Загадка поселений фатьяновцев - предков русских

  Загадка поселений фатьяновцев - древних предков русских

 Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Свое название фатьяновская культура получила по могильнику, открытому в 1873 году у деревни Фатьяново Даниловского района Ярославской области. Один из её первооткрывателей и исследователей А. С. Уваров отнес ошибочно фатьяновский могильник к каменному веку. Первое научное обоснование фатьяновской культуры было дано В. А. Городцовым, который определил территорию ее распространения и отнес её к бронзовому веку — ко II тыс. до н. э.

В 8 томе серии «Археология СССР», изданном в 1987 году под редакцией доктора исторических наук Рыбаков Б.А. «Эпоха бронзы лесной полосы СССР.» сказано: «Сейчас фатьяновская культура заняла значительное место в древнейшей истории центра Русской равнины. Огромная территория распространения фатьяновских памятников в Европейской части СССР, влияние фатьяновской культуры на дальнейшие исторические судьбы древних племен Волго-Окского междуречья …ставят эту тему в один ряд с важнейшими вопросами нашей исторической науки . Кроме того, связь фатьяновской культуры с большой культурно-исторической (этнической) общностью — культурами шнуровой керамики и боевых топоров, распространенной на огромной территории от Рейна до Волго-Камья и от Южной Швеции до Прикарпатья а также связь последней с вопросами этногенеза славян, балтов и германцев поставили фатьяновскую проблему в ряды исторических проблем общеевропейского значения . …Основными источниками по фатьяновской культуре до сих пор остаются одни могильники .» На многих поздних неолитических стоянках и в случайных местах В Волго-Окском междуречье обнаружены, фатьяновские культурные остатки - сверленые каменные топоры .

Что представляют собой фатьяновские могильники : «Фатьяновские грунтовые могильники представляют собой родовые кладбища. Располагаются они обычно на высоких холмах моренного происхождения или на береговых скатах рек, речек, озер и пр. Выбор высоких мест для погребения умерших имел не только религиозное значение, связанное с культом солнца. ….Своих умерших фатьяновцы погребали в грунтовых могильных ямах, однообразное устройство которых было общим для всех фатьяновских племен …. Наряду с грунтовыми могильниками у фатьяновцев существовали и курганные могильники, но появляются они на поздней стадии развития культуры». Как в последствии у славянских племен Русской равнины.

Необходимо отметить, что признаков, которые свидетельствуют о погребения фатьяновцев, могильники не имеют. Все они были открыты совершенно случайно при земляных работах.

Загадкой является отсутствие поселений фатьяновских племён, за исключением восточной (балановской части) части её распространения, на эту тему существует несколько гипотез. «Вопрос о поселениях фатьяновской культуры до сих пор окончательно не решен для ее значительной территории. «Отсутствие» поселений на большей части территории фатьяновской культуры объясняется исследователями по-разному. Одно время приверженцы автохтонного происхождения фатьяновской культуры считали определенные неолитические стоянки фатьяновскими поселениями, а керамику из могильников рассматривали как ритуальную. Другие исследователи отсутствие поселений объясняли кочевым бытом фатьяновских племен (Третьяков П. Н., 1966), оставлявших недолговременные поселения типа селищ, или расположением фатьяновских поселков в неисследованных археологами местах (на торфяниках , распаханных полях и пр.), на водоразделах (Бадер, 1939). П. Н. Третьяков, базируясь на мнении А. Я. Брюсова о враждебных отношениях местных охотничье-рыболовческих племен к пришлым фатьяновцам (Брюсов, 1952), высказал предположение о кратковременности фатьяновских поселений, культурный слой в которых не успевал накапливаться (Третьяков П. Н., 1966). Некоторые ученые запада считали фатьяновцев военными отрядами, которые при частых передвижениях не оставляли стоянок с большим культурным слоем. Вряд ли это утверждение соответствует действительности. Сейчас известны фатьяновские могильники с большим количеством погребений (20—40 и свыше 100), что свидетельствует об их длительном обитании на одном месте».

