виктора и Юры, пережила мужа на 21 год, и умерла в 1958 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии