Сказки деда

Дело происходило в избе на три окна в улицу, на лежанке глинобитной русской печи, в моей деревне, лет семьдесят уж тому назад.
Мне было три года, когда дед начал рассказывать мне свою сказку, и рассказывал её - одну и ту же! - до пяти лет, когда я был ещё "совсем ручным": воистину, воспитывай сына (внука), пока он лежит поперёк лавки!. Вот Тихон ложится на спину на печь от трудов земных и велит  кому-нибудь из домашних подать ему меня. Меня подают (потом, конечно, сам уже влезал), я сажусь деду на живот, лицом к лицу, и дед начинает свою сказку:
"Вот, слушай, как дело-то было. Осень уж на дворе, и хозяин выпустил овец пощипать чего-нибудь на жнивье. Слободно овечкам, и убрались они вовсе далёко и заблудились. А тут и потёмки пришли, да буран начался. Что делать? И прибились овечки к длинному зароду, спрятались за него, стоят. А два барашка никак не угомонятся, мол, айдате домой, там хозяин в корыто уж накрошил, и ветра нет в ограде... А овечки всё стоят и стоят: куда в этаку падеру да ночью? Да и, вроде, волки уж где-то воют. Не уходите, мол, барашки, пропадёте, надо вместе быть и ждать утра. Не послушались те два барана, ушли, их волки и задрали. А как стало светать, хозяин слышит громкой стук в ворота, открыл: это большой баран рогами стукнул, а за ним всё стадо стоит, пришли. Вот, павень! (Дед картавил, и вместо "парень" говорил "павень"). Вот, павень, всегда надо терпеть и ждать!.."
Дед заканчивал сказку и смотрел внимательно на мою реакцию (боязно ли мне, интересно ли), а я молчал, потому что перед глазами была и падера, и зарод соломенный в темноте, и большой баран с большими рогами перед воротами своего дома, и была радость, что большой убыли удалось избежать. В другой раз сказка звучала чуть иначе, и так два-три года одна и та же сказка и изучающие глаза деда. А потом я вырос, деда похоронили, я с трепетом открывал его Евангелие (с дарственной надписью от Екатеринбургской земской управы), находил карандашные крестики кое-где и пометки: "Ете статейки читаются в пасхальную неделю", или "Ете статейки читаются в Великоденный четверг", а в одном месте дед написал на полях: "Вот, ждать надо"...
После окончания очередного класса, когда глаз радовала майская зелень на деревах и под ногами, я непременно прибегал к деду: он просил принести ему книжку по истории ("Не нужна, поди, больше?..") А книжка для любого класса открывалась картинкой взятия Зимнего. И вот, уж пройдут недели, книжка всё на столе, и всё одна и та же страница: взятие Зимнего, люди висят на воротах... Дед не дождался падения "царства Антихриста", он учил меня терпеть и ждать. Я дождался, но надо и дальше, всегда!, уметь терпеть и ждать, помнить и рассказывать сказку деда Тихона и детям, и взрослым. Но ярче всего в моих воспоминаниях живёт, конечно, та первая услышанная сказка, она была именно детской сказкой, призванной жить с тобой до конца.


Рецензии
Душевно, просто и радостно было читать строки о вашем деде. Обожаю такие истории из жизни людей. Спасибо вам большое! Всего доброго!

Женя Наварин   07.03.2021 09:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Женя! Ваш отзыв откликнулся в душе, как и воспоминания о сказке этой.

Флорентин Тригодин   07.03.2021 12:34   Заявить о нарушении