Глава 1. 2 из книги Анатомия предательства
В толковом словаре Ушакова под сущностью понимается внутренне содержание, свойства кого -чего, открываемые, познаваемые в явлениях. В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона под сущностью подразумевается постоянное основное свойство вещи, без которого она не мыслима. С позиции общественных наук сущность - это внутренне содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия. Слово явление, философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма обнаружения (выражения) сущности предмета. Категория явление неразрывно связана с категорией сущности.
Анализ внутренней структуры предательства, как действия, или как поступка, а равно бездействия позволяет выделить следующие основные элементы:1. -субъектом предательства всегда является человек, ибо только он может предавать, а вот объектом предательства может быть и кто, и что, то есть другой человек, идеалы, родина, вера и т.п. Субъект предательства, коль он человек, представляет собой личность. В определении К. Леонтьева личность - это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Рубинштейн вкладывает свой смысл в понятие личность, которая является, по его мнению, общественным индивидуумом, субъектом и объектом социальных отношений и исторического процесса, проявляющей себя в общении, деятельности и поведении. По Ганзену и И.С. Кону понятие личности означает человеческого индивида, как члена общества. Б.Г. Ананьев считает личность субъект общественного поведения и коммуникации. В понимании А.В. Петровского личность – человек, как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
Личность, как биологическая система имеет достаточно сложное внутренне строение. Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
• темперамента (структуры природных свойств),
• направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
• способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.
Основой любой личности является темперамент. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов. Он так же не является показателем ценности, или малой ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера, или способностями.
Существует большое количество определений, что такое личность и что входит в ее внутреннюю структуру. Мы сознательно ограничили круг рассматриваемых дефиниций, и в дальнейшем будем опираться на определение понятия личности, ее структуры, предложенное Б.Г. Ананьевым.
Второй наиболее значимый элемент определяет механизм осуществления предательства. Это может быть конкретный поступок или действие, а также бездействие. К примеру, в битве за Северный Кавказ, во время Великой Отечественной войны, на территорию непосредственного ведения боевых действий фашистами было заброшено около 400 диверсионных групп, и ни одна из них не была выдана местными жителями, органам государственной безопасности. Правовой нигилизм жителей в данной ситуации можно расценивать, по законам военного времени, как пособничество врагу, то есть, как измену родине, со всеми вытекающими последствиями. В большинстве случаев измена родины связана с передачей сведений, составляющих военную и государственную тайну, явному, или потенциальному противнику.
Третий элемент характеризует уровень взаимодействия внешних и ситуационных факторов с мотивационными и адаптационными механизмами внутренней структуры личности, как субъекта предательства. Данный элемент следует понимать в такой интерпретации: окружающая среда обитания по своему, воздействует на человека, заставляя его или приспосабливаться, или погибать. В тоталитарном обществе невозможно остаться в стороне, быть сторонним наблюдателем. Печально известный девиз: «кто не с нами, тот против нас» которым руководствуется государство в таком обществе, по отношению к своим гражданам, не дает вольнодумцам ни малейшего шанса.
Четвертый элемент характеризует субъект – объектные отношения, где объект является мотивационным поводом, провоцирующим субъект на неадекватные действия. Необходимо пояснить, что в системе субъект – объектных отношений помимо данных элементов существует коммуникационное взаимодействие элементов с их прямой и обратной связью. Остальные элементы выходят за рамки такой схемы и поэтому не рассматриваются. В нашем случае следует учитывать о системе внешнего воздействия, которая имеет свои цели и задачи. Например, при определении факта «государственной измены» со стороны индивида внешняя структура в лице органов дознания, следствия, судопроизводства определяет степень вины, выносит приговор и приводит его в исполнение. В иных случаях, как то: «супружеская измена», «апостасия», «оставление друга в беде» внешняя система проявляет себя достаточно пассивно, или не проявляется вообще. Например, во время войны в Афганистане, некоторые военнослужащие, попавшие в плен, чтобы спастись принимали ислам. По приезду домой, те, кому удалось вернуться, не стремились рассказать о том, что с ними произошло. Одни отказывались от принятой религии уже на родной земле, другие, приняв новую религию стали ее проповедниками. В 1995 году на экранах отечественного кинематографа был показан фильм Владимира Хотиненко « Мусульманин» о судьбе советского солдата, вернувшегося домой после семилетнего плена у моджахедов. Родные и близкие, узнав о том, что их родной человек изменил вере, отвернулись от него. Судьба героя оказалась трагичной, вернувшись домой, он стал изгоем.
Другая судьба отнюдь не экранного героя – это судьба российского солдата Евгения Родионова, который в ноябре 1995 году попал в плен к чеченским боевикам. За отказ снять нательный крест и принять ислам, Евгений был подвергнут нечеловеческим пыткам и распят на кресте. Русская Православная Церковь причислила Евгения Родионова к лику «мучеником за веру».
Два случая, внешне похожих по сценарию друг на друга, но с разным финалом, в котором светские власти в лице государственных органов не берут на себя ответственность давать правовую оценку поступкам людей в аналогичных ситуациях. В подобных случаях церковь принимает решение, по конкретным фактам совершения «апостасии», то есть вероотступничества.
Свидетельство о публикации №221030700894