Мой ласковый и нежный сфинкс

"Дети льва равны друг другу – будь то львёнок или львица"
Шота Руставели. "Витязь в тигровой шкуре". Пер. Н.Заболоцкий)

У всех на виду великий сфинкс в Гизе, и долгие аллеи "малых" сфинксов по бокам дромосов, ведущих в храмы. Но грозная сфинга греков, которую одолел Эдип, родилась не из этой аллегории мощи фараона. В бестиарии эллинов явно "оказались" редкие и обычно миниатюрные сфинксы египетских цариц – это у них тела крылатых львиц, а у их супругов просто льва, хоть и титанического. Тэйе, великая супруга фараона Аменхотепа III первой из египетских владычиц была удостоена образа сфинкса за свою исключительную роль в делах государства бок о бок с мужем. У фараона-женщины Хатшепсут её сфинксы изваяны "по-мужски", и они не в счёт.

По традиции в образе сфинкса фараон топтал и убивал врагов Египта, но царица в такой роли долго была неизвестна, а она ведь была божественным Оком. Око – это эпитет богини, чьи аватары на земле обычно львица, кобра или коршун. Её многоликость и амбивалентный нрав обусловили химеричный облик "дамского" сфинкса. В одном из нубийских храмов, в Седеинге, царицу Тэйе чтили как земное явление богини Тефнут, первородной дочери Ра, гнев которой вызывал засуху, а милость – разлив Нила и долгожданный расцвет природы. В форме Хат-Хор эта дочь и Око Ра была супругой солнечного внука Хора (на земле явленного фараоном).

С Нубией связано предание, по которому гневная Тефнут покидает родину в облике дикой львицы, а с её триумфальным возвращением разливается Нил. С животворящим паводком и первым порогом Великой реки связана и южная богиня Анукет, легко сопоставимая с любой из египетских богинь, но особенно Хат-Хор. У Анукет была цветочная корона, непременный атрибут младших жён царя, а венец женских сфинксов явно ведёт свой "род" от синей короны фараона "хепреш", он только "по-дамски" затейлив. Тип короны в виде синего цилиндра, обвитого лентами – регалия и прерогатива царицы Нефертити – изящен, но строг.

У цариц же Тэйе и Мутнеджемт сходные короны выглядят как двустворчатые тиары с букетом из гибких лоз в центре "расколотой" тульи. Но эти владычицы показаны в венцах с цветами или лозами только в виде сфинксов, и не очень-то ясно, носили ли они их в реальности, как это делала Нефертити. Как сфинкс, царица выступает "двойником" мужа (в случае Эхнатона это особенно важно, потому что фараон-еретик приравнивал себя не к Хору, а к брату-близнецу Тефнут – Шу). Шу и Тефнут – первородные дети Ра, оба носили львиные обличья, ибо лев – старейший солярный символ. Оба были равны друг другу и друг без друга невозможны.

Не в силах попрать собственный догмат, Эхнатон был вынужден ради приближения к себе фаворитки Кийа уступить ей одну из своих царских корон – а именно, синий "хепреш". Едва ли в случае Кийа это была комедия тщеславия – всё же побивающей врага её не изображали. А царицу – сколько угодно, и в образе сфинкса в том числе, потому что дочь Ра, истребляя врагов отца, стала свирепой львицей. И второе имя Тефнут – Маат, то есть правосудие. Как мы знаем, даже вольно переработанный греками сфинкс, порождение хтонических "демонов", был изощрённой карой людям за преступление царя Лая.

Но мелочность египтян и в этом вопросе не знала предела: если царица Тэйе-сфинкс давит, рвёт когтями врагов, то они… женщины! Азиатки и нубийки. Если на военном корабле царица Нефертити (в образе воина) сокрушает палицей врага, то она терзает за косу женщину! Из этого не следует, что супруга Эхнатона убивала булавой пленниц, тем более что женские орды вроде амазонок Египту никогда не угрожали. Это аллегория, хоть и мрачная. Но царицы-воины несли и мирную символику: на артефактах, связанных с обрядом хеб-сед (юбилей фараона) в образе элегантных сфинксов та же Тэйе или Мутнеджемт просто несут или благословляют картуш (кольцо) с именем супруга.

