Избранные комментарии к стихотворениям. Ф-Хо

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------
Избранные комментарии к стихотворениям. Ф-Хо


Фотографии души
https://stihi.ru/2001/05/29-178

Нет, я не сочинял стихов,
Но открывал их!
Не находилось сразу слов -
Всю жизнь искал их.

Тетрадки старые свои
Опять листаю.
Как фотографии души
Перебираю.

Нет драгоценней для меня
Страничек этих.
В них вся история моя,
Чем жил и всё, что создал я…
Пред судиёю бытия
За что - в ответе!
1987
_________________________________________

- Да, согласен. Я вот недавно начал писать стишки, а все равно интересно вернуться к тому, что было написано год назад - точно, фотографии души. Близкое мне, да и любому, наверное, стихотворение :-). Мне кажется, было бы интереснее описать сами тетрадки - ведь очень много еще в этих истрёпанных, пожелтелых листикак... Ведь, представьте, что вы читаете свои стихи, скажем 20-летней давности в компе - совсем не то! Верно?

Бред
----------

- Лет пять назад я собрался с духом и перешерстил все свои старенькие тетрадки-черновики и выудил из них несколько сотен стихотворений, написанных за 30 лет творческого пути. Как мне представляется, все самое ценное. И наконец-то преступил к серьезному редактированию. В результате сложилась книга из фотографий души, которая называется «Вся моя жизнь». Она еще не окончена...
Компьютер, конечно, не заменяет бумаги, но у него – свои преимущества. Только с помощью компи я и сумел осуществить эту немаленькую работу. А теперь через него и Инет есть возможность показать многим людям самое лучшее из тетрадок… :)

Виталий Иванов
----------
____________________

Да, техника нарочита проста. Примитивна? – На грани.
Но если взять хрестоматийный пример лермонтовского шедевра «Наедине с тобою брат…», оценку которого никто не отменял и сомнению в гениальности не подвергает, – «побыть – жить», «спросил – был» и т.д. Что ни строчка, примитив. А работает! Да еще как берет за душу!
Так и этот мой случай.
Глубины и тайны Поэзии зашоривают сложные рифмы и образы, изощренная ритмика. Наоборот, для простых, но сильных и свежих мыслей и чувств требуется – прозрачность, абсолютная!
Это как бы открывшийся тоннель из внешнего мира во внутренний. Зачем же его занавешивать, закрывать всяческими флажками, плакатами, украшениями? Все лишнее надо убрать, чтоб заглядывать как можно глубже, без фильтров и цветных стеклышек.
СТИХИ – ФОТО ДУШИ. Разве не так? Мне эта мысль пришла в 1987-ом. И вот 20 лет не встречал прямого аналога. Хотя после ознакомления, многие ее разделяют.
Разве эта находка, брильянт не заслуживает самостоятельной жизни, полной самоценности и прозрачности? Ей не нужны украшения!

Поэзия, в нашей душе, которая… и есть - наш Парнас!
И когда с душою прямая связь, открытый канал, приходят стихи. Мы их как бы считываем с нашей души, записываем, запечатлеем… Срисовываем картинку или фотографируем душу, одно из ее состояний.
А если «ты» и «душа» как-то отдельно, теряется связь, доступа нет… вот тогда приходится «сочинять», придумывать что-то… создавать «образы», изобретать сложные рифмы, вставлять иностранные слова и прочее. Даже заимствовать целые куски из других авторов.
Нахожу смысловую разницу между «сочинять стихи» и «писать». Сочиняют нечто искусственное, а пишут, записывают - из сердца! Души!

