Художественный отдел музея
В основу художественного отдела музея была положена коллекция картин, которую завещал городу после своей смерти пензенский губернатор с 1867-1872 г. Николай Дмитриевич Селиверстов.
Завещание гласило: «В память моей бытности пензенским губернатором завещаю городу всю мою коллекцию книг и картин и 300 тыс. рублей на предмет покупки дома и учреждения в нём рисовальной школы наподобие Штиглицевской. Сия школа должна называться школой Николая Дмитриевича Селиверстова…». Н. Д. Селиверстов был застрелен в Париже народовольцем С. Падлевским в 1890 году.
Когда завещание вступило в силу, город приобрёл коллекцию из 200 великолепных картин, любовно собранных бывшим губернатором г. Пензы и 550 000 рублей, которые к тому времени скопились на банковском счёте с учётом процентов.
Причём, когда школа уже полностью была готова к приёму учеников, на банковских счетах ещё оставалась неиспользованной денежная сумма в размере 80% от первоначальной.*
Душеприказчиком Селивёрстова и организатором всей работы по созданию учебного заведения, был известный путешественник и член Государственного Совета П. П. Семёнов-Тян-Шанский.
Художественный отдел музея, иначе картинная галерея Н. Д.Селиверстова первоначально размещалась в здании ремесленной школы Ф. Е. Швецова на пересечении Дворянской и Никольской (ул. Красной и Карла Маркса) и периодически выставлялась в разных общественных и учебных помещениях города.
Её коллекция из года в год пополнялась новыми пожертвованиями частных лиц, подарками художников, на обозрение выставлялись картины художников – передвижников и полотна из музеев других городов. Императорская Академия художеств присылала в пользование, с сохранным правом за Академией, картины русских художников: Порфирова, Крылова, Петрова, Рылова, Писемского, Руцица, А. Бенуа и других.
В начале ХХ века в России был «высочайше учреждён Комитет попечительства о русской иконописи». Комитет служил посредником между церквями и художественно – иконописными мастерскими. В его функции входило искать для церквей подрядчиков на работы по стеновым храмовым росписям и по снабжению церквей иконами.
В 1907 году Комитет обратился к руководству ПХУ с официальным предложением:
«1) не изъявите ли Вы своего желания принимать через посредничество Комитета соответствующие Церковно – живописные и иконные работы
2) Не можете ли сообщить каких-либо со своей стороны условий принятия заказов…
Управляющий делами Комитета академик Н. П. Кандаков**.
На что от дирекции ПХУ последовал незамедлительный ответ:
«Устанавливайте свои условия на заказы по мере их поступления. Будут наши художники писать даже за самую умеренную плату».
В одном из номеров Пензенских губернских ведомостей за 1912 год, В. М. Терёхин пишет: «Самым интересным и целым в музее является отдел художественный, который занимает несколько комнат и представляет редкую сокровищницу среди провинциальных музеев. В нем имеются картины разных художников, пожертвованные ген. Н. Д. Селиверстовым, ген. А. А. Боголюбовым, Академией Художеств и приобретены непосредственно музеем…В художественном отделе музея 456 картин. Есть среди них 8 копий акварелей неизвестных художников итальянской школы с произведений Рафаэля; голландская пейзажная живопись, пейзажи европейских мастеров, картины польской школы, княжна Тараканова К. Д. Фловицкого, картина бывшего директора Пензенского художественного училища К. А. Савицкого « Этюд», Миниатюры кистей разных художников, портрет Шишкина, написанный Мясоедовым Г. Г.и др.»
К 1917 году число художественных произведений составляло почти 1000 единиц.
В Рисовальной школе им. Селиверстова «20 лиц занимались копированием, исполнив 100 копий с 20 картин»
По завещанию Николая Дмитриевича Селивёрстова, помимо денежных средств на открытие рисовальной школы, богатой коллекции картин и антиквариата, городу была передана частная библиотека бывшего губернатора Пензы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* В 1918 году после революционного переворота все банковские счета были закрыты и перешли в распоряжение большевиков, в том числе и не израсходованные средства по завещанию Н.Д. Селивёрстова
** Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) — русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Академик Петербургской АН и Императорской академии художеств. Член-учредитель Русского собрания. Тайный советник. Родом из Курской губернии, сын дворовых людей князей Трубецких. Скончался в эмиграции, в Праге.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/07/706
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2
Свидетельство о публикации №221030700668