Английская Канада. Торонто

     Торонто -- огромный город с населением 4 миллиона человек. Украшает его вода, как впрочем, почти всё, что я видел в Канаде. Онтарио по-индейски, прекрасное озеро. Рыбалка на канадских озёрах – популярный вид активного отдыха американцев. В приёмной моего дантиста стояли искусно сделанные чучела пойманных им рыбин: озёрной форели и щуки длиной около метра.

     Из прогулок по Торонто запомнился комплекс муниципалитета, построенный в 1960-х годах в стиле ультрамодерн: круглое центральное здание и две охватывающие его, дугообразные в плане, асимметричные 30этажные башни из стекла и бетона. А через дорогу, напротив элегантная старая ратуша ХIХ века с колоннами, округлыми романскими арками и острыми крышами мансард. Этот контраст показался очень привлекательным, хотя, местные старожилы не приняли новую архитектуру муниципальных зданий и протестовали против их строительства.
 
     Дворец Хоккейной Славы (Hockey Hall of Fame) в центре Торонто хранит историю канадского хоккея от зарождения народной игры на льду замёрзших озёр до наших дней, включая учреждение Кубка Стенли (Stanley Cup) – приза, подаренного в 1893 году канадским генерал- губернатором лордом Стенли и создание в 1917 году Национальной Хоккейной Лиги (NHL).

     В СССР хоккей с шайбой стал популярен после войны. Динамичный канадский хоккей, как и традиционный футбол, вписался в кремлёвскую идеологию массовых зрелищ, отвлекающих народ от политики. А победы на международных соревнованиях должны были доказывать преимущества социализма. Стадионы уподоблялись полям военных действий: «эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот; ты представь, что за тобою полоса пограничная идёт...»

     Государственная поддержка и казарменная дисциплина делали своё дело и результаты впечатляли. Наши хоккеисты на равных играли с канадцами, шведами и чехами; получили золотые медали на олимпиаде 1956 года, а в 91-м выиграли Кубок Канады. После распада СССР многие ведущие игроки уехали за «пограничную полосу», играют во «вражеских» клубах, в том числе и в здешней НХЛ, зарабатывают миллионы долларов.
 
     К сожалению, не хватило времени, чтобы зайти в галерею искусств с крупнейшей в мире коллекцией скульптур Генри Мура (1898-1986). Увидел лишь абстрактные «Две Большие Формы» перед входом. Описывать их не берусь, но не удивился, узнав, что скульптор вырос в шахтёрской среде на севере Англии. Мощь и связь с землёй читаются не только в абстрактных «формах» Мура, но и в многочисленных вариациях полулежащих фигур, знакомых по картинкам.

     Всем экскурсантам в Торонто показывают сказочный замок Каса Лома посреди роскошного парка на северной окраине города. Башни и высокие каминные трубы, огромные окна – «фонари», 18метровой высоты рыцарский зал, летний сад с куполом из цветных витражей – эта смесь средневековой архитектуры и технологии ХХ века была построена в 20-е годы по заказу Генри Пеллата, сделавшего состояние на гидроэнергетике.

     Высочайшую в мире Канадскую Национальную Башню (CN Tower), высотой 553 м возвели в 1975 году из 143 тысяч тонн напряжённого железобетона. На высоте 348 м – большой вращающийся ресторан, и обзорная палуба. Могу сравнить с построенной в 1967 году Останкинской башней высотой 540 м. На ней тоже вращался ресторан «Седьмое небо».

    Разницу в высоте я не почувствовал, но подъём в застеклённом лифте, который здесь, в отличие от Останкино, скользит по наружной поверхности башни, оценил. Когда возносишься со скоростью 20 км в час над сверкающим огнями городом, то дух захватывает не только от скорости подъёма. Торонто лежит на географической параллели Сочи, и в девятом часу вечера уже темнело. Другое преимущество – здешняя башня стоит в центре даунтауна; город и озеро лежат у её подножья как на карте. В Москве же, помню, были хорошо видны ВДНХ и Сокольники, и лишь в дымке у горизонта можно было различить купола кремлёвских соборов. Для любителей острых ощущений в полу обзорной палубы сделаны стеклянные окна, по которым можно ходить. И хотя тело башни в основании гораздо шире, чем наверху, при взгляде через такое окно вниз, перспектива создаёт шокирующее впечатление, как будто вы находитесь внутри огромного волчка, балансирующего на длинной заостряющейся книзу игле.


Рецензии