Сорванцы

(пьеска для школьников)



                Действующие лица



В и т я С у к а ч ё в – ученик 5 - «б» класса.

Ж е н я  С т у к а ч ё в – ученик 5 - «б» класса.

П р о х о ж и е – три человека.

Б о л ь н о й  с т а р и к 

В р а ч  с к о р о й  п о м о щ и.

В и х р о в  И г о р ь  В а л е н т и н о в и ч – директор школы

С а н и т а р  с к о р о й  п о м о щ и

М и л а – ученица 5 - «б» класса.

К а т я – ученица 5 - «б» класса.

В а л е н т и н а П а в л о в н а – учитель истории

У ч е н и к и   5 - «б» класса за столами.



                Действие первое



На сцене лежит  в непритязательной куртке  пожилой человек. Шапка валяется рядом. Мимо него проходят люди. Некоторые останавливаются, разглядывают и высказываются по этому поводу:

П е р в ы й  п р о х о ж и й: «Напьются, что и ноги до дома не дотаскивают».

В т о р о й  п р о х о ж и й: «Бомж, наверное»,

М и л а: Старикашка лежит. Живой или нет. Может скорую вызвать?

К а т я: (Презрительно)  Тебе это надо? Нам надо к контрольной готовиться. Эти бухарики себя до дома не дотаскивают, а ты тут расстилайся скатертью (уходят).

На сцене появляются ученики пятого класса Витька и Женька.



В и т я: (весело) Хорошо, что мы с последнего урока удрали!

Ж е н я: Ага.

В и т я: (смотрит на лежащего старика) Глянь Женёк. Тут старикашка лежит.

Ж е н я: БОМЖ наверное? До своей клетухи не дошёл, свалился и отдыхает.

В и т я: (рассматривает лежащего) Нет, Женёк, Не похож он на пьяницу. Давай скорую вызовем. Может быть ему плохо?

Ж е н я: Давай. Только я думаю, что ему очень даже хорошо.

В и т я: Запаха водки нет. (достаёт телефон) Надо позвонить (звонит) Алло, скорая?  Дедушка тут на улице лежит. Ему плохо. Улица  Марины Расковой 9. Спрашиваете, как нас зовут? Звонят вам Витька Сукачёв и Женька Стукачёв, ученики 5 –го класса школа № 2.

Ж е н я: Давай ему подложим шапку под голову. Точно не БОМЖ.

В и т я: Давай. (Поднимает голову деда. Женя подсовывает под голову шапку).

   Слышно звуки подъехавшей машины скорой помощи. Врач осматривает лежащего.

В р а ч: Нужна срочная госпитализация. (делает укол).

Подходит санитар  с носилками. Витя и Женя помогают погрузить носилки в скорую помощь  (слышна сирена отъезжающей скорой помощи).

Ж е н я: (Недоумённо) Действительно оказался больным, а я в начале думал, что он пьяный. Кстати, Ты чего мне эсэмэсил на уроке и предлагал сбежать с урока и срочно  встретится?

В и т я: Идея есть. Я в газете прочитал, что по Мамаевому оврагу проходила линия обороны наших войск.

Ж е н я: Ну и что, что проходила?

В и т я: Давай в этом мамаевом овраге покопаемся, может быть, чего-нибудь ценное найдём.

Ж е н я: Чего ты там собрался найти?

В и т я: Много чего может попасться. По телеку показывают, как мальчишки ведут раскопки в местах боёв. Находят планшеты, патроны, наганы и даже гранаты. Иногда медальоны.

Ж е н я: Какие такие медальоны? Медали что ли?

В и т я: Сам ты медаль на шее. По этим медальонам искатели узнают, какой боец здесь воевал и погиб. Вот так вот. Медальон,  он даже важнее автомата. Автомат ржавый и гнилой. Из него даже не выстрелишь. А если медальон найдёшь, то о тебе в газете напишут или даже съёмочная группа приедет, по телеку покажут. Дети и внуки погибшего тебе спасибо будут говорить. Героями  будем. Понял теперь!?

Ж е н я: Понял! Понял! Вот тогда уже  на родительском собрании  никто не скажет, что мы оболтусы, а сам директор выведет перед всей школой и руку пожмёт. Ветеранов пригласят. Другие классы придут. Да что там классы – другие школы  тебя на встречу приглашать будут.

В и т я:  Вот здорово! Милка с Катькой от зависти лопнут. Списать контрольную никогда не дадут, жадины. А тут, сами будут предлагать, представляешь. Подходят они к нам и говорят: «Витя, Женя, мы всё решили. Спишите у нас пожалуйста». Вот житуха буде                –ет… (Витька с Женькой садятся на скамейку и принимают мечтательные позы –    смотрят вверх, улыбаются)

 В это время Милка с Катькой, танцуя и кружась  выходят на сцену. Они держат в руках  раскрытыми тетрадки.

М и л а: А где же наши герои класса Сукачёв и Стукачёв?

 

К а т я: Не только одного класса герои, но и всей школы.

М и л а: (показывает тетрадку) Ты хотел, Витя, у меня списать решение задачки? Списывай пожалуйста. Видишь какой у меня почерк разборчивый. Всё разберёшь.

 К а т я: На, Женя, тетрадку, списывай контрольную.  У моей шариковой ручки цвет хороший. Для героев нам с Милкой ничего не жалко. ( Витька с Женькой млеют от счастья. Милка и Катька уходят).

Ж е н я: (толкает Витьку) Чего размечтался. (Тот  вздрагивает). Представляешь. Сон такой хороший приснился. Давай! Айда скорее копать (убегают).



                Действие второе.



Входят директор школы Вихров Игорь Валентинович и учитель истории Валентина Павловна.

Д и р е к т о р: Эти Сукачёв и Стрекачёв на математике были.

У ч и т е л ь н и ц а: Были Игорь Валентинович. Были.

Д и р е к т о р:  Вот и хорошо, вот и хорошо. Наконец                -то за ум взялись…

У ч и т е л ь н и ц а: А что толку...

Д и р е к т о р: Что так?

У ч и т е л ь н и ц а: Нет, на сей раз вели себя тихо и даже очень тихо.

Д и р е к т о р: Что же тогда плохо?

У ч и т е л ь н и ц а: А плохо то, что они вроде были на уроке, а в то же время не были. Сидят, чего-то пишут и друг другу эти писульки передают.

Д и р е к т о р: А вы?

У ч и т е л ь н и ц а: Отобрала, какие- то карты, чертежи. Одним словом, что у них в голове не знаю (пожимает плечами). Они нас Игорь Валентинович или прославят, что сомнительно, или похоронят, что более правдоподобно.

Д и р е к т о р: Хорошо, если б первое. Я приглашу их к себе (оба уходят)



                Действие третье.



Видно как мелькают лопаты, лязг о камни.

В и т я: У тебя чего-нибудь нашлось?

Ж е н я: Пусто. А у тебя.

В и т я: перестань болтать, а то удача мимо пройдёт.

Ж е н я: Ты суеверный стал, откуда?

В и т я: Будешь тут суеверным, когда тройки да двойки. На контрольной, когда сидишь, хоть лешего в помощники приглашай.

Ж е н я: Я чего-то выкопал.

В и т я: И я тоже.

    Приближается  Мила и фотографирует мальчишек из                -за укрытия.

М и л а: (В зал) Ах, вот  чем вы занимаетесь! Интересно. Запечатлим в электронной памяти (фотографирует и уходит).

В и т я: Я уже устал до чёртиков (вытирает пот рукавом).

Ж е н я: И я тоже. Пошли, дома при свете разглядим.

Дома рассматривают находки. Нашли звёздочку и какую-то жестянку.

В и т я: Я нашёл жестянку.

Ж е н я: А я  звёздочку. Наверняка с пилотки бойца. Пилотка сгнила, а звёздочка осталась.

В и т я: Я думаю, что эта тоже не простая жестянка. Возможно это  с танка Т–34.

Ж е н я: Пошли, покажем нашему историку.

В и т я: Хорошая идея.

 Оба убегают.



                Действие четвёртое



На сцене несколько столов с сидящими детьми. Среди них Витя и Женя.  В класс входит  историк Валентина Павловна.



В а л е н т и н а  П а в л о в н а: Прежде чем начать занятие я хочу сказать вот о чём. Вчера мне двое наших ребят, не буду называть фамилии. Принесли, найденные ими, кусок железа и звёздочку. Они утверждают, что эти вещи найдены на месте проходивших боёв во времена ВОВ и что их нужно поместить в наш музей  боевой и трудовой славы. Хочу заметить, что я сама когда-то являлся членом отряда, который проводил раскопки в местах сражений. Уверяю вас ребята, что ни эта звёздочка, ни кусок железа к сражениям в ВОВ никакого отношения не имеют. Звёздочка выполнена из пластика, а в то время такого материала просто не существовало. Осмотрев жестянку, я выяснила, что на ней имеется табличка с надписью – «Стиральная машинка «Чайка»». Во времена ВОВ таких машинок не выпускалось. (историк многозначительно развела руками) К танку Т34 этот кусок железа никакого отношения, как видите, не имеет.

К а т я: А мы с Милой подготовили настенный листок. В нём мы показываем бездуховность Вити и Жени и говорим, что цель их была чисто потребительской. Вывешивают листок на стену, разглаживают.

    В классе поднялся шум. Кто-то запустил в Витю и Женю кепкой. Послышались выкрики: «Чудилы!». У них стиральная машина вместо танка в бой ходила. Так на колёсиках тёп, тёп, тёп, тёп на немецких тигров, те врассыпную. А как же. Это же Сукачёв со Стукачёвым в бой на стиралке едут,  от неё немцы драпают. Вот чудики! Прославится решили! Ха-ха-ха!!!

 «Историю надо знать!», «Безмозговые!»



      Открывается дверь, в неё входит директор школы. Шум прекращается.



Д и р е к т о р: (Строго) Кто тут прославиться решил?

И с т о р и к: Да вот небезызвестные всем нам Витя и Женя. Принесли в школу два изделия и утверждают, что эти предметы относятся к боевым действиям во времена ВОВ, но это, к сожалению, оказалось не так. Потому ребята и смеются.

У ч е н и к: (выкрик) Славу решили шапкой поймать. Ха                -ха-ха!!!

Д и р е к т о р: (Строго) Тихо ребята. А я вам пришёл прочитать бумагу, которую мне только что принесли из военкомата. И бумага эта для нас для всех очень важная (зачитывает.)

  Военный комиссариат Заводского района города Саратова уведомляет дирекцию школы № 2, что  два её ученика Витя Сукачёв и Женя Стрекачёв совершили благородный поступок. Они спасли жизнь ветерану войны, трижды тяжело раненому Спиридонову Михаилу Игнатовичу, награждённому тремя орденами «Славы» и который брал Берлин. Если перевести действия ваших учеников на военный язык, то они как санитары под пулями и бомбами современной рекламы вытащили  раненого с поля боя. Спасибо за воспитание подрастающего поколения. Нижайший вам  поклон.

     Подпись: Комиссар и так далее.»



 Я связался с больницей и выяснил: врачи больницы долго боролись за жизнь ветерана. Операция прошла успешно. Мне хирург сказал, что если бы опаздали на пять минут, то жизнь бы ветерана оборвалась.

У ч е н и к и:  (перебивая друг друга) «А что произошло?», «В чём их подвиг?»,



Мила, Катя  загораживают листок на стене спинами и потихоньку его сдирают.



Д и р е к т о р: Их подвиг в том, что они не прошли мимо умирающего человека и вызвали  скорую помощь. Десятки человек прошли мимо, а они нет.  Это и есть подвиг духа. А так как они спасли ветерана войны, то и мы будем защитывать им этот поступок за победу на поле духовного боя. И бой они этот  выиграли. Хотя десятки гаджетов и рекламных роликов в интернете их всячески отговаривали это делать. Но они им противостояли.

                (В классе раздаются аплодисменты).

     И ещё к этому. Как оказалось, этот ветеран войны оказался и мастером саратовской глиняной игрушки. Школа обязательно пригласит его на встречу, как только ветеран поправится.



                (В классе снова раздаются аплодисменты).



2020 год. Март.


Рецензии