Церковный отдел Музея при ПХУ

Церковный отдел Музея при ПХУ регулярно пополнялся иконами, привезёнными В. М. Терёхиным с длительных поездок по деревням губернии. Старыми иконами и старопечатными книгами особенно дорожили крестьяне многочисленных старообрядческих общин края – раскольники, когда- то бежавшие на границу со степью.
 Для того, чтобы получить такого рода сокровище, хранителю Музея, порой требовался особый подход к людям, по- прежнему жившим обособленно от православных и относившимся к чужакам с недоверием.
 
Но, главным образом иконы, предметы церковной утвари, расшитые вручную золотом ризы, преподносились в дар Музею Священнослужителями приходов Пензенского края.
Из отчёта Музея при ПХУ за 1910 год: «В истекшем году музей пополнился  приобретением древних иконописных икон XVII – XVIII веков и предметов церковной утвари».

Из статьи газеты «Пензенские губернские ведомости» № 75 за 1912 г.: «Церковный отдел музея ХУ представлен весьма обширно и богато. Большой образ Страшного суда, написанный в 18 веке неизвестным художником…Вообще в этом отделе собрано всё, что употребляется в церковной службе и в очень хорошей сохранности».

Как исследователь, Владимир Михайлович Терёхин интересовался древними актами, хранившимися в уездных центрах, монастырях и храмах, в том  числе в Краснослободском уезде.  Официально им был опубликован полный текст благословенной грамоты патриарха Никона на строительство Краснослободского Спасо – Преображенского монастыря (Спасовой пустыни).

*
Военные годы тяжело сказались на экономику страны, настроение народа, начались эпидемии, голод, не хватало топлива. В домах Пензы то и дело слышался женский плач после получения похоронок. В отчёте училища последнего года жизни Владимира Михайловича читаем (стилистика сохранена):
 «Музей 1916. В истекшем году никаких пожертвований в музей не поступало, а также и не производилось покупок, т. к. необходимо было сокращение расходов на покрытие перерасходов по хозяйственным делам, вызванным сильным вздорожанием всех продуктов.
Музей для публики был открыт лишь по воскресеньям, что объясняется призывом части служащих для целей мобилизации» (Ф.120-1-291)

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/07/783


Рецензии