Предложим свои версии. У русского народа существует суеверие, что нельзя здороваться через порог? В древности порог был границей, оберегом защищавшим дом. Через него начинался вход во внешний мир. К тому же есть предание, что в древнейшие времена под порогом хоронили предков, которые охраняли дом от нечистой силы. Поэтому приветствуя гостя, пришедшего в дом домочадец вместе с ним приветствует и приглашает к себе потусторонние силы, и как бы снимает защиту со своего жилища. Поэтому не принято здороваться через порог.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что поселения фатьяновцев были в непосредственной близости с захоронениями своих предков (ближе к реке), или над ними. Те, что были ближе к реке или водоёму и со временем были подмыты и могли уйти под воду, а расположенные на холмах далеко от воды так же смывались дождями и выветривались, оставались только захоронения укрытые землей.

Возможно жилища фатьяновцев для безопасности могли находится на реках и озерах, болотах например в домах на опорах – сваях, дома на курьих ножках? Болото предпочтительнее так как зимой в средней полосе : «По сравнению с минеральными почво-грунтами толщина мерзлого слоя торфяной залежи на 25—40% меньше», на нём остаются труднопроходимые места. А при глубоком снеге, выпавшем с осени, некоторые болота совсем не замерзают и не улучшают его проходимости. Это происходит из- за торфа, который выделяет и сохраняет тепло.

Основатель ДНК - генеалогии биохимик Анатолий Алексеевич Клесов доказал, что: «ДНК-генеалогия получила точный ответ на этот вопрос.
«Точный» здесь – этот тот, который в максимальной степени согласуется с объективными научными данными. Итак, напомню, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют Культура шнуровой керамики и Фатьяновская культура. Первая зародилась примерно 5200 лет назад, а закончилась 4500 лет назад. Именно она перешла в Фатьяновскую культуру, простиравшуюся от Белоруссии до территории нынешнего Татарстана и Чувашии.
Так вот, фатьяновцев никогда русами не называли только потому, что по понятиям многих историков славяне древними быть не могут. Якобы у славян и русских практически нет корней. Иначе говоря, по умолчанию принимается, что древних предков у славян вообще, и русских в частности нет и не было…» (из статьи « Клёсов: Фатьяновцы» – русские»).

«О верованиях фатьяновцев можно судить по их погребальному обряду и инвентарю: "….устройство жилища мертвых» наподобие жилища живых, снабжение покойников самыми необходимыми вещами домашнего и хозяйственного быта, пищей, сильная скорченность и т. д.- все это свидетельствует о развитии веры в загробную жизнь. Сложность погребального ритуала, сопровождавшегося, вероятно, соответствующими магическими обрядами, связанными с применением огня как очистительной силы, с культом солнца (захоронение лицом к солнцу, наличие солярных изображений на сосудах), с культом медведя … О существовании у фатьяновцев культа медведя можно судить по ритуальным погребениям медведя, по находкам амулетов из медвежьих клыков, ритуальных кинжалов из костей медведя, ритуального каменного сверленого топора-молотка с медвежьей головой на месте обуха." ("Эпоха бронзы лесной полосы СССР." под редакцией доктора исторических наук Рыбакова Б.А).

Медведь являлся тотемным животным наших предков, самый почитаемй зверь древних русов, его второе название – бер, откуда берлога, оберег, берег, даже оружие бердыш. « Бердыш -контактное древковое оружие, состоящее из железка, с помощью проушины и косицы закреплённого на древке средней длины».

Все вышесказанное подтверждает то, что фатьяновцы - древние русы , и они автохтоны на Русской равнине, на которой русские проживают уже 4,5 тысяч лет.


Рецензии
Михаил Леонидович, это очень интересно про фатьяновскую культуру и работы Клёсова А.А. подтверждение того, что русские древний народ, а не народ без роду и племени
и места их обитания подтверждение тому. Я живу сейчас в деревне, недалеко от села Фатьяново, но Ростовского района Ярославской области. Только название село получило от древних его жителей или нет - не знаю. Места холмистые, я их называю курганами, потому что среди равнин и вдруг, холм большой, похожий на рукотворный курган. Да, ещё то, что приезжают сюда иногда люди незнакомые и копают, что-то ищут, часто с миноискателями.
Прочитала вашу фамилию и заинтересовалась, у меня бабушка Томилина Мария Алексеевна, жила в Оренбургской обл., Тюльганского района. Наверное, однофамильцы.

Спасибо за поднятые темы, буду читать. С уважением Е.Н.Топоркова

Елена Топоркова   28.05.2021 09:55     Заявить о нарушении