На каждом уровне свои законы

Восстановленная целостность бытия и полнота жизни, покой и счастье, согласие с миром — вот что ждет нас там, где кончается лабиринт одиночества.
                Октавио Пас.


Зачастую, наши утверждения постоянно меняются, в цикличном круговороте передвижений.

Все замечали за собой, что сегодня мы рассуждаем так, вчера мыслили иначе, и наши мысли как бы перемежаются, соскакивая будто на разные уровни, частотности или пласты реальности. То мы говорим от сердца, то от рассудка, то от третьей сущности – духовной, сверхъестественной, выходящей за рамки обыденного.

Создаётся кажущееся смятение и противоречие в самом себе, мы ищем единственно верное самоопределение и не находим его. Мы всё время метаемся между двух, а то и трёх берегов, потому что все они в большей или меньшей степени, но отличаются друг от друга.

Кто-то смирится со своей двойственностью или тройственностью, пытаясь примирять начала, а кто-то бросит вызов самому себе и сделает ставку на что-то одно, таким образом надеясь обрести покой.

Вот тут-то и кроется загадка: кто прав? Человек, ищущий покоя, или тот, кто утверждает как Лев Толстой: «покой – это душевная подлость».

Мы знаем, что в одной системе может быть не одна подсистема. Например, психологами давно подмечено различие между психосоматикой и физиологией мужчин и женщин. Они похожи и не похожи. Царство животных имеет свой набор функций, во многом отличный от человека. И что-то мы можем взять от животных, а что-то категорически нет.

О чём это говорит? О том, что в каждой системе свои законы, свой ритм и своя определяющая. У прозы свои истоки и вибрации – интеллектуальные, рассудочные, у поэзии – свои, преимущественно исходящие от подсознания.
 
Из этого примера делается теоретический вывод: на каждом уровне трёхсоставных субстанций человека (о трёхсоставности статья ниже по списку) – свои законы, которые, тем не менее не могут онтологически быть противоположными, потому как вписаны (зачем-то) Всевышним в один механизм – человеческий.

Мы это обнаруживаем и наше дело – принять это как данность или пойти против данности. Стремиться к ангельскому обезличенному бесстрастию, впасть в скептический рационализм или пойти по стихиям чувственного, хаотически-бессознательного потока, утверждая полный индивидуализм. Так поступают многие творческие люди, переворачивая традиционные уклады, производя тем самым эпатаж. Все эти три позиции – позиции бунта и крайностей. Так сходят с ума.

Тот, кто выбирает примиряющую целостную парадигму обстоятельности – не срединный путь, как у даосов, где три уровня призваны слиться в одну точку – т.н. золотую середину, а именно поочерёдный и не впадающий в крайности путь «духовного рассуждения» - тот приходит к истинному пониманию себя и вещей.

Хорошей иллюстрацией служит библейская история о Марфе и Марии. Марфа пошла по земному пути служения людям, условно говоря не избрав, но выделяя природу души и тела, Мария – выбрала небесное. Но обе спаслись лишь потому, что, избрав одну сторону бытия, они не отошли полностью от другой. Между ними всегда было взаимное уважение, а главное – сохранялось присутствие Духа.

Но, как было, заявлено, у каждого «лица» триединства – присущие ему качества и законы. Их-то и следует рассмотреть по порядку.

Дух.
Основным отличием является постоянство и неизменность.  Это как фундамент здания.

Душа.
Подвижна, изменчива, но в меру. Так, к стенам можно сделать пристройку.

Тело.
Изменчиво. Непостоянно. Это вещи в – доме. Иначе создаётся ощущение пустоты и холода.
Те самые «мелочи жизни», которые – не мелочи.

Гармоничный человек – тот, кто умеет ловко совмещать и переключать уровни,  а также в разное время примерять и разное соотношение величин. Кто живёт по пословицам:
 "Всему своё время и место". И  "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Не ходят с уставом статичности в монастырь, где нужна динамика. Когда-то или где-то важна твёрдость, в иных случаях – мягкость.

А чтобы стать грамотным специалистом в области взаимоотношений этих трех категорий – требуется глубокое исследование вопроса и комплексное мышление. Нужна мудрость, приобретаемая «слушанием» и «вчитыванием» в Писания. Нужно стараться увидеть картину со всех сторон, а не с одной. Целостное восприятие действительности лечит и успокаивает, преодолевает болезненные несоответствия таких разных, и вместе с тем таких близких друг другу внутренних систем.


Рецензии