А как же «Бородино» Лермонтова, написанное в юности и переделанное? да и таких случаев масса. Надо править стихи, и я их правлю, некоторые – всю свою жизнь. 30, даже и 40 лет. И некоторые становятся лучше! Практически все.
Но ты прав в том, что надо сберечь первые варианты. Именно это я делаю, и показываю на одной из страничек своих. Специально – первый и последний варианты стихотворения.
В любом случае, прав я или не прав - это любопытно.
Совершенство не имеет пределов. Стихи вне времени. Но надо различать – его фиксацию по месту и времени и то, что уже хочется сделать ВНЕ времени.
С этим стишом конкретно, у меня есть проблемы, ты прав. Меня не удовлетворяет ни первый юношеский вариант, ни последний. Но есть еще время поправить. Надеюсь :)

На мой взгляд, стихи – фото души. В буквальном смысле этого слова! Т.е. запечатления определенных картинок её состояний. При этом аппарат наш фотографический – несовершенен, и снимки получаются с затеками, неконтрастные, слишком темные или блеклые, что-то не просматривается вообще.
Однако! В памяти есть подлинная картинка этого сильного ощущения, мысли, переживания, которое не удалось запечатлеть качественно на бумаге.
Поэтому требуется - редактирование! Ретуширование и прочее. Для того, чтобы привести в соответствие внутреннюю картинку того памятного состоянья души и стихотворения – его фотографии. И этот процесс ретуширования, редактирования может длиться – сколько угодно!
Критерий готовности фотографии? – Его подсказывает нам сердце и разум. Именно, пока нет полного удовлетворения произведением, -  что-то не так, нет полного совпадения живой картинки и её запечатления. И я это очень хорошо чувствую! Сроки здесь не имеют значения! Пожалуй, большинство своих стихотворений я уже привел в необходимое, достаточное соответствие, их править уже не хочется. А есть такие, где неудовлетворен одной строчкой или даже словом одним. И есть, конечно, такие – кстати, «Жизнь без судьбы», «Изгнанник из времени» как раз из таких – где фотка до сих пор очень размыта, и несмотря на техническую более-менее правильность, нет полной ясности со смыслом, т.е. ощущение того состояния есть, но не найдены нужные, адекватные слова, может, и мысли для её выражения на бумаге. А может быть, работа над этими стишами меня, действительно увела уже несколько в сторону. Ты прав отчасти. Но, поверь, так всё-таки не часто случается.
В общем, я не считаю эти стихи для себя главными, лучшими. Но и без них не могу. :) Они тоже – часть внутреннего моего мира, пусть и не зафиксированная в полной мере, потёмки не высвеченные…

Стихотворение «Фотографии души» написано в 1987-ом году. Первоначально. Потом я его тоже много раз переделывал.
Вот ты категорически против переделывания стихов, первоначальных их вариантов. - Черновиков? Что ты имеешь в виду? Первый раз записанное на бумагу? Да ведь даже и первый раз записанное – перед этим прожёвывалось в уме, может, десять или сто раз!
У Пушкина почти к каждой строчке, даже и слову было несколько вариантов, порой – десятки. Ты видел его черновики? Все великие наши поэты – например, Есенин, Маяковский, у них на сочинение, доводку одного стихотворения в среднем уходила неделя. Всё много раз переделывалось! Подбирались единственно правильные мысли, слова, образы к данной картинке души и сознания – конечно, сознания!
Неделя, месяц на стихотворение – нормальный срок. Не даром раньше платили от рубля и выше – за строчку.
Не ту, которую записал первой. Всё «первое», что «невозможно поправить» - «нельзя!» - остаётся у графоманов. Хоть я и не люблю этого слова. А поэты – работают. :)
Ну, и что же, что у кого-то, например, у меня, этот процесс растягивается на годы? У меня нет возможности, как у Есенина, Пушкина, Маяковского – заниматься только стихами. Мне за это не платят, поместья своего, крепостных – нет. :) Это, может быть, - одна из главных причин.
Ты понимаешь, на стихотворение необходима – неделя, т.е. 7х24= от ста до двухсот часов чистого времени! РАБОТЫ.
Может быть, ты об этом не знал? :)
Да, конечно, лучше всё сделать сразу. Но такой возможности нет. Это, во-первых. А во-вторых, очень полезно бывает порой оглянуться, вернуться, ещё раз посмотреть – уже как бы даже со стороны на то, что ты натворил год, 10 лет назад, 30… При этом тобой же написанное стихотворение возвращает тебя к тому именно состоянию юной души, и если ты видишь, чувствуешь – что-то надо поправить, ты правишь именно в рамках ТОГО состояния но НА ДРУГОМ уже уровне мастерства!
Примерно вот так.
Никому не запрещается иметь своё мнение, а также свои приёмы работы, творческих поисков, достижения результата.
Меня уже не переделаешь. И в этом не переубедишь. :)
Мои фотографии не выдернуть из моего фотоальбома :)))
А места пустого в нём уже почти нет…