Так, исключительно красив ажурный аграф от браслета в виде сфинкса царицы Тэйе – он вырезан из сардоникса цвета зрелой тёмной черешни (экспонат № 26.7.1342 Музея искусств Метрополитен в США). В мире земном, как казалось, царица ниже фараона, ибо "не может быть Хором". Хором не может, но Оком Хора, Оком Ра – сколько угодно. В роли Ока царица, а со временем и старшая дочь фараона могли говорить и вершить дела от имени владыки и ради него. Так, венценосные египетские женщины бывали не просто спутницами, но и соратниками, регентами, временщиками.

В воинственных сценах изображали цариц Анхесенпаамон и Нефертари Мериенмут, но, правда, как свидетелей расправ фараона с врагами. В эпоху Лагидов царицы, самолично побивающие неприятеля, снова появятся на памятниках. А в Нубии такая иконография цариц вообще не была никому в диковинку. В Седеинге, где в эпоху Мероэ как грибы будут расти пирамиды, совершенно забытые в Египте, культ именно цариц обретёт неслыханный размах. Там на памятниках такие крутые нубийские повелительницы, как Натакамани и Кандаке наравне с мужьями убивают пойманных супостатов, машут мечом. Быть может, конечно, это не более чем образ вроде Родины-матери, но ведь и в самом Египте в трудные эпохи бывали и воительницы, и облечённые исключительной властью Супруги Бога.

На снимках: 1) ажурная пряжка браслета, выточенная из сардоникса в виде крылатого сфинкса-дамы в затейливой диадеме и с картушами фараона Аменхотепа III в руках. Музей искусств Метрополитен (США, Нью-Йорк). Инв. № 26.7.1342. 2), 3) женские сфинксы в работах фотографа Х.Р. Лазаро: ажурная планшетка из слоновой кости в Восточном институте Чикаго(OIM A 22213)и гравюра на троне сидящей каменной статуи фараона (музей Эгизио, Турин).
В этом образе в узком смысле можно видеть обожествлённую супругу фараона – царицу Тэйе. В более широком - богиню Тефнут/Сехмет, по воле которой фараоны имели власть над чужеземными странами, в том числе и Нубией.

Источники:

Руал Джед. Изображения цариц Древнего Египта. Воинственная иконография царственных женщин XVIII-й династии как отражение роли царицы в Египте. Университет Суонси (Уэльс, Великобритания). Научный журнал для студентов Суонси «Минувшее». Выпуск 3-й за январь 2016-го года. Стр. 63 – 78/Jed Rual. Written for Ancient Egyptian Queens (CLE342). Gorffennol . The Swansea University history and classics student online research journal . Issue 3 January 2016. pp. 63 – 78 © Swansea University, 2016, Classics, Ancient History and Egyptology, Alumnus http://www.academia.edu/23923499/Masculine_iconograph..

Гровер Рейчел А. Царица и вечная жизнь: Тэйе, подносящая пальмовый прут на церемонии хеб-сед у престола Аменхотепа III./Grover, Rachel A. "Queenship and Eternal Life: Tije Offereing Palm Ribs at the Sed- Festival Thrones of Amenhotep III." Studia Antiqua 6, no. 1 (2008). https://scholarsarchive.byu.edu/studiaantiqua/vol6/is..

Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. – М.: Рипол-классик, 2017. – 400 с.

Ассман Ян. Поиск Бога в Древнем Египте./Jan Assmann. The Search for God in Ancient Egypt. Cornell University Press, 2001

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Переворот Амен-хотпа IV, Тайна Золотого гроба, Кэйе и Семнех-ке-рэ: к исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. Издательство: Наука Год : 1984

Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г


Рецензии