Брачный контракт. Совет да любовь

На двух ионических островах Иос и Андрос в своё время обнаружили стелы в честь египетских богов, где в длинном речении о своих делах богиня Исида, царица звезды Сириус и дочь Крона (так греки назвали египетского бога земли Геба) говорит, как она сотворила брачные контракты для жён. Такого рода египетские брачные сделки сохранились лишь с 1-го тысячелетия до н.э, а до этого, видимо, они заключались в устной форме и между главами кланов ("ухиат") жениха и невесты при стечении свидетелей.

В стороне можно оставить браки фараонов с иноземными царевнами – договор на высшем уровне касался не только семейных уз, но и военного союза и был много сложнее. Но он мог быть и прообразом частного брачного договора, который в греко-римский период египтяне заключали почти обязательно. Он часто составлялся уже после рождения ребёнка и был остро необходим для защиты исключительных прав первой жены и её детей. В Туринском музее хранится иератический папирус жреца-вдовца Аменкхоу, у которого от первой жены, Татхари, были дети, и он был обязан обеспечить их ещё до вступления в новый брак.

За разрешением спора он, его невеста Аноксунозем и два старших его сына пошли к визирю (чати). В Каирском музее есть экземпляр от 676 года до н.э., в котором невесте вручают её дар, "шэп-эн-сехемет" – то, чего она лишится, если её уличат в измене, но использует для себя, если муж её бросит. И после перечислены гарантии её детям. Свадебный дар от вавилонского царя пятилетней дочке фараона Эхнатона по случаю её заочной помолвки с его сыном, 1048 колец из лазурита – самый "крутой" шэп-эн-сехемет в истории. В древности синий афганский камень был сокровищем из неведомых земель, бриллиантом своего времени.

В делах наследства египетские жрецы, оформлявшие и хранившие эти контракты, "зубы съели", а прочие пункты очень зависели от местного уклада (страна длинная). В ряде регионов жених платил клану невесты "калым", но тесть, глава клана, вручал приданое дочери, а не зятю. На юге мужья покупали у жён это приданое ("хедж-эн-ир-хемет") за серебро. В сделке от II века до н.э. некий Усимер покупает приданое жены – Танефер, а в 143 г. до н.э. он ей передал всю недвижимость с доходами от неё, а всё остальное "отписал" сыновьям.

Муж ("хи", или "таи") часто лишь пользовался тем, чем владела его жена и "возлюбленная сестра" ("хемет", "сенут-эф-мери-эф"), истинная владычица дома ("небет пер"), а в судебных бумагах – "анх-эн-ниут" ("горожанка"). В фонд семьи (её называли при XVIII династии "дениат" или "денут") жена вносила треть имущества, а муж – две трети. Разница в долях не случайна: то, чем обладала жена, принадлежало лишь ей, и в её воле было завещать детям эту свою часть (она называлась «сех-эн-сенех»), или отдать её кому угодно по своей смерти.

А вот на долю в сбережениях отца как на наследство могли претендовать все его дети, которых он был обязан выкормить и вырастить (включая детей от рабынь, если он их признал). Родной клан защищал женщину и после замужества: один отец подал в суд на зятя за то, что тот обижал его дочь. То есть, калым был не "покупкой" невесты, как в Азии, а лишь данью уважения к отцу её. Если азиатские правители слишком уж настырно канючили золото, насылая взамен своих царевен в жёны фараону, то те в порыве гнева даже стыдили их: "глупо продавать дочь за кусок золота".

В Дом жён фараона иноземные царевны привозили с собою целые обозы приданого, толпы слуг и служанок, но нужно помнить, что по египетским обычаям жёны фараона владели своими домохозяйствами сами, опираясь на опытных мажордомов. Такое приданое избавляло казну от лишних трат на содержание женщины. В самом деле, зачем Аменхотепу III лично 317 служанок митаннийки Гилухепы? У него и своих, египетских служанок и благородных фрейлин "полон двор". Диодор о египетских брачных сделках, дивных для грека, говорил, что в них жена получает власть над мужем и связывал этот обычай с особой славой богини Исиды, чья магия спасла жизнь мужу. Вот, к примеру, папирус из Лувра от XXX династии:

Брачный договор между Патмой и Таутемой

(Дата) Год 33, Хойахт, царя Птолемея, бога Аэт, сын Аполлония, жрец Александра и богов-братьев, Диметрия, дочь Диониса, канефора Арсинои Филадельфы, пастофора Аммона Аписа Западного (города) Фив.

