Хаос и порядок как мы их распознаем?

Мы привыкли противопоставлять хаос порядку, но задумывались ли вы о том, как мы распознаем – где хаос, а где порядок?

Казалось бы, ответ прост: где я не вижу никакой закономерности, там хаос. Но ведь другой человек может увидеть закономерность там, где не вижу я. Некоторые и вовсе считают, что в природе нет никакого хаоса, есть нераспознанная закономерность, а то, что мы называем хаосом – всего лишь недостаток информации в нашем сознании.


Есть и противоположная точка зрения: что всё в мире – хаос, и только человек пытается увидеть закономерность там, где её нет, наделить хаос каким-то глубоким смыслом. Нет человека – нет ни смысла, ни порядка, ни информации.

Эти крайние точки зрения различаются тем, что по-разному определяют источник хаоса. Согласно первой источник хаоса внутри нас, в нашем невежестве, согласно второй – вокруг нас, а мы наоборот – являемся источником порядка в этом мире.


Но есть в обеих этих точках зрения и нечто общее. Обе они рассматривают лишь один источник (хаоса или порядка - неважно). Отсюда вытекает категоричность суждений и склонность к крайностям. А что если источников много?

Каждый из нас является локальным источником хаоса или порядка. Пытаясь упорядочить и осмыслить наблюдаемую и ощущаемую реальность, мы формируем собственное представление о мире.

Но у каждого из нас есть свои интересы, предпочтения, приоритеты. Кто-то интересуется растениями, выращивает цветы и знает всё о сортах и видах. Кого-то интересуют звезды и космос, и он знает о них столько, сколько другие и представить не могут. Но значит ли это, что они по-разному воспринимают мир, а тем более – живут в разных, так сказать, параллельных реальностях? Разумеется, нет! Объективная реальность одна на всех, а наши предпочтения и интересы лишь позволяют выделить и подробнее исследовать один из аспектов единого мира.

Если хорошенько разобраться, то в конечном итоге под хаосом мы всегда подразумеваем МНОЖЕСТВО, а порядком всегда считаем ЕДИНСТВО. И задача поиска закономерности сводится к тому, чтобы объединить множество в единую и простую систему.

Но множество – это не обязательно хаос. В физике есть более нейтральный термин – энтропия. Да, по мере эволюции энтропия возрастает, появляются множества, повышается разнообразие. Но оно обязательно компенсируется ростом СОЗНАНИЯ, образованием глобальных структур на макроуровне. В итоге система сохраняет целостность, как бы она ни усложнялась. В этом и заключается главный закон природы, закон эволюции, из которого вытекают все физические, химические, биологические и иные законы, которые только может выделить в природе человек.


В математике необходимым условием для наличия закономерности является сходимость. И если множество наших знаний о мире, множество законов природы, сформулированных людьми в области физики, химии, биологии, психологии и т.д., не обладают сходимостью, если их нельзя упаковать в один главный, центральный закон, то можно ли говорить о том, что мы понимаем законы природы?

А если мы не понимаем законы природы, то кем же являемся в этом мире: источниками хаоса или порядка?

Человек может иметь несколько высших образований, множество дипломов и научных наград, но если он навязывает всем свою точку зрения как единственно верную, а свой образ жизни как единственно правильный, то он становится источником хаоса. Он может быть прекрасным специалистом в своей области, но эта специализация его же и ограничивает.

Реализуясь в какой-то конкретной области деятельности, упорядочивая жизнь по своему представлению, нельзя забывать о том, что есть и другие сферы жизни. Что жизнь в целом – это и есть оптимальный баланс, гармония между единством и множеством, между личным и общественным. Не соблюдая универсальный закон природы в нравственной сфере, человек не может быть источником порядка, и все его научно-технические достижения будут напрасны.

Сходимость всех известных нам законов природы сводится к реализации и соблюдению НРАВСТВЕННОГО закона, лежащего в основе бытия.

Порядок и гармония в душе – это не идеально выстроенная схема понятий в твоем уме, а способность к увеличению взаимопонимания и осознанности в реальной жизни, со своими ближними, с окружающей средой, с природой и обществом. Без этого теоретическое знание законов природы субъективно, мертво и бесполезно.


Рецензии