Загадка Моны Лизы

На днях нашел в сети оцифрованную копию того самого журнала «Работница», номер 6 за 1987 год, в котором была помещена статья о Леонардо да Винчи. Помню, что та публикация произвела на меня в далекие перестроечные времена сильное впечатление.

Тогда мы ехали с моей мамой в электричке, и она показала мне тот журнал. Из чего я делаю вывод, что произошло то событие в 87 или, в крайнем случае, в 88 году, когда мне было около 9-10 лет. Помню, что после чтения той статьи, я увлекся данной темой и стал искать другие материалы по ней в периодике, а также в энциклопедиях, которые находил в квартире у своего двоюродного брата. Помню также, что нашел несколько репродукций картин Леонардо в разных журналах, которые выписывала наша семья, после чего аккуратно вырезал их и повесил на стену у себя в комнате. Это был первый в моей жизни опыт осознанного знакомства с искусством.

Видимо, та статья в журнале «Работница» произвела глубокое впечатление на мое детское сознание, и я на какое-то время стал большим поклонником искусства Леонардо да Винчи, а также захотел узнать как можно больше об этом удивительном человеке. Спустя много лет, мне встречались и другие интересные материалы, посвященные теме его жизни и творчества, например, книги Инны Свеченовской и Николая Непомнящего, которые с интересом читал.

Тогда же, в 80-е годы, спустя несколько дней после прочтения той «судьбоносной» статьи в журнале, я написал первое в своей жизни стихотворение-экспромт. Посвящено оно было Леонардо да Винчи, точнее, его знаменитой картине «Мона Лиза». Помню его до сих пор, хотя рукопись с ним не сохранилась: «Ты, словно марсианка, Глядишь с картины в Лувре... Тебя создал изобретатель парашюта, танка - Ученый, гений, Леонардо мудрый». Как часто бывает свойственно первым литературным опытам, вышел этот стих достаточно простым и несовершенным, но начало, как говорится, было положено.

Было еще одно интересное событие, связанной с той же темой. Буквально спустя несколько дней или, может быть, месяцев после того, как прочитал ту статью в журнале, я увидел в магазине «Галантерея» большую репродукцию полотна «Джоконда», оформленного в виде картины. Ее размер - 35х50 см. Помню, что попросил родителей купить эту вещь. Впоследствии, репродукция много лет висела в нашем доме на стене в гостиной. Она сохранилась до сих пор.

В статье тоже была помещена репродукция этой картины. Тогда же я нашел третье изображение этого шедевра - в журнале «Юность».

Помню, что статья та, а также, конечно же, изображения самих произведений Леонардо да Винчи словно бы что-то приоткрывали в душе, какие-то новые возможности, таланты, пробуждали сознание. На долгие годы они стали маяками в мире культуры и искусства.

Главный шедевр Леонардо привлекает самое пристальное внимание исследователей и простых людей, интересующихся темой искусства. Многие поколения людей пытались и пытаются разгадать загадку этого произведения. Небольшая цитата:

«Это красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины. Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа. Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными камнями с восточными купцами, как Леда, была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна - матерью Марии, и все это было для нее не более чем звуком лиры или флейты» (Уолтер Патер. Цит. по книге Н.Н. Непомнящего «Леонардо да Винчи. Опередивший время», 2014. С. 171).


Рецензии