О детстве
О том, чтобы боги ниспослали ребёнка, супруги молились неустанно, но даже если детей было много, в каждом видели истинное сокровище – мальчик это или девочка, от семейной четы он, или прижит со стороны. А на родине Диодора и Страбона, в среде греческих колонистов Египта лишнее дитя если и не убивали, то подкидывали, как кукушонка. С другой стороны, египетский отец из низкого сословия, связанный обычаем растить всех своих детей в нищете ли, в богатстве ли, невольно убивал их голодом. В семьях знати столь же часто детей уносили болезни. В отчаянной попытке спасти чадо родители истово молились и давали любые обеты, звали лекарей и магов. И шли на крайний шаг – заставляли свою кроху съесть мышь, чьи косточки затем полагалось носить в саше на шее. Такое "лекарство" свело в могилу не одного ребёнка. Горе по смерти малыша могло довести до помешательства; были случаи, когда детские мумии хоронили прямо в доме, не в силах расстаться с ними. Но чаще совсем маленьких детей уносили в фамильные склепы, где потом упокоятся и оба родителя.
Те дети, что одолели смерть, если они родились в богатом доме, обычно жили припеваючи, не зная отказа в лакомствах и забавах до вступления в отрочество. В каноне искусства их статус часто обозначен наготой, но надо понимать, что египтяне йогами не были, и зимой малышей одевали. Из всей тьмы древних игрушек египетских детей одну можно увидеть лишь на памятниках – это слёток из гнезда какой-либо нильской птицы. И одни (обычно девочки) несут свою пташку в ладонях на уровне груди, разглядывая с восторгом, а другие вертят в руке за крылышки, ломая их! Так как в детях египтяне видели своё наследие, они по возможности сопровождали родителей везде и всюду, как маленькие гении. Но там же, на месте, они и учились вести себя как следует, а исполняя разные поручения они сполна ощущали себя частью этого мира, а не мелкими париями.
В воспитании мать обыкновенно имела приоритет: отец подолгу пропадал на службе, а то и в разъездах. Но в религиозных догматах всячески подчёркивалось то, что и мужчина, и женщина дали жизнь ребёнку, и оба за него в ответе. С помощью силы своего духовного фантома ("ка") отец отдаёт ребёнку кости, часть своей "земной" души "ба" и это затем отразится в духе "ах" (он происходил от слияния "ба" и "ка"). От матери дитя получало кровь, ум, сердце, чувства, талант. В семьях знатных людей к детям приставляли "менат" – кормилицу; и она, и родная мать питали грудным молоком ребёнка до трёх лет, ибо оно имело нуминозную силу. Та же самая кормилица, жившая в доме на правах сестры хозяйки, могла и обучать детей, во всяком случае, высокородных девочек, так как в школы храмов и придворную школу пажей "кип" брали лишь мальчиков. Таких дам с эпохи пирамид назвали ещё и "хенемет". В чине "менат", как это ни курьёзно, мог быть и мужчина, причём титул писали с иероглифом груди – такой вот конфуз. Но он не "кормилица" в буквальном смысле, а "дядька", "воспитатель", который мог учить как сыновей, так и дочерей нанимателя. При дворе такие особы пользовались исключительным уважением, почти равным трепетному почтению к матерям и обычно были серыми кардиналами в политике. Их родня могла занять внезапно опустевший трон.
Горечь этого мира узнавал мало-помалу даже сын вельможи. В школе ("кип" или "ат-себаит") гневливый учитель ("себа") стегал мальчиков пальмовым прутом, как сидоровых коз, хотя мог сквозь пальцы смотреть на то, что сын чиновника Сехентхак всё ещё играет с птичками, как дошколёнок, и носит в класс ручного удода. У детей низкого сословия не было даже времени считать удары. Родители, особенно вдовцы и вдовы, из-за нужды отдавали ребёнка "в люди", стараясь при этом найти им место в богатом доме, но это было трудно, а жестокие господа то и дело забывали, что их маленькие слуги – дети вольных египтян, а не рабов.За домом простолюдина, когда уходили все взрослые, следила его старшая дочь, и во время работ она носила младенца (сестру или брата) с собой в слинге, как это делала и их мать. Юная слобожанка могла ткать, шить, торговать на рынке, а селяночка кормить скот, птицу, обрабатывать лён, плести, стряпать, собирать колоски в поле; деревенский мальчик забирался на головокружительную высоту пальмы, чтобы собрать финики, давил виноград, пас скот, помогал на пахоте и на верфях. Таких примеров пруд пруди.
С детством расставались рано – не позже 11 лет, и у мальчиков из семей жрецов предполагала обрезание ("себи"), которое в греческую эпоху относилось и к девочкам. До интимной операции отроку остригали младенческий локон, и обвязывали голову лентой "теш-меджет", и боль знаменовала последний день беззаботной поры. Теперь он отвечал за свои дела, и за хамство мать могла лишить его наследства, а отец выгнать вон из дома. И совершенно лишались наследства обоих родителей те дети, которые не удостоили отца и мать подобающего погребения и вообще забыли о них. В образе ребёнка предстаёт целая плеяда древнеегипетских богов, обычно связанных с богиней-матерью: Хор, сын Исиды, звёздный мальчик Айхи, сын Хат-Хор, Хонсу, сын Мут, нежный цветочный "эльф" Нефертум, толстый, как японский Хотей, бог зерна Непри, сын Рененутет, бог магии Хека. Со слов Плутарха, в его время египтяне верили, что нет никого ближе к богам, чем невинное дитя, и во время процессии священного быка Аписа в роли оракула выступают малолетние жрецы. В древности юные дети жрецов были певчими и служками, но в годы правления Клеопатры VII верховным жрецом Птаха в Мемфисе был 14-летний отрок!
Источники:
Фойшт Эрика: статья «Детство» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 261 – 264./Erika Feucht: “Childhood” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 261 – 264.
Икрам Салима: статья «Диета» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 390 – 395/ Ikram Salima: “Diet” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 390 – 395
Брюэр Дуглас Дж., Титэр Эмили. «Египет и египтяне». Cambridge University Press, 28 июня 1999 г./ Egypt and the Egyptians, Cambridge University Press, 2001. Copyright Douglas J. Brewer and Emily Teeter 1999.
Диодор Сицилийский «Историческая библиотека», книга 1-я. (ок. 90-30 гг. до н.э.) Перевод: Алексанян А.Г., Мещанский Д.В. http://simposium.ru/node/9860
Васильев А.М. Египет и египтяне - Москва: Мысль, 1986 – с.255
Фишер Генри Джордж «Египетская женщина во времена Старого царства и Гераклеопольского периода». Второе издание, пересмотренное и дополненное. Нью-Йорк, 2000 г./Henry George Fischer : Egyptian Woman of the Old Kingdom And of the Heracleopolitan Period , Second Edition, revised and augmented, New York 2000
Сюзанна Линн Онстин. "Роль певицы-хористки (шемаит) в Древнем Египте", 2001 г. Главный Департамент Ближнего и Среднего Востока Университета Торонто, Канада.
Варгиман Е. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М. С. Харитонова. Послесл. А. А. Вигасина. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.
Мертц Барбара. Красная земля, Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. Москва. Изд-во ЗАО «Центрполиграф», 2004 г.
Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. - СПб.: Алетейя, 2016. - 320 с.
Эрман Адольф. Жизнь в Древнем Египте./пер. с англ. И.А. Петровской. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2008 г.
Свидетельство о публикации №221030700872