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Хайку сантехнические
https://www.stihi.ru/2002/11/22-317

1. Унитаз

* * *

Всё смывается.
Не всё сразу проходит.
Однажды – пройдёт…

* * *

Меняет свой цвет
И ослепительная,
Порой, белизна.

* * *

Метаморфозы.
О, мимолетная грусть
Об уходящем!

2. Раковина.

* * *

Везде бывала
Вода – чистой ли, грязной…
Что ж я, чистюля?

* * *

Приходит вода,
Уходит вода… Так и я -
Побыл и ушёл…

3. Ванна

* * *

Угловатая
Ванна заполнилась до
Потолка пеной.

* * *

Ванна. Помылся
Снаружи… Внутри как мне
Помыться теперь?

2002
_________________________________________

Без унитаза люди жили в золотом веке.
Унитаз что-то изменил в человеке.

Драмы души
На унитазе забыть поспеши.

Задумал большое дело?
На унитаз садись смело!
А маленькие дела
Делай в чем мать родила.

На 4-ом этаже, рядом с комн. 447 не работает мужской туалет – единственный по лестнице на этаже.
В 2-х писсуарах и унитазе нет воды. В единственном оставшемся унитазе вода течет непрерывно, кроме этого, подтекает снизу, на полу лужа. Не подойти. Стульчика нет.
Примерно такая же беда в женской комнате. (рассказывали)

Бытовые предметы Богом предусмотрены для того, чтобы ничего не мешало нам вершить великие дела!
А не для того, что все думают… :)))

Сантехника по японской лицензии должна впечатлять! :)

Виталий Иванов
-------------
________________

- Виталий, вот это -

Ванна. Помылся
снаружи... Внутри
как мне помыться теперь?

- очень по-японски :) И унитазные первые 2 хайки тоже первоклассные :) Приятно повеселился, спасибо!

Андрей Коков
-------------

- Помылись в раковине, ванне и унитазе?.. :))) Очень рад, что понравилось! :)))
Извини, за грубый юмор – тема, думаю, позволяет. :)
В Японии, к сожалению, не был. Но, думаю, у них там тоже сантехника есть. :) Все это, можно сказать, - ценности… общечеловеческие. :))

- Лично в Японии и я не был - но духом я там периодически :) Кстати, у японцев традиционный сортир (дощатый домик в глубине огорода) считался местом для размышлений, содержался в чистоте, и часто именно там слагали стихотворные миниатюры.
А помыться японцы любят, традиционно в роли ванны применялись фуро - это такая бочка с водой, разогреваемая снизу, или целый бассейн там, где есть горячие источники (страна-то вулканическая). И вот в таком фуро господа купались совместно с дамами. Культура такая :)

- Да… Нет у нас здесь культуры такой, настоящей… А жаль! :))

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Холмы подсознания
http://www.stihi.ru/2001/05/29-188

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6189

Я сплю, вижу сон… Подо мною - гора!
На белой горе – я в лучах серебра.

Я в чёрной фуфайке и чёрных трусах,
И звёзды сверкают в моих волосах!

Чернею, от жизни большой в стороне…
Вдруг мимо меня – я на белом коне.

Я - белый, на мраморно белом коне…
О, сколько во мне неизвестного мне!

И мраморный конь увлекает меня…
«Держите! Хватайте! Верните коня!» -

Кричу я вдогонку, один на горе…
Внизу моих «я» коллективных каре.

Сейчас я отправлю их оптом на бой
С судьбой. Кто из них воротится домой?

Беру я трубу, выпираю губу
И громко играю: «Все марш на борьбу!»

И вижу, под звёздами всюду - холмы,
Толпою на бой разбегаемся «мы»…

Коня мне! Мой конь ожидает меня.
Сажусь на коня. Не ищите меня!

Куда унесёт меня мраморный конь?
Спешите гадать, как запляшет огонь!

Скачу я… Но вижу, в жемчужной пыли
На белой горе – я чернею вдали.

Один я… Один!.. Там, на голой горе.
И «я» поредевших сереет каре.

Назад!.. Просыпаюсь в холодном поту.
По эту я сторону или по ту?

Но снова засну… и сажусь на коня!
И мраморный конь увлекает меня

По белым холмам…

1988
_________________________________________

- Чтобы что-то в рецензию вставить надо бы Фрейда вначале почитать… :)
Может он про трусы и фуфайки что-нибудь говорил!? Хотя откуда ему про фуфайки знать… :)))

Александр Невзоров
-------------

- Русский человек, когда пишет стихи, про Фрейда не думает. Так… может, о черте… или о Боге. Ну, и о нас всех, грешных и праведных.
Ну, а «черные трусы и фуфайки» - внешнее это все, так же, как и одежды белые и сияющие. Или серая униформа…

Виталий Иванов
-------------
__________________________

«Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь.» Так, кажется у Владимира Владимировича?
Иногда ощущаешь себя даже мраморной лошадью. Возможно, что преждевременно…

А не надо! Не надо жалеть времени на поэтов-друзей!
Как-нибудь зайду к вам в черной фуфайке и черных трусах, поговорим серьезно на белые и серые темы.

Одиночество – лишь одно из состояний души. Ее внутренний мир бесконечен – как бесконечна вселенная…
Не сосчитать наши «я», но все они любят свою великую Родину!

Не хватает пса? - Он всех коней распугает… А может, правда, стать другом… одному из моих «я». Кто знает?
Звезды над головой, впереди над холмами… Что на трусах – не так важно. Тем более, что под белыми одеждами трусов и не видно. Может быть, вообще нет.

Я, конечно, подумаю, и со всем уважением к Джону. Но там ведь рифма «коня – меня», причем два раза! То что в двух строках четыре рифмующихся слова «коня – меня – коня – меня» можно рассматривать как недостаток, а можно и как находку, весьма интересную. Необычную! Я лично отношусь к этим строчкам – именно так!
Сколько энергии в них - именно за счет усиления, удвоения рифмы! И за 20 лет, как написано это стихотворение, Джонни первый, кто это воспринял как недостаток.
Подумаю над вариантом для Альманаха, если есть еще время… Но, ей богу, это будет потерей для стихотворения.

Не пойдет, так не пойдет. У меня не менее 600-от стихотворений, и я прекрасно понимаю, что все они не смогут войти в Альманах. Тому масса причин! Не расстраивайтесь.

Коня мне! Мой конь ожидает меня.
Ищите меня! Я сажусь на коня.

Виталий Иванов
-------------
__________________________

- Дорогой Виталий, очень понравилось, думаю это Ваши чистые переживания, настолько яркие, правдоподобные в моём понимании.

Людмила Кравчук
-------------

- Верно-верно! Случается скакать по ночам на любимом коне – белом или же черном. По черным или белым холмам! Иногда и себя вдалеке разглядишь, на холме - одинокого, черного. Или белого?
А потом вдруг – раз! – смотришь с холма, а внизу, вокруг серые «я» твои разбегаются… И вот думаешь, погнаться за кем-нибудь? Но за кем же? Всех не поймать.
А они уже, глядишь, сами вместе собрались вдруг в каре, внизу под холмом… Пусть и поредевшие несколько. На кого-то нацелились…
И снова – на коня и - вперед! Всю ночь скачешь… под звёздами! Куда? А бог весть!
Интересная такая игра. Может, иная, настоящая жизнь? Пусть и непонятная, когда глядишь на неё с этой, другой стороны.
Не все это стихотворение  понимают…

Виталий Иванов
-------------
__________________________

От kupervol (Валерий Купер)
Виталию Иванову, с восторгом!

Проснулся однажды я в чёрных трусах,
И чувствую, что-то скребёт в волосах!

Я бросился к зеркалу, вижу - звезда, -
О как же попала ты с неба сюда?

Неужто на мраморном, белом коне? -
Ну да, вон в фуфайке он скалится мне.

Чего ты смеёшься? Ты что, не Пегас? -
Опять обманулся, в который уж раз!

Бело всё вокруг, ночью был снегопад,
Я потный стою, и конечно же рад,

Что пыл, охлаждаясь на белой горе,
Стекает в долину, где всё в серебре;

Где кучка ребят, из таких же как я,
Каре образуют, вот свита моя!

Беру я трубу и вставляю в губу,
Сейчас призову я их всех на борьбу.

Уже я не в чёрных, а в жёлтых трусах -
Ведь можно в атаке попасть и впросак!

Ко мне мой мустанг, ну, вперёд, на орду! -
Конь ядра роняет уже на ходу!

По снегу катятся они, и холмы
Расскажут потомкам что здесь были мы!

Так мчались мы долго в жемчужной пыли,
Вдруг вижу - компьютер огромный вдали!

И тут я придумал: а что если сон,
С конём и с трусами впихнуть в Стихофон?

О да, ведь бывают же мысли лихи! -
И вставил для вас я вот эти стихи!

Читайте, я тут...

Валерий Купер
-------------

- Блестяще Валерий! :))) Добрая и занимательная ирония. Глянул на свой стиш с другой стороны, чужими глазами… :) Спасибо!
Пародию утаскиваю к себе в копилку.

Виталий Иванов
-------------

- «Очень рад, что вы не обиделись, - это означает что вы настоящий, способный в первую очередь иронизировать над собой, человек!
Я такой же, поэтому мне приятно наше знакомство! Я иногда в компаниях так высмеивал сам себя по разным поводам, что уже никому другому не приходило в голову делать это! Но мы с вами знаем, я уверен, что далеко не все стихи могут быть спародированы, даже если и написаны подходяще! Поэтому чувство меры, душевная тонкость и изощрённость, позволят нам с вами общаться и никогда не обижаться! С уважением, В.»

Валерий Купер
-------------

- Конечно, Валерий. Рад знакомству! :)
C уважением, Вит

Виталий Иванов
-------------
__________________________

- Проснулся я утром в холодном поту,
Но что же случилось, никак не пойму?!
В какие края перенес меня сон?
Здесь мы или я, или может мой клон?:)

Эдлен 
-------------

- Мой конь… или клон? Я сажусь на коня…
Я белый, я черный… узнайте меня!
А рядом сереет каре моих клонов…
Кто смотрит сердито, а кто и влюблено…
Сейчас я отправлю их оптом на бой –
С судьбою, всем миром и даже с собой!

Виталий Иванов
-------------
__________________________

- Мне нравится всё дерзкое. :))))

Антон Ли Круковский
-------------

- Считаю это стихотворение одним из лучших своих. Во всех отношениях – лирика, философия, самовыражение, подсознание…
Дерзость в хорошем смысле этого слова :) – качество для поэта необходимое. :)))

Виталий Иванов
-------------
__________________________

- «Толпою на бой разбегаемся «мы»… - Гы! Плакаль!»

Критикнах
-------------

- Понимаю...

Виталий Иванов
-------------
__________________________

- ВИТАЛИЧЕК, ДОРОГОЙ ПОЭТ!!! Ваша мудрость покоряет!!!
Очень красивые стихи, очень!!! Спасибо.
С ДНЁМ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА ВАС!!!
Живите в Любви!!!
С нежностью и Любовью,

Ми Римэ
-------------

- С Днём, Галина! Как бы он не назывался… Праздник внутри нас всегда. Это наша - радость и боль. Удачи! Рад знакомству! :)

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Холодень
https://www.stihi.ru/2002/03/06-426

Захладчали хладцы-холодцы в хлыбе хлада –
не похолодишь, не расхладнёшься.
Всех нехолодных - захолодили,
нехладящихся - обхладнули,
вхладили в хлыбу хлада.
Хладнейший из холоднющих холодец
и тот - обхладчался.
Хладно, хлучно…
Хло! Холоднуть бы, расхолодиться,
как в хладную хладницу!
Захолодились холодцы по холодам,
Прихлодюнились…

1973
_________________________________________

Настоящий холод – совсем не холодный. И даже от огня можно замерзнуть.
Поддерживает жизнь - понимающая душа. Не важно, среди огня или холода…

Виталий Иванов
---------------
______________________

- Бррррр... холодно...
Слишком холодное стихотворение с привкусом холодца - пойду куда-нибудь в другое место... отогреваться...

Александр Павлов
---------------

- Холодец хорошо под водочку. С морозца – и к праздничному столу! :)))
Это стихотворение надо читать, когда очень жарко, лучше летом. Зря я тебе его сейчас предложил, извини. Меня самого после всех праздников поколачивает. А тут – холод такой, перечитал - чуть не замерз… :)

Виталий Иванов
---------------
______________________

- Это просто потрясающе!
Какой-то холодный мир, даже кой-то хладненький. Холодцеватый что ли - типа молодцеватый. Хладостный. И это всё здесь встречается в изменённой форме. Даже не здесь а хлесь. Потрясающий импульс для изобретений. В чём-то схоже со «Смехачами» Хлебникова, но это лишь подтверждает единство противоположностей. У меня есть два менее похожих стиха, но тоже в чём-то общих:
http://zhurnal.lib.ru/t/34/3.shtml
http://www.stihi.ru/2001/10/21-46
(кстати очень интересно рецензии почитать)
У меня уже давно зреет замысел развить эту тему. И в том числе я учту и твой опыт.

Александр Тагаев
---------------

- А вот есть такое еще.

Насчет счета числителей четных чисел,
числившихся сосчитанными в числе считавшихся,
считаю считать счетовода Считалкина
численно рассчитанным и расчисленным
за перечень перечисленных,
считаемых за отчитываемые числа,
пересчитанных счетов и отчетов.
:)
Виталий Иванов
---------------


- И ещё вот я подумал тут. Некоторые сводят весь мир к элементарным вопросам.
Так вот я решил взять за основу вопрос «Что?» и съимпровизировать следующим образом:

- Что?
- Что «что»?
- Что!? чтово что ли?
- То ли чтово, что литово?

Что Чтоевич:
- Что? Что? Что?
Чивеотч Отч:
- Отч! Отч! Отч!

Чивеотч Чтоевич Палиндромовоморднилап:
- Чтоев Вео

ТЧ

С уважением.

Александр Тагаев
---------------
______________________

- Точно «Засмеялись смехачи...» Именно это оно мне и напомнило. Прочитал в рецах и тут же вспомнил. Очень и очень здорово.

Дар
---------------

- По прочтении «Смехачей» стихотворение и написалось :)
Спасибо, Дима!

Виталий Иванов
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии