ВозвратуНеПодлежит

#ВозвратуНеПодлежит #ОстановимПандемию #ДневникНашегоВремени

Идея создать «Дневник Времени», который будет отражать все события и проблемы, связанные с пандемией, возникла давно. Еще в марте 2020 года вышла в свет статья Григория Игоревича Белова «Остановим пандемию». В статье он предложил бороться с вирусами в прямом и переносном смысле, выкладывая материалы о борьбе с пандемией и призвав поэтов к написанию текстов на эту тему.

Первого апреля того же года Г.И. Белов и М.И. Вэй создали группу «Коронация Души человеческой», в которую были приглашены все неравнодушные и талантливые представители искусства, чтобы объединить лучшие творческие работы времён пандемии.

Таким образом, идея об объединении творческих людей и их работ под одним крылом уже витала в самом начале надвигавшейся вирусной катастрофы.

Многие поэты, как настоящие архивариусы современного мира, взялись за «перо» и начали описывать происходящую действительность, пропуская её через призму своих чувств, мыслей и самого сердца.

Идея создать «короновирусный сборник», объединив лучших поэтов современности возникла у Стефании Даниловой тогда, когда стало ясно, что эта напасть пришла надолго и всерьёз.

Уже к началу лета Стефания, которая является председателем приёмной комиссии Международного Союза Поэтов, начала собирать работы, которые на её взгляд наиболее ярко отражали происходящее. Многие решили поддержать её и стали помогать. Летом пандемия немного отступила, и работа над сборником приостановилась.

Осенью, вместе с очередным наступлением пандемии, возобновилась работа над проектом. Было принято решение обязательно выпустить книгу в 2020 году.

Под обложкой данного сборника были собраны совершенно разные, но неповторимые и интересные поэты современности.

Действительно вышел настоящий «Дневник времени». В нем отразилось и начало ковидной истории, когда еще была надежда на быстрое избавление от этой заразы, и пик заболеваний и связанных с этим проблем. Всё это было запечатлено чутким поэтическим перышком, а понимание тяжести потерь невозвратным штемпелем «Возврату не подлежит» гулко отозвалось на страницах книги.

Время, события, факты, история… Именно люди являются связующим звеном между этими понятиями, особенно во времена катастроф, катаклизмов, войн, революций, эпидемий, которые, так или иначе, ведут за собой перемены.

Людям во все эпохи приходилось проходить через испытания, они постоянно пытались оценить и осознать свое время. К сожалению, и наш век не избежал всемирных потрясений, к которым можно отнести пандемию COVID-19. Какие перемены пандемия повлечёт за собой, зависит уже от нас с вами. То, что для следующих поколений будет историей, для нас является настоящим. Но ведь история – это не только сборник событий прошлого, но и ценных знаний, ошибок, их осмысления и, конечно, извлечение выводов.

Поэты всегда откликались первыми на изменение действительности и на любые значимые события. Они как лакмусовая бумага отражают сегодняшний день и передают потомкам эту информацию. Поэты всегда считались идейными вдохновителями своего времени.

Поэтические произведения обычно отражают какой-то временной срез жизни. Это дает возможность ощутить запечатленное мгновение, оглянуться на свою собственную жизнь и осознать ее. В повседневной гонке за преходящим, временным, мы часто забывает о главном и вечном. Способность человека к сопереживанию - одно из важнейших качеств. Оно присуще как самому поэту, так и является необходимым условием для понимания поэзии читателями.

Отражение нашего времени в произведениях современных поэтов нам еще предстоит переосмыслить спустя годы.

Журналист группы компаний «2 Алекса» Журавлёва Татьяна Олеговна одна из первых получила на руки новый сборник «Возврату не подлежит». Многие работы её затронули до глубины души и она стала изучать творчество поэтов, которые вошли в сборник.

Сегодня я познакомлю вас с произведениями авторов, которые вошли в поэтический сборник поэзии «ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ», который посвящён пандемии COVID-19.

Поэзия - автобиографический жанр литературы. Всё, о чем говорит поэт, отражает его личную позицию и его личный опыт. В своем творчестве он предельно раскрывает себя, и для этого нужно обладать определенным мужеством.

Примечательно, что несмотря на то, что все произведения посвящены одной теме, вектор направления стихотворений, в которых авторы обнажают свои мысли и переживания – разные. В своих работах они рассуждают о времени, о своем отношении к нему, о проблемах общества, о своих эмоциях, переживаниях и о многом другом…

Одни авторы раскрывают в своих произведениях несколько важных тем, приближаясь к постановке и разрешению экзистенциальных вопросов, а другие останавливаются на одной, наиболее для них значимой.

Встретились, к сожалению, и такие работы, которые захотелось просто перелистнуть (в этих произведениях — «поэтического чернозема» оказалось немного, именно на штык моей критической лопаты).

Стихи, собранные в этой книге, похожи на жемчужины. Каждая из них уникальна по содержанию, по форме, по экспрессии. Они отличаются своими художественными средствами и уровнем, по степени уважения к языку, «великому и могучему» …

Среди них есть многоплановые произведения, в которых раскрыты сразу несколько тем. К сожалению, редакция, в подавляющем случае, внесла в сборник только по одному произведению от автора, которое явилось для читателей только вершиной айсберга их замечательного творчества, хотя для других авторов такое ограничение стало спасением для читающих…

Представляю вашему вниманию подробный анализ сборника и работ, которые в него вошли. Вдумчивое прочтение поэтических творений и некоторое сотворчество, которое всегда возникает при соприкосновении, в прямом и переносном смысле, поэтической эфирной ткани с желающими эту ткань прочувствовать. Понять, насколько попали в цель послания «оседлавших Пегаса» и, насколько был услышан шелест его крыльев читателями.

Следует добавить, что на границах этого огромного поля найдется достаточно места для разного вкуса, разных предпочтений и взглядов.

Работы авторов многогранны и по содержанию, и по направлениям. Они передают остроту и важность момента – времени и пространства, связанного с основной темой – ковид-19. Лейтмотивом большинства произведений становится взаимосвязь данного конкретного времени с Душой человека. Для одних неизбежным стало трагическое восприятие ситуации, связанной с вирусом, другие смогли найти возможность смирения, найдя в нём Божий промысел, третьи отправились в инопланетные путешествия в поисках лучшей среды обитания, а другим по этой же причине пришлось погрузиться в прошлое…

Темой для большинства стихов стали рассуждения о времени. О том, как воспринимает общество текущее развитие истории. Что видит поэт? Развитие и процветание или полный регресс и упадок? Прошлое, настоящее, будущее – всё перемешалось!

О возможном возвращении к прежним временам - горькие строки Ильи Абугова: «…словно мы все вернулись назад в пещеры: ветер стучится, боязно выходить».

Большинству авторов пандемия представляется как остановка во времени и пространстве, как всеобщем, так и личном.

Восприятие сегодняшнего времени, которое ведет свой неумолимый отсчет – отображается в названии стихотворения Ирины Юрчук, где каждый день жизни во время карантина представлен как «Койко-день», когда «пропускает время людей сквозь строй», без разбора стремительно ведет свой неумолимый счет: «этому таблетка, тому укол. Этот задержался, а тот ушел».

Время описывается как трагическое, и поэты прибегают к шекспировским традициям чувственно-конкретного его изображения, поэтому появляется восприятие больного времени и болезненного пространства… Анастасия Коломейцева «Вены улиц резко опустели, мир застыл бескровный и больной, из своей неубранной постели, он следит внимательно за мной». Мир сузился до больничных палат в стихотворении Тамары Кузнецовой: «в мире из коридоров и палат, в нем наизусть изучены маршруты», а Лу Рамишвили делится своими эмоциями: «март с ноги залетел, и по всем законам я вошла в эту осень, как входят в кому».

Ника Батхен пишет – «...жизнь – закладка в алфавите на букве ХА»,а Святослав Белковский заметил связь повсеместно вынужденной самоизоляции с принципом игры: «Так мило всё без перерыва! В любой стране. С любой страной. Бывает. Принцип домино. В процессе – стук. В итоге – рыба». Аня Умка Герасимова о незапланированной остановке: «Это был урок, сейчас переменка кончится антракт, и начнется пьеса…».

О закрытии границ, о невозможности передвижения, о жизни во сне во время карантина озвучивает свои мысли Виктория Сопрано Манасевич: «если это сон, то это кошмарный сон. Я открываю паспорт: исчезла виза». Виза – как единственно возможный и необходимый пропуск в саму жизнь, ставший непозволительной роскошью для большинства на мировом пропускном пункте.

Алина Бурмистрова ощущает вместе со всеми карантин как выключение из самой жизни: «Всё, что не сбылось и не случилось, надолго ли теперь на кнопке стоп?».

Человек оказывается потерянным во времени и пространстве, утрачивая свою идентичность, как лирический герой Ли Гевара: «Не помню, как звали меня, из какого года я выпал в эту засахаренную канаву…»

Лев Оборин так описывает ощущение времени: «когда нагрянул коронавирус мы заперлись вдесятером в замке, где время остановилось чтоб написать Декамерон», - своеобразного описания «Пира во время чумы».

Для других характерно понимание сегодняшнего ковидного момента как переломного. В стихотворении Олег Гришин так передает это ощущение: «Время, словно кинолента, рвется пленкой уходя».

Безумие времени, цикличность, повторяемость событий отмечается в строках Клементины Ширшовой, одновременно преходящем: «какой сегодня день, мой друг? который нынче год» – такой что все перевернет, а всё равно пройдет», Сергея Ивкина «я помню, что история – спираль но то что выше времени мне жаль предполагает массовое пенье…», Нестора Пилявского: «…теперь уже вам подданные мои выпадать из палат как из халатов и разбиваться на ступенях истории словно тонким костям в гробнице…».

О времени, как ожидании перемен, надежде на возвращение к нормальной жизни интересуется Юрий Татаренко: «Коронавирус, где же хэппи-эп? Апрель заклеен самоизолентой. И в первый раз попросишь ты на хлеб. И до сих пор на удаленке лето».

В ряде произведений происходит яркое описание гибели мира, о котором предположила Дарья Белова «Так и закончился новый мир. Мир сказок пластмассовых дураков. На блюдце несешь мне яблоко и зефир и нежно спрашиваешь – готов?»

Горестные мысли посещают и Аню Умку Герасимову: «Потихоньку кончается моя золотая сказка, у нее в конце как у всех, зияет дыра», о том, что мир изменился, и не останется таким же, как раньше, и о необходимости предпринимать меры говорит Татьяна Бурдакова: «давайте снимем маски, господа, наш прежний мир скончался от ковида и жить нельзя не подавая вида…» Эти строки вселяют уверенность в продолжении жизни и необходимости действовать…

О пессимистичном видении будущего в карантине повествует Дмитрий Брисенко: «Кстати, дети. Шел стотысячный день карантина, я растрескался, превратился в сухую глину, дети собрали меня по кусочкам и сложили в газетку…»

Образами времени становятся «самолеты», которых не видно в небе. Они не летают. Небо - «пустое небо», «швейное колесико» - как у Анны Сеничевой: «…и только бабушка Паула где-то швейным колесиком крутит планету». Сама жизнь воспринимается лишь как сон «где пахнет мир здоровьем и весной, где люди могут верить в Божью милость» (Тамара Кузнецова).

Лично для меня (и не только потому, что фамилия этого Поэта находится в сборнике первой), важна ее человеческая сущность, мужество с которой она отстаивает свою гражданскую позицию, духовная направленность и философская глубина ее произведений.

Любовью к человеку пронизаны строки поэта Евгении Бильченко, - любовью, перед которой все равны, и в которой все нуждаются в это жестокое время: «что вам надо? Любви вам надо». Евгения заставляет задуматься о скоротечности времени, о ценности каждого мгновения бытия, покоряет ее философское отношение к смерти, о возможности всё еще изменить, стоит только сделать шаг: «Смерть – это вовремя не успеть, ну, что ты, стоишь, ну, что ты? Любви бы – Саре. Любви б – Ивану…Смерть – это то, чего нет. Не стой, люби, ничего не бойся». Ужасы войны и угроза от вируса, знакомство с которыми пришлось пережить лично человеку, нашли свое воплощение в ее произведении «Баллада о медицине»: «Это война – у тебя в дому. Почувствуй удары града. Ведь вирус может попасть в тебя по смертельной смете. Говорила: «При чем тут дети Донбасса?» Теперь – ты эти дети». Средством спасения для настоящего поэта становится его творчество, и представление о себе как о поэте – естественном продолжении своей сущности, находит свое выражение в строках: «Потому что, если я умираю, я просто пишу книгу. Я просто сажусь, и пишу, и превращаюсь в книгу».

Поэзия и гражданственность… Эти понятия неразделимы для настоящего Поэта. Немногим авторам удалось высказать не только свое отношение к выше названной теме сборника, но и обозначить свою гражданскую позицию… Творчество Михаила Ивановича Вэя отличает критическая направленность, сквозь которую явственно вырисовывается отношение к власти. И здесь он остается верен себе, называет вещи своими именами: «Чума пройдет, закончатся пиры, и мы займемся прежними делами. По-прежнему в неверии к властям, забыть пытаясь собственные страхи, с презрением к вечерним новостям, приближенным к смирительной рубахе». Жизнеутверждающий финал его стихотворения «…но будем жить: куда деваться нам, напрасно вирус распушает перья. Мы будем жить в любые времена: не умирать же впрямь от недоверья», предлагает самим читателям задуматься о реалиях происходящего.

Пандемия обострила имевшиеся нерешенные проблемы в обществе. Об этом нашли необходимым высказаться ряд авторов: Кирилл Кулаков — «простым указом утешь подводных, скажи – они же не заболеют у них нет легких…Простым указом утешь покойных. Их похоронят».

В произведениях многих поэтов повествование текущих событий носит социальную и политическую окраску. Денис Балин: «В фейсбучно-телеграмной конуре о тезисах апрельских как когда-то, всё спорили, но Ленина ДР был ни при чем в две тысячи двадцатом», и Валерий Земских о том же: «…плачу … коронавирус за окном и конституция… куда податься…». Екатерина Кайтана Михайлова с сарказмом замечает: «Пусть рубль обвалился, Гарант обнулился, - но лучше не трогать руками лицо».

С присущей смелостью, по проблемам общества наотмашь бьет Джамиль Нилов: «Ты думал, что все в жизни упущено. Теперь существуй с премьер-министром Мишустиным. Ты думал. Что массы – это быдло и шкуры. Теперь посмотри на культуру министра культуры»

Дмитрий Плахов с помощью красивых эпитетов, которые отзываются острой болью, обозначает свою позицию для посвященных в замысловатые восточные названия: «Все устроено правильно. Плоть пожирает плоть... Хижинам мир. Не живет любовь во дворцах. Чуден при ясной погоде ночной Арцах. Дивная ночь в Идлибе».

О жертвах чужой войны упомянула Ася Грошева: «…Самолеты летят пустые. Некого сбить над очередной пустыней».

Непримиримая позиция Зорана Питича звучит о страшных потерях в межнациональных войнах, раненой земле на Балканском рубеже, как откровение: «…но у меня не оказалось с собой маски трусливого соглашателя с наличием концлагерей классового неравенства с преступными приказами для тех кто расстреливал из минометов дома мирных жителей в Сирии, Карабахе или на Донбассе или кидал поздравительные бомбы на Белград», о безумии и зомбировании народа «Или пошлет вас всех к… извлекая микрочипы из ваших голов без всякого наркоза».

Философское осмысление проблем существующего порядка, восприятие внезапно свалившейся катастрофы как возмездия за пороки мы находим в стихотворении Сергея Адамского с неизменным юмором - о предназначении поэта и неотвратимости наказания: «И всем участникам игры настанет время расплатиться; когда истреплется азарт о дно вселенского корыта; Поэт, взгляни судьбе в глаза и улыбнись, как динозавр, познавший суть метеорита».

Масштабность и общность бедствия заставляет обращаться поэтов к библейским мотивам, историческим событиям…

Ответы на вопросы сегодняшнего дня ищет Станислав Сроковский, когда «Так начинается Троянская война, повлекшая за собой тысячи жертв» …

В противоположность прежней солидарности из кодекса морали строителей прекрасного будущего – сегодня иное звучание приобретают другие заповеди, которые прочувствовала Ананастя Ананасова: «Человек человеку – знак «стоп», человек человеку – закрытый дом…Человек человеку новый Ной, посиди со мной в цифровом ковчеге».

О других мирах и планетарности катастрофы в рассуждениях Евгения Лесина «…Мы в кинофильме не по билетам. Земля закрыта на карантин. Лети, пришелец, к другим планетам».

В самом названии своего стихотворения Назар Колковец подчеркивает вселенский масштаб разразившейся пандемии и сочувствие к происходящему - «Из разговора Марса и Земли», вкладывая в уста Земли свои переживания: «Ты же знаешь, будь серьезна, вирус посильней… -Понимаю, мой хороший…жалко мне людей».

Горестное предчувствие последствий нашло свое отражение в стихотворении Людмилы Свирской: «Похоже, осень – навсегда, и не опомнятся вовеки едва живые города и полувысохшие реки».

Ужас потерь, которые коснулись всех людей, живущих на планете, и общность этой боли – в произведениях Ирины Котовой ее: «…смерти близких …они растекаются географической картой крематориев по общей нашей коже»,

#ВозвратуНеПодлежит, изображение №16
Анны Ошариной: «Я не хочу прощаться. То ли падаю, то земля вращается: «очевидная недостаточность сатурации», и многих других авторов:

Ксении Август: «Подождем еще немного: вирус страха будет в каждом. Есть места в раю у Бога, а в больницах нет пока что. Солнце день несет на блюде, словно голову Предтечи, умирают наши люди безнадежно, быстротечно». Так об этом пишет Денис Дьячков: «Все равны не только перед Богом, но не каждый выдержит ответ. Свечка тает. Свечек в храме много. Только самолетов больше нет», о страхе за жизнь каждого человека - в стихотворении Бориса Кутенкова: «сиди же отец взаперти, не тронь лепесткового ада, ни брата которого нам не спасти, ни сына на чьих невозврат без пяти, ни слома его циферблата…»

Рассуждениям о жестокости времени посвящены горькие строки поэтов. Александра Кессо пишет: «Дракон по горло сыт: в него уже не лезет. А больше никакой на нас управы нет». Удивительно пронзительные строки о бренности, хрупкости мира, о необходимости ценить каждое мгновение, когда «…и не подозревали никого. А стоило держать/дрожать/удерживать, пока не съела ржа ни наших тел пустые корабли, ни пепел убаюканной земли».

Клементина Ширшова так рассказывает о переломном моменте, когда все может закончиться: «вот так неужели, плененными в теле вдруг стало возможным побыть в самом деле… и больше уже никуда не стремившись как есть обнулиться», а незащищенность человека перед вирусной стихией она умещает в одной фразе - когда «ты майский жучок в коробчонке».

О ценности жизни и необходимости наслаждаться ею, строки Григория Белова: «Все ж, тревогой охваченный город заставляет задуматься: «Мы отчего вдруг забыли, как просто может жизнь нас покинуть в момент?» и удачно найденный образ «зеркала» как отражение времени: «…В зеркалах - человек незнакомый, сколько ж месяцев он не у дел. В заточенье без преступленья? Только время глумится судом над народом, что стал на-се-лень-ем».

Непримирение, чувство несправедливости охватывает Марию Фроловскую: «Словно все мы на дне,…болеем врожденной нехваткой свободы, перешедшей в клаустрофобию и удушье». Тревожность и схожесть с обстановкой, приближенной к сообщению военных сводок, и одновременно ужас от приземленности происходящего, нашел свое отражение в стихах того же автора: «Люди на нервах. Цифры едят на завтраки, вирус ползет, неизвестно, что будет завтра».

Чувством одиночества, безысходности, досады и отчаяния проникнуты строки многих авторов. Эти чувства отзываются с болью в строчках Александры Смагиной: «Весну отменили, весны не будет…, и мы остаемся поодиночке, пока не замерзнем». Одиночество и беззащитность просматривается в тексте Татьяны Репиной: «Это не жизнь, а квадратура круга. Горестно, что нам друг в друга не дано вписаться», «…мы превратились в шифр…». Об одиночестве – строки Евгении Онегиной: «И оборваны связи со всеми, кто обнимал мой аортовый клапан для них вероятно мал…в изоляции оголяются косяки… тебя в отличие от других никогда не существовало».

О том, что человек - как песчинка, за которого все предрешено, - Татьяна Репина: «только в Нарнии карантин, о его окончании решит колдунья. Она теперь – королева». Мир похож «на квест-рум».

О несогласии, протесте даже ценой собственной смерти - полные отчаяния стихи Полины Корицкой: «А если хочешь, не можешь, а если смерть – закрой мне глаза, за этим пошли кого-то. Ибо отныне я отказываюсь смотреть на небо без единого летящего самолета».

Когда разум отказывается принимать происходящее и страх массово овладевает людьми, слышится голос Сергея Лёвина: «Но страшней инфекция в голове, от нее защиты нет и лекарств. Превращает извилины в оливье. Кто ж знал, разум людей предаст?» и тут же мудрый совет к происходящему в качестве спасения: «надо выйти к морю. Оно мудрей всех нас вместе взятых. Вдохнуть глоток ветра, что запомнит закат царей, и планеты пульс ощутить у ног»,

строки Александры Нефертити: «Тишина заплещется в общей панихиде. Сток бесчеловечности на себе замкните».

Тема смирения, подведения итогов, людские грехи - звучит в произведениях многих поэтов.

Виктор Кирюшин: «Грехи, не без труда, припоминай печалясь…Итожь труды и дни, их малостью измучась… Но путь, который смог пройти над самой бездной, прими не как итог – как промысел небесный». В качестве возмездия за грехи людей воспринимается пандемия и сожаление о них в строках Алены Юрченко: «Я вспомнила, как встарь от жизни брали мы всё, не отдавая ничего».

Люди, уставшие от страданий, ищут способ остаться человеком. Сохранить в себе душевный покой в единении с природой нашел возможным Тихон Синицын: «Изолируюсь в дачном поселке… По секрету смотрю инфракрасный закат. Прямо с крыши встречаю рассветы». Позволить себе наслаждаться радостями жизни, ощутив себя совершенно в другом измерении удается Валерии Geneviere Мерзляковой: «Стою посередине этого лета: одуванчики, запах хлорки и цветущая черемуха, и каштановый мед, и медовый холодный воздух… Как качели между мирами: синева моря и холодное течение…».

О желании скорого избавления от всех тревог и бездействия нашла способ Мальвина Матрасова: «Возьму интервью у коровы, козы и гусей. Эфир проведу с партсобрания блошек на псе. Мне все надоело, я сделаю новое «всё». И слепо поверю, что мир сохранен и спасен».

О том, что пришла пора действовать - обращение к мифическим, сказочным персонажам Ольги Арофикиной: «Выводи коня, мы здесь явно не ко двору. Нам пора линять на спине боевой Плотвы».

Не только пандемии, и другие катастрофы делают жизнь простого человека невыносимой и тяжелой, - тот мир, ориентированный на достижение прибыли любой ценой, провозглашение материального комфорта общества потребления – как главной цели жизнедеятельности людей, сбрасывает со счетов жизненные ценности, самого человека.

Юлия Крылова о чувстве единения со всеми, болью за наше …существование и о Божьем промысле: «…С нищенской пенсией стараясь, слабо веря в вселенский коллапс. Мой народ… подновит блиндажи и окопы, чтобы враг не взирал свысока…» «На земле все мы ходим под Богом, и бессмертных – всё нет...»

О возвращении к Душе, о необходимости пересмотра образа жизни, необходимости перемен каждым человеком, чтобы начать с себя - сильное по своей энергетике в качестве Инструкции по применению во время не только ковидной пандемии, а вневременной – стихотворение Александра Панфёрова: «Внешнее лживо насквозь: не давай же ему аванса… пора наконец возделывать область души, что заросла репьями, где ты бываешь раз в год…» и советы от него же: «Выбрось, сожги, разбей, ощущая себя карателем, вышеупомянутый ящик, прессу и даже радио, чтобы не стать из личности винтиком или пружиной».

О всеобщем единении говорит Алина Бурмистрова: «Пока мы вместе, нам не страшен вирус. Да что там вирус –мировой потоп… И если время лечит, то пусть лечить. Не Дания тюрьма теперь – весь мир».

Преодолеть разрушительное время, можно вернув ему творческую созидательную сущность... О поэтических метаниях с надеждой на благополучный исход - строки Яна Бруштейна: «Там, где вирус грозит мне бедой, есть одна недопетая строчка. Я оставил беднягу нарочно и сказал: «Ну, куда ты, постой!». О целительном врачующем воздействии поэтического слова и о способе преодолеть этот кошмар – быть вместе – Ирина Юрчук: «…Вот душа-левша. Вот слова – бинтуй. Слушай. Сопричаствуй, бытуй, бедуй. Вот тебе обломки – слагай, итожь: крупных и рогатых надежд падеж…»

Роман Иноземцев о своем наболевшем поэтическом восклицает: «Ни стихов – хотя б на четверть сборника! Даже пары новых строф не сложено. …Без меня вдали скучает рощица, где журчит источник вдохновения…»

Словно в противовес этому о бесчисленном множестве стремящихся оставить свой след в переломные моменты поэтической истории, - строки Нади Делаланд, когда «всё обнулилось, пушкины в добровольной весенней ссылке пишут бессмертное вешают в небе ссылки» ...

Ксения Гильман о сущности поэта: «…а моя незавидная доля – для неба писать, превращая мои ежедневники в месяцесловы».

Оксана Соболь предлагает объединиться во время трагедии, потому что «все мишени – за волной волна, но вместе: не один и не одна!» и дает ответ в сжатой форме на всех волнующий вопрос о том, зачем была нужна эта книга: «Живыми всех, кто мог сейчас быть с нами, запомним навсегда корон-стихами. И это не всего лишь текст-страница: здесь, в наших душах, их сердца и лица».

Во все времена человек испытывал стремление жить в гармонии с миром. Любая угроза уничтожения способствовала всплеску – жажды жизни, потребности быть любимым.

Нашли место и любовные переживания лирических героев в произведениях сборника. Они приобретают остроту и драматизм. Изображение жажды жизни, и как следствие - любовного чувства, равного ахматовскому по остроте, отразили поэтессы: Стефания Данилова: «Мир без запаха и без вкуса. Без объятий. И без людей…Мир без белого шоколада. Без духов. Бездуховный мир.» «…Без надежды. И без тебя»…

Екатерина Яшникова: «Хочется тепла и чая, только и всего. Хватит одного глотка… Просвета нет и страшно оттого мне нужна твоя рука». Жажда жизни, ЛЮБВИ – несмотря ни на что провозглашает

Камилла Лысенко «Если рванет – обернись любовью, будем прикуривать сквозь золу. Только до самого до game over просто забей – и меня целуй». Продолжает тему риска и стремления женской души к сильному мужскому плечу- Ксения Гильман: «Но знаешь, главное, что в сердце, сто лет проведшее в постах, нуждается в единоверце, пока молельня не пуста…» - Анастасия Германович: «Дай вдохнуть весну с поцелуем – как в первый раз».

Тема любви, жажды жизни нашла отражение и у мужчин. Илья Коноплев о несогласии с происходящим и способах протеста: «…ты приходи ко мне на карантин, и знаешь что? я сам пойду навстречу».

Арс-Пегас - «Идите вы лесом со своими фейсбуками, я буду горячо целовать тебя завтра».

Названия стихотворений говорят сами за себя, воплотив всю символику «коронованного» времени: «Койко-день» (Ирина Юрчук), «День святого карантина» (Ольга Арофикина), в качестве хэштэга «лучшедома» (Альвдис Н.Рутиэн), «Анаграмма смерти» (Алина Виртухновская), "Ковчег" (Максим Шеин), "Чума"(Лилит Мазикина), "Коронация" (Александр Скворцов), "Памятка" (Ольга Левская), "Монохром" (София Капилевич)…

Здесь нашлось место и простому времяпрепровождению, событиям во время самоизоляции.

О будничной жизни, которая превратилась в лозунги, ставшими приметами времени, рассказывает Аля Хайтлина (Кудряшева): «И будем жить – в руке рука и есть шаверму из ларька и все такое. А пока сидите дома!» или усталость нахождения на вынужденном затянувшемся карантине с юмором предстает в ее строчках: «Когда из дома ты бежал, то было всё не до пижам. А нынче можно завести в своей квартире пижаму есть, пижаму спать, для телеконференций – пять. Для мамы в скайпе – на меху и без картинок».

Александра Лисица делится наблюдениями, возвращая лирическую героиню в свою стихию: «девяносто ночей как в залив погружалась в ванну, девяносто утр всплывала себе не равной».

О буднях во время самоизоляции и оптимистичным настроем рассуждает лирический герой Бориса Чечельницкого: «Улягутся тревоги, я улягусь. Запомнят лишь блокнотные листы, что водка есть, но раскупили закусь». Роман Гурский также нашел возможность отвлечься и скоротать время за играми: «А вот раскошелюсь на «Сегу» и дома хоть век просижу, я рад залетевшему снегу: растает быстрей, чем скажу»,

Юмор и грустная ирония, всегда приходили на помощь в трудные времена и помогали выстоять. Прекрасные советы дает Ника Батхен «Ковид, молочница, диета, шубейка новая мала…Забудь про долбаное лето и заведи себе козла!»

Другие поэты слагают песни о страшном вирусе. Петр Малаховский в своем произведении «Гуру и Великий Ковид» восходит к традициям классических произведений. Так, в «Тараканище» Чуковский К.И. предлагает посмеяться над «страшным зверем», сведя его к ничтожности, и автор предлагает то же: «Но что с ним, великим, назавтра станет к утру. Если я просто все стекла от пыли протру?»

Чувство проведения эксперимента над человечеством и каждым отдельно взятым, передает Аня Умка Герасимова: «и руки тех, кого любили мы, бывали мыты не всегда, и как зовут их, зачастую мы не знали этих поросят: сидите тихо, испытуемый, вас чуть попозже пригласят.» К сожалению, откровения о настоящей действительности тоже имеют место, когда отношение к переболевшим слишком агрессивное, из-за невежества людей, когда страх обуревает массами «Я ковид-диссидент, переболевший ковидом и теперь болеющий второй и последний раз». И отчаянье в ее же строках: «Как хорошо жить в свободной стране, где всем на тебя наплевать».

Грустно иронизируя, Александр Ланин как мантру повторяет: «Это в Италии, братцы, это в Италии. А у нас всё ладно… Это кому за восемьдесят, за восемьдесят. А нас не тронет…Это меня не выберут, нас не выберут. А вас не спросят».

Андрей Щербак-Жуков с ещё большой грустью вторит «не на войне, на мне нет каски. И скачет вирус, а не рать. Корнет Голицын, дайте маски! Без маски грустно умирать».

Ироничное отношение к происходящему, обезумевший от страха народ в панике «…гречу, спички и соль ему под ноги щедро бросая. И он шествует чинно по пабликам и вацапам…» высказывает Алена Жилкина. Нашел применение своему заточению, найдя занятие по душе, Григорий Киютис «Уже не скучно одному в квартире, и пусть коронавирус правит бал… Три тысячи четыреста четыре в пакете риса зерен насчитал.» Многие авторы надеются на: «Пить горькую! Ведь, водка снимает радиацию в игре «СТАЛКЕР» и тут поможет» — «Мы не боимся коронованных особ. У нас чеснок есть мыло, и есть …кхм…Водка!»

Советы даёт Николай Чернецкий: «мы в столь трудное время для нашей страны друг от друга держаться подальше должны».

Легкие, запоминающиеся с ходу «Карантинки» Леонида Каганова не оставляют другого способа как с улыбкой смотреть на происходящее: «Нам повезло, симптомы легкие: наш вирус в мозг пошел, не в легкие», «Вернувшись с улицы, протри всё тело спиртом изнутри».

Найдены удивительные метафоры с горькой усмешкой - в стихах Ники Батхен: «Жизнь хороша как прыщ на теле в интимной зоне бытия…», «И жизнь- закладка в алфавите на букве ХА!»

Полина Кондратенко надеется, что: «Доброе утро нальется лучами солнца в чашку лица. На листке календаря по-черепашьи сдвинутся дни».

Невыразимая трагичность череды дней сумела выразить Ольга Никитенко, произведение которой насквозь пропитано искренними удