Сменщик

   Тот отпуск мой затянулся, и я отгулял около  5 месяцев. Весь отпуск я провел у тетушки, сестры моей матери, в родовом доме. Лес, река и хорошая солнечная погода. Лето, прекрасная природа Брянщины, все это располагало к полному расслабону, но все когда-то заканчивается.



    На период отпуска, меня сменил третий механик Саша, был он на 10 лет старше меня. Его покурсники ходили уже вторыми и старшими механиками. Саша же был из «козодеров».
-Привет! Меня, как и тебя, Сашей зовут. Мы на «Вучетиче» менялись.
-Меня там мой покурсник Андрюха сменил.
-Я третьего менял. Тебя все Дед вспоминал. «Вот вернется Александр и все починит». Все тебя нахваливал. Андрюха обижался на его слова.
   Тут я и вспомнил Сашу. Да, он тогда менял третьего механика и с его появлением на судне у мотористов началась паника. Причиной этого было то, что Саша был боксером и боксером хорошим. В училище он занял второе место по Ленобласти.



    С приходом на свое первое судно «прославился» он сразу. Как было принято в БМП, после отхода от причала и сдачи лоцмана, команда выпивала за выход в море. Пригласили в компанию мотористов и электриков и нового четвертого механика. Саша не отказался. Рюмка за рюмкой, разговоры о предстоящей работе и рейсе. Один из мотылей перебрал и начал учить его жизни и судовым порядкам. Нудил видно долго, говорил о молодости и неопытности нового механика. То, что обычно говорят молодым механиком на их первом пароходе. Но, сделал глупость, пообещал в случае косяков, хорошо ввалить Саше. Тот не стал вступать в дебаты и рассказывать  о своей спортивной подготовке, а просто рубанул «учителя» в челюсть. Инцидент замяли, широкой огласки он не получил, а моториста пол рейса на Кубу кормили с ложечки. Саша сломал ему челюсть.



     Вторая история случилась уже на другом судне, где Саша был  третьим механиком. По его заведованию, для выполнения работ по дизель генераторам, выделили в помощь пару мотористов из рабочей бригады. Очевидно, тем не очень нравилось, что третий напрягает по срокам и качеству работ. И как-то, подпив после рабочего дня, они решили с ним разобраться и разобраться физически. Накатили для храбрости  и поднялись к нему в каюту. Результат был предсказуем заранее. Вроде переломы у одного и тяжелое сотрясение мозга у другого. Сашу смайнали в четвертые механики.



Именно поэтому, у мотористов на судне началась с его приходом легкая паника. Вот такому сменщику я и сдал свое заведование.
    Я вновь на судне, общаюсь с Сашей на пересдаче дел. В машину я еще не спускался, сидим в каюте. Третий уже под шафе, предлагает и мне. Я не отказываюсь, меня немного напрягают слова моториста, сказанные при встрече в коридоре. «Саня…Тут такое…Я тебе позже все расскажу…»-пугливо оглядываясь по сторонам произнес он. Да…долго о Сашиных подвигах слава держится на судах. Боится его рядовой состав.



   Вникаю в состояние своего заведования и есть от чего начать впадать в уныние. Третий дизель генератор-эмульсия в картере. «Ну, там уплотнения втулок текут, я масло вчера поменял. Не успел перепрессовку цилиндров сделать». Накатываем еще по одной, я хочу отделаться от сменщика, спуститься в машину и оглядеться по месту. Заодно узнать от машинеров, что здесь творилось в мое отсутствие. И в первую очередь поговорить со Славкой, моим неизменным вахтенным мотористом.



    Оставляю Сашу на пару с пузырем и ухожу в машину. Твою дивизию ! От вахты узнаю о последней швартовке здесь, в Питере. Сначала отказал первый  тифон, следом-второй. Первый тифон снят и лежит в токарке в разобранном виде-лопнула мембрана. Второй еще не снят, что с ним непонятно. Потом отказал первый компрессор пускового воздуха. За ним последовал отказ второго компрессора. На маневрах стравили пусковой воздух полностью, до минимального давления запуска Главного двигателя в 12 кГс/см2. Все ребята, приехали. Пароход швартовали буксирами без «голоса» и хода. Компрессоры не перебирали, а тупо заменили дефектные клапаны. Запускаю компрессоры и засекаю время подъема давления в баллоне. Они не качают. За неполный час давление поднимается на 1 кг. Да…веселый предстоит мне рейс…



   Появляется пришедший на вахту  моторист Славик. «Куда ты смотрел?»-обращаюсь к нему я. «Он меня с вахты снял, после того, как ключ в цилиндре на моточистке забыли». Я просто в шоке, слов вообще нет. В рейсе делали моточистку второго ДГ. Что Славка, что я никогда при работе не клали инструмент на поршень цилиндра, который находился в ВМТ (Верхней Мертвой Точке). Только на блок, чтобы был в поле зрения. Так было всегда заведено, исключалось то, что при проворачивании двигателя для очистки камер сгорания, он уйдет из зоны видимости. Славик долбал за это двух других мотылей. Это Саше не понравилось и он убрал его с вахты. Результатом был забытый в цилиндре ключ 17х19 и заклинка двигателя при проворачивании на воздухе. Когда крутили маховик вручную, ключ мирно лежал на донце поршня. А когда дунули на воздухе, улетел под клапан и расперся между поршнем и крышкой. Славик продолжает радовать: «Его чудо-моторист перебрал две турбины. Сказал, что ты ни хрена в них не разбираешься! Третий, ждем ЖПО с ними».
   


   Появляется подсменный Дед. Он подменял нашего Палыча на время отпуска. Палыч хорошо знал меня и старался задержать до своего ухода в отпуск. «Мне с тобой спокойно. Уйдем вместе, вместе и вернемся». Вернулись… От Деда узнаю, что по аварийке заказан новый компрессор, второй привезут после этого рейса, не раньше. Хорошая стояночка мне предстоит, думаю  я. Новый компрессор надо установить еще до запланированного отхода и не задержать судно. Уже с меня пять шкур спустят за это. А это новый фундамент, обвязка трубопроводов, подключение КИП и, если успею, то и автоматики. Хрен с ним, точнее с нею, с автоматикой. Подключу спокойно, когда время будет. И на ручном управлении поработаем.



   Первым делом надо избавиться от сменщика, он будет мешать мне. Поднимаюсь в каюту, накатываю ему на «ход ноги» и выставляю его с судна. «Саня, должно прийти топливо, ты это. Звони ежли сегодня. Приеду.» Ага, приедешь ты на бункер, качаю головой я. Звоню домой и говорю, что задерживаюсь на неопределенный срок. С другого борта нетерпеливо гудит бункеровщик, сегодня мне чертовски везет. Матрос уже швартует «Капитана Данилова» к борту. Выглядываю помпового моториста. Все хорошо, это Сергей, мой хороший знакомый, значит проблем особых можно и не ждать. Помповый хорошо знает объемы моих танков и будет сообщать заранее, что заполнение донных, а потом диптанков и кормовых подходит к концу, и пора следить за переливом через смотровые стекла. Он тоже заинтересован в беспроблемном бункере. В случае разлива топлива будут надирать розовые попки всем участникам. А там и статья со сроком корячится.



    Шлангуемся, готовлюсь принимать топливо в донные танки. 2500 тонн тяжелого топлива, полный бункер. Подписываю бумаги, снимаю счетчик, подача пробным давлением. Протечек нет, начинаю прием в 100 м3/час. «Понеслось дерьмо по трубам», как говорят слесари. Моторист Славка займется промерами по танкам и контролем бункеровки, а я начинаю разбирать компрессор. Компрессору пришел конец, цилиндр высокого давления с дикой и запредельной овальностью. Да, хорошо следили за подачей смазки в него, если так  укатали за мой отпуск.



     Саша появляется на следующий день к обеду. Он не один, а с другом. Оба уже почти готовые. Я сказочно рад продолжению попойки в моей каюте. Подгоняю Сашу, подписываем акты передачи дел и поднимаемся к Дедам для рапорта о состоянии заведования. Один тифон уже собран, установлен и проверен. Новый компрессор уже по дороге к судну.
      В каюте выпиваю с Сашей за мой рейс и выпроваживаю их обоих. Напоследок его кореш заблевывает мне гальюн. Тупо и устало убираюсь, проветриваю каюту от стойкого запаха табака и перегара, выношу мусорное ведро и бутылки на палубу. Не раздеваясь, заваливаюсь поспать на диван. Скоро привезут компрессор, а позади бессонные и хлопотные сутки.



   Мы успеваем установить и подключить новый компрессор, тифоны стоят на штатных местах, мне приходится вновь менять масло в дизель генераторе, но с ним разберусь позже. Отходим из Питера, предстоит рейс в Латинскую Америку.
         


Рецензии