Благотворительность

Но Музей был настолько популярен среди населения, что частные коллекционеры свои уникальные экспонаты, ранее выставляемые только для платного их осмотра, охотно передавали музею в дар.
 
Так, в 1906 году генерал А. А. Боголюбов подарил музею 44 картины, старинное оружие, посуду и предметы прикладного искусства, а в 1910—1911 годах по его завещанию в музей поступило 192 единицы живописи, акварелей и рисунков.
 В 1908 году: «А. Лопатин подарил училищу бронзового китайского идола из Енисейской губернии, платиновое зеркало и медный наконечник стрелы, найденной близ Керчи; В.В. Шестобитова – образчик каменной соли Оренбургской губернии»  (Из очерка, посвящённого 10-ти летию ПХУ)

В 1910году: «… в музей поступили пожертвования:

 1. От разных лиц  60 старообрядческих медных образов, складни и иконы
 2. От Вольнова – рукопись 18 века
 3. От И. А. Клюшкенова – складень
 4. От А. А. Лапиной до 100 экз. предметов каменного, бронзового и железного веков, окаменевших животных и растений и пр.
 (из отчёта музея за 1910 г.)

В 1911 году две живописные работы художника Н. М. Фокина принёс в дар В. Г. Петров. Одна из картин называлась: «Городок в Норвегии», другая – «Речка». В тот же день подарил музею училища свою работу «Портрет» ( бумага, уголь, 1907 г.) и  5 рисунков углём И. С. Горюшкин–Сорокопудов, присовокупив к этому ещё 106 серебряных монет.
 «Милостивый государь Иван Силович! – писал ему Н. Ф. Петров, выслушав доклад хранителя музея В. М. Терёхина о пожертвованных Вами рисунках углём, 5 старых и новых, 106 серебряных монет, Попечительный комитет постановил выразить Вам искреннюю благодарность за такое отзывчивое к Музею отношение. О чём считаю долгом сообщить Вам».
 
Тогда же «житель Пензы И. В. Сивохин пожертвовал в музей училища этюд к картине К. А. Савицкого «Крутой спуск». На картине известный живописец в 1903 году изобразил наровчатского купца Леонтия Михайловича Финогеева, который, видимо, подъезжает к Наровчату с приобретенным товаром. Мужа с гордостью встречает жена, Александра Геннадьевна. Слева внизу стояла подпись: « К. Савицкий, 1903г. Пенза».
 
Картина была дорога хранителю В. М. Терёхину не только как ценное произведение искусств. Она будила в нём тёплые воспоминания. Академик живописи, первый директор ПХУ, Константин Аполлонович Савицкий, который скончался в 1905 году  в своём рабочем кабинете, был соратником В. М. Терёхина, с которым они не раз ездили в экспедиции в поисках ценных экспонатов для музея училища. К тому же на картине была изображена семья, так хорошо знакомая Владимиру Михайловичу по прошлой жизни и изыскательской деятельности в Краснослободске и Наровчате. Зять Леонтия Финогеева, Андреев, до сих пор занимался доставкой археологических и других находок в пензенский музей.

Леонтий Финогеев считался одним из самых успешных и справедливых купцов пензенского края. Торговал Леонтий Михайлович в Наровчате солью, рыбой, сладостями, бытовой мелочью (шорными изделиями, керосином, дёгтем и др.).

Крупные торговые сделки заключал на знаменитых Нижегородских Макарьевских ярмарках. По заключённым контрактам рыбу осенью доставляли прямо с Астрахани  по железной дороге до станции Самаевка, а оттуда обозом – в Наровчат. Обратно вагоны тоже не шли порожняком - в  Астрахань уходил богатый урожай овощей, собранный местными крестьянами.

 Иногда для закупок в Астрахань собирался и лошадиный обоз: нанималось до 25 повозок с лошадьми у ямщиков с сопровождающими. В наёмные работники люди шли к купцу с большой охотой, знали, что тот обязательно щедро отблагодарит за трудолюбие, пунктуальность и честность. Попасть приказчиком в магазин к Л.М. Финогееву тоже считалось большим делом. Наёмные работники становились, фактически, членами семьи. Если свадьба или крестины в семье – купец не скупился: и подарки делал дорогие, и расходы на себя брал. За своего старшего приказчика Леонтий Финогеев выдал замуж и одну из дочерей. Ну а в церковные праздники: на Пасху, Рождество, на Покров и т.д., как говорится, «сам бог велел». Как и другие купцы, собственноручно делал подарки и для сирот, и для тюремных сидельцев, и для малоимущих крестьян.

Позднее, революционные события заставят в 1918 году купца Финогеева отказаться от всех своих многочисленных детей и внуков, чтобы спасти им жизнь. Его дети и внуки разъедутся по крупным городам и выживут. Выживут, получат неплохое образование и будут трудиться уже в советской России и общие родственники Терёхина и Финогеева. Но к тому времени ни Надворного Советника Владимира Михайловича Терёхина, ни купца Леонтия Михайловича Финогеева уже не будет в живых.

Некоторые старожилы ещё вспоминают тихого старца с седой бородой, который бродил по Наровчату с холщёвой котомкой и клюшкой. Ему охотно давали милостыню, судача меж собой: «хотя и купцом был, но, говорят, добрым». Вот таким был этот забавный толстяк с картины  К. А. Савицкого.

А тогда, в далёком 1911 году, В.М. Терехин в своем выступлении перед присутствующими  выразил Члену Пензенской городской управы, И.В. Сивохину благодарность за неоценимый дар.
 
Владимир Михайлович и сам постоянно вносил пожертвования в фонд музея. Так, в отчётах читаем: «в 1902 году передал в дар 67 медных и деревянных восьмиконечных крестов, складней и образков… в 1908 году - 4 рукописи XVIII века… в 1910 году - старинный иконописный образ». Но главным подарком музею училища была полная коллекция Ефаевского могильника, а это, по разным данным, от 200 до 400 предметов. «Им принесены в дар музею коллекции древностей в количестве 532 экз. и пожертвованы частным лицам более 800 предметов и им же приобретено до 240 древних вещей на средства училища».

Весной 1901 года Музей при художественном училище отправил письмо Великому князю Георгию Михайловичу с просьбой подарить фотографии с оригиналов лучших русских художников, изданных Музеем Императора Александра III. Просьба мотивировалась следующим образом: «Пензенский Музей имеет для приобретений всего до 200 рублей/год, а потому при обширной программе музея, его коллекции не могут получить значительного пополнения путём приобретений».
 
На что 24 мая 1901 года был получен следующий ответ из Канцелярии Русского Музея Императора  Александра III:
 «АВГУСТЕЙШИЙ Управляющий Русским Музеем изволит приказать выслать в ПХУ все имеющиеся в  Русском Музее фотографии с художественных произведений Музея, которые по мере изготовления будут доставлены в Училище частями».
 
А буквально следом прибыли и сами фотографии с сопроводительным письмом: «Канцелярия Русского Музея ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III препровождает 540 фотографий с произведений, находящихся в Собрании Русского Музея – в 3-х ящиках».
 
Похоже, что вопросы культуры и искусства в начале прошлого века на территории Российской империи  решались вполне оперативно.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/07/748

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2


Рецензии