Семья и власть. Блеск и нищета египтянок

Ни у кого в мире не было столь рыцарского отношения к женщине, как у египетского мужчины эпохи фараонов. Союз двух людей, разных, но равных, египтяне считали "приходом в гавань" ("мени") – вот откуда образ "семейной лодки". И было выражение "основать дом" ("герег пер"): в норме молодые должны были жить в своём собственном, новом доме, но многие о таком лишь мечтали. Ни законы, ни семейные обычаи, подробно описанные, до нас не дошли – есть лишь брачные контракты и деловые документы, связанные с делами семей разных сословий. В день брака египтянка брала от наречённого "невестин дар" – "шэп-эн-сехемет" и становилась госпожой его дома – "небет пер" и "сенут" ("сестрой").

Диодор не без оснований считал, что египетский брак делает из мужа раба. Он содержит жену и детей, но приданое женщины без её ведома не смеет тратить! За развод муж платил немалые отступные, а за нарушение брачных клятв он мог быть бит в суде и разорён в пользу жены. Но когда одна женщина сама бросила мужа в болезни и горе, суд отнял и у неё состояние – это прочли на на остраконе Питри 18. В жизни бывает всякое – наверняка, горячая южная кровь толкала египтян даже и на убийство из ревности, но ни судебная практика, ни статьи брачных договоров не предусматривали смерть или увечье за измену, как это указано у Диодора. Возможно, какие-то азиатские семейные обычаи, очень жестокие, бытовали у египтян во время персидского владычества, но на словах, а не на деле.

В семье новобрачную, а затем и мать детей хозяина окружали великим почётом, и при этом без капли лицемерия. В любом случае, женщина, и её родня могли заявить в суд на "буйного" и нелюбезного мужа. В парных изваяниях жены и мужа рядом с могучим мужчиной всегда рядом та, кто его любит – "яростно, гордо, ласково". И он загородил её, хрупкое создание, своей мощью, а она обнимает его, как сокровище. Гулянки до брака и развод позором не были, но бывшие супруги иной раз были склонны к мелочной мести и подлости.То, что муж брал в дом ещё жён, не колебало статус женщины – всем жёнам шло равное содержание и обычно жили они в ладу, как сёстры.

К безусловным тяготам женщин можно отнести вечную угрозу смерти при родах и ранние браки, когда девочку лет 12-ти родители могли выдать за солидного мужчину 54-х лет, а всё из-за его положения. Но зато потом юная вдовушка уже выбрала себе мужа по своей воле и распоряжалась своим добром, писала завещания и дарственные. Дети были желанны – дочери это или сыновья. В семейных сценах на нильскую охоту едут и девочки – обычно они собирают цветы, но иногда и хвастают трофеями – связками уток. В ряде культур было принято без малейшего укола совести убивать или подкидывать "лишних девочек". А египтянки – особы деловые и независимые, они не были обузой семье.

В светской жизни для египетской женщины был широкий круг традиционных для неё работ, но ни в коем случае не опасных или особо тяжёлых (они даже прачками не были). В круг дозволенных женщине работ входили торговля, ткачество, садоводство, пивоварение, изготовление ароматов, служба в храме, служба траурной жрицей, служба камеристкой, кормилицей и гувернанткой, искусство светской артистки и циркачки – список можно продолжать долго. Но ряд "хлебных" должностей был доступен лишь женщинам определённого круга. Так, первоначально шемаит (певица) храма – это как минимум "дочь камергера". И лишь с XIX – XX династий в среду певиц богов вливаются дамы из среднего сословия. В эллинский период мелькают сведения о брошенных младенцах-девочках, но связаны они всё же с греческими поселенцами.

Эллины, живущие по египетским законам, знали брачные контракты и называли жену "сестрой", но дочери всё равно у них мало значили. В египетской семье дочь имела те же права наследования, что и сын, но обычно отец оставлял недвижимость (землю) сыновьям, а украшения, мебель и прочее (как бы приданое) – дочке. Если в семье номарха были лишь дочери, старшая из них была "наследницей майората" и посредством женитьбы на таких дамах мужчина брал власть, а жене оставлял богатство. На этом правиле основан пагубный обычай инцеста в царской семье – дочери хранили в себе "чистоту крови" фараонов, но клан вырождался. Не похоже на то, что сын в египетской семье был остро необходим, как в индийской культуре в связи с погребальной церемонией.

В день похорон египетского мужчины ритуал представлял из себя драму, основанную на истории смерти и воскресения Осириса, и сын играл роль бога Хора. Но обряд за упокой вели и дочери – есть очень красивый рельеф времени фараона Рамсеса II, на котором дочки вельможи стоят перед образом предков со специальными сосудами в руках, похожими на кофейники с узким носиком и курильницей. А брат у них за спиной – он, видимо, младше дам. В самый же день похорон в отсутствии сыновей роль Хора мог взять на себя кто-то из других мужчин в семье – это не было проблемой. Но дочь не наследовала отцовской должности – в "службе", где работал её отец, она могла занять лишь дамский пост, и то если он был.