Патма, сын Пхелхонса, чья мать — Танет, говорит женщине Таутем, дочери Релоу, чья мать — Танетем: "Я принимаю тебя в качестве жены, я дал тебе один аргентеус, 5 сиклей, все серебро — в качестве дара женщине. Я должен дать тебе 6 оболов, их половину — 3, на сегодня — 6, на месяц — 3, через два месяца — 6, 36 на год: равная одному целому и 1/5 аргентеуса, в сиклях 6, один и 1/5 аргентеуса на все твои наряды в течение года. Наконец, 1/10 аргентеуса, в сиклях — половина, один и 1/10 аргентеуса на твои карманные расходы в месяц, что составляет один и 1/5 аргентеуса, в сиклях 6, один и 1/5 аргентеуса на твои карманные расходы в год. Твои годовые карманные деньги — это все деньги, за исключением денег на твои наряды. Я должен отдавать их тебе каждый год, и в твоем праве взыскать выплату денег на наряды, и карманные деньги, которые будут отнесены на мой счет. Я должен отдать их тебе. Твой старший сын, мой старший сын, является наследником всего моего имущества, настоящего и будущего. Я утвержу тебя в качестве жены. В случае, если я буду относиться к тебе с пренебрежением, в случае, если я возьму вместо тебя другую жену, я дам тебе 20 аргентеусов, 100 сиклей, всего 20. Все принадлежащее мне имущество и то, которым я буду владеть, является гарантией всех вышесказанных мною слов, пока я выполняю их в соответствии с их смыслом. Большего я не утверждаю, любое другое дело, любое другое слово ... с тобою. Документы, согласно которым женщина Тахет, дочь Теос, моя мать, сделала меня наследником половины всего имущества, которое принадлежало Пхелхонсу, сын Пана, моему отцу, и остальные договоры, исходящие из нее, 46 и которые у меня на руках, принадлежат тебе, так же как и права, вытекающие из них. Все это для тебя, а также то, что я подтвержу на их основании. Сын, дочь, происходящие от меня, который побеспокоит тебя по этому поводу, отдаст тебе 20 аргентеусов, 100 сиклей, всего 20. Он передаст их тебе полностью без какого-либо возражения".

Составитель этого документа ... жрец Аммона Хорпнетер, сын Смина.

В другом образце контракта суммы содержания и отступных для жены в случае развода переданы не только в иноземной валюте (монетах), но и в весовых единицах, очень и очень долго бытовавших в египетском государстве, причём он составлен уже при Птолемее V Эпифане (186 г. до н.э.):

«Я сделал тебя своей женой. Я дал тебе серебряные монеты, 4 ките, равноценные 2 статерам, равноценным серебряным монетам, 4 ките ешё, как невестин дар. Твой старший сын — мой старший сын, владелец всего и всей собственности, которая принадлежит мне и которую я приобрету в поле, храме, городе. Если я покину тебя как жену и предпочту тебе другую женщину в качестве жены, я дам тебе деньги, 5 (дебен), равноценные 25 статерам, равноценным 5 (дебенам). Здесь список невестиного имущества, которое ты принесла в мой дом с собой: один (название на египетском языке) одежды, в серебряной монете 6 ките, одно (название на египетском языке) ожерелье, в серебряной монете 2 ките, одно кольцо, в серебряной монете 2 ките, твой невестин дар, выше указанный, который я (в действительности) тебе не отдал, серебряная монета, 4 ките. Общая стоимость твоего невестиного имущества, которое ты принесла с собой, серебряная монета, в размере 1 дебен, 4 ките, равноценных 7 статерам, равноценным серебряной монете, в размере 1 дебен и еще 4 ките. Если ты внутри (т. е. в доме мужа), они внутри с тобой; если ты снаружи (т. е. вне дома мужа), они снаружи с тобой. В назначенное тобой время, в которое ты пожелаешь уйти, я, будучи его управляющим, дам тебе подобное твоему невестиному имуществу, которое ты принесла с собой в мой дом, или его стоимость в деньгах».

Ките (кедет) – это металлическое кольцо весом в 9 грамм, но в реальном обороте их почти не было, вместо этого люди обменивались товарами, каждый из которых имел свою "весовую" цену по прейскуранту. Например, при Рамессидах горшок мёда (товар дорогой) стоил аккурат одно серебряное ките, а на один дебен (90 гр.) меди покупали мешок эммера, а на дебен серебра – быка или свиток священной Книги Мёртвых. Законы брачного союза были одни и для богатых, и для нищих, каких в Египте было пруд пруди, особенно на закате цивилизации.

Если какой-то босяк не мог заведомо отдать отступных за развод, то он клялся, например, так: "Если когда-либо в будущем я покину дочь Телмонта, пусть меня подвергнут сотням плетей, и пусть я потеряю всё, что приобрёл, живя с ней". В брачной сделке оговаривался повод к разводу – "ненависть", измена и расплата за всё это. Но не кровавая расплата. В судебной практике не было случаев увечья за блуд – на это явно смотрели сквозь пальцы.

Вот что говорит о своих отступных для жены Таис господин Хоремхеб: "Если я разведусь с тобой, возненавижу тебя и предпочту взять в жёны другую женщину, я дам тебе два слитка серебра, кроме тех двух слитков серебра, которые я дал тебе как твою долю в супружестве… И я отдам тебе треть всего, чем будешь владеть ты, и чем буду владеть я в дальнейшем". В свою очередь и жена на своей половине контракта должна говорить: "если я покину тебя как мужа и буду тебя ненавидеть и выйду замуж за другого мужчину, то я…и т.д.".

В пору появления таких строгих и письменных договоров египетские мужья стали терять право на вторую жену ("хабсут"). Если в древности первая госпожа была терпима к "сёстрам" в доме, то теперь её чёрная ревность не знала границ. Но людям и раньше ставили в пример божественные двоицы (например, Шу и Тефнут). Как исключение существовал целый квартал жён фараона и их усадьбы, рассеянные по стране – но его основали ради обильного потомства божественной, царской крови, а не как "весёлый дом".

Если муж оговаривал жену, чтобы развестись с выгодой для себя согласно контракту, то последняя могла дать присягу в суде о том, что она невиновна. Развод объявляли при четырёх свидетелях, и муж говорил бывшей "сестре": "я покидаю тебя как жену, я удаляюсь от тебя, я не имею никакого притязания к тебе на этой земле, я сказал тебе: "Создай себе мужа в каком-либо месте, чтобы ты могла пойти к нему"". В папирусе Британского музея 10591 один муж обязался содержать жену до конца дней, даже если они разведутся, а также завещать ей и её детям всё, что он нажил. Брак в Египте фараонов не был священной церемонией, как следовало бы ожидать, но всякий египтянин страстно желал получить твёрдые гарантии своих прав в этом шатком мире.

Источники:

Томсинов, В.А. Государство и право Древнего Египта: Монография. М.: ИКД. «Зерцало-М», 2011 г.

Эрика Фойшт: статья «Семья» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 501 – 504/Erika Feucht: “Family” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 501 – 504

Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI – X вв. до н.э. Издательство: Ленинград: Издательство Государственного Эрмитажа 1960 г.

Флэтчер Джоан. В поисках Нефертити. Лондон, 2004 г./Fletcher, Joann. The Search for Nefertiti. Hodder & Stoughton, London, 2004.
Джонсон, Джанет Н. Правовой статус женщин в Древнем Египте. Хозяйка, госпожа небес. Женщин в Древнем египте. Нью-Йорк: Хадсон Хиллс Пресс, 1960 г.

Тилдесли Джойс. Дочери Исиды: женщины в Древнем Египте. Лондон: Пингвин Букс, 1994 г.

Жан Пьер Мари Монте (фр. Jean Pierre Marie Montet; 27 июня 1885 — 19 июня 1966) — французский египтолог. Эпоха Рамсесов: быт, религия и культура.

Варгиман Е. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М. С. Ха¬ритонова. Послесл. А. А. Вигасина. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

Бадж Э.У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: Центрполиграф, 2009.

Вейгалл Артур «Эхнатон. Фараон-вероотступник»: Центрполиграф; 2004 г. ISBN 5-9524-0953-9 Оригинал: Arthur Weigall, “Akhnaton: Pharaoh of Egypt” Перевод: С. В. Федоров.

Брестед Д., Тураев Б. "История Древнего Египта". Минск, АСТ, Харвест, 2006 г.
Папирус Британского музея 10591/Томпсон Н., семейный архив, 1934


Рецензии