Так, дочки жрецов были певчими и чашницами в храмах – жрица, особенно с имперского периода, отвечала за эстетику обряда, работала в скриптории храма. В семье врача его дочь могла состоять при нём ассистенткой (сведения о врачах-женщинах были при первых династиях, но потом они исчезли). В Египте были мелкие чины для женщин, особенно придворных, но они статичны – без карьерного роста. И если в руках дамы вдруг оказывается небывалая власть – это волеизъявление близкого ей мужчины. С другой стороны – высокая придворная карьера мужчины часто зависела от родства по линии матери. За редким исключением, женщина не входила в круг вельмож, в которых фараон видел опасных заговорщиков. И "чистые" от интриг сыновья по материнской линии обычно были куда лояльнее наследников "по отцу".

Жена – это "визирь" своего мужа. И как первый советник и союзник при главе семьи выступает любая женщина его клана. Так, казначеем в доме номарха Хнумхотепа II была его первая жена, и она же ездила с ним на охоту в долину. В сцене погребения номарха она на равных сидит в ладье со второй женой – княгиней. А визирем фараона Пиопи I стала мать его двух жён – сестричек с одинаковыми именами. С карьерой Небет (так звали женщину-визиря) можно сравнить лишь исключительные полномочия царевен-жриц, правивших от имени отца и деливших с ним тяготы очередного переходного периода. На троне женщина оказывалась не только как регент малолетнего правителя, но и как "царь".

Но положение царя-женщины было обычно очень шатким – фараон был воплощением бога, а не богини. В этой связи понятны ухищрения правящих цариц, особенно Хатшепсут, искусственно приравнивавших себя к богу в титулах. За глаза женщину, уцепившуюся за царский скипетр, считали узурпатором, но боготворили цариц, которые правили "от имени бога Хора" и "во имя его". В годы войны с гиксосами настоящей "иконой" стала царица Яххотеп, воительница, получившая египетский "рыцарский орден" – трёх мух из золота. В большинстве случаев облечённые особым доверием и любимые женщины влияли на события при дворе и в государстве и без особых титулов. Так, царицы Тэйе (Тии) и Нефертари, жившие в разное время, активно вели переписку с иностранными дворами.

А несчастная Кийа, носившая синий царский венец, точно шутовской колпак, к делам государства отнюдь причастна не была. Есть мнение, что египетская женщина не могла возглавлять мужские коллективы, командовать мужчиной, но трудно представить, что домоправители и слуги цариц не подчинялись им. Но роль мужчины и женщины была подчёркнуто разной – бригады работников и правда делились на мужские и женские, а список мужских работ шире. В частном имении женщина вела дела от имени всех родных ей мужчин, а жрицы даже выступали деловыми поручителями. А вот остаться одной у власти и египетской царице было бы опасно и тяжело – ей так или иначе нужны были сильные союзники, оплот её легитимности.

Источники:

Дуглас Дж. Бьюэр, Эмили Титэр. «Египет и египтяне». Cambridge University Press, 28 июня 1999 г./ Egypt and the Egyptians, Cambridge University Press, 2001. Copyright Douglas J. Brewer and Emily Teeter 1999.

Фишер Генри Джордж. «Египетская женщина во времена Старого царства и Гераклеопольского периода». Второе издание, пересмотренное и дополненное. Нью-Йорк, 2000 г./Henry George Fischer : Egyptian Woman of the Old Kingdom And of the Heracleopolitan Period , Second Edition, revised and augmented, New York 2000

Онстин Сюзанна Линн. "Роль певиц-хористок (шемаит) в Древнем Египте", 2001 г. Главный Департамент Ближнего и Среднего Востока Университета Торонто, Канада.

Мариам Ф. Айад. "Супруга бога, божья служительница: Супруга Амона". Нью-Йорк, 2009 г. /Mariam F. Ayad. God’s Wife, God’s Servant: The God’s Wife of Amun (c. 740—525 BC). — New-York: Routledge, 2009. — 216 с. — ISBN 0-203-87586-9.

Варгиман Е. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М. С. Харитонова. Послесл. А. А. Вигасина. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Переворот Амен-хотпа IV, Тайна Золотого гроба, Кэйе и Семнех-ке-рэ: к исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. Издательство: Наука Год : 1984.

Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г.

Замаровский Войтех. "Их величества пирамиды". Издательский дом: издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, 1986 г.

Брестед Д., Тураев Б. "История Древнего Египта". Минск, АСТ, Харвест, 2006 г.

Мертц Барбара. Красная земля, Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. Изд-во «Центрполиграф», 2004 г.

Оксфордская энциклопедия Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г./The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B Redford, The American University in Cairo Press, 2001

Эрман Адольф. "Жизнь в Древнем Египте"./пер. с англ. И.А. Петровской. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2008 г. Томсинов В. А. "Государство и право Древнего Египта (Монография)". ИКД «Зерцало-М» — 2011.

Бадж Э.У. "Древний Египет: духи, идолы, боги". - М.: Центрполиграф, 2009. Диодор Сицилийский «Историческая библиотека», книга 1-я. (ок. 90-30 гг. до н.э.

Ребрик В.В. "Древнеегипетская магия и медицина". – СПб.: Алетейя, 2016 г.


Рецензии
Выходит, женщин в древнем Египте ценили, даже медициной они занимались, это весьма интересно.

Татьяна Сахань   21.03.2021 23:50     Заявить о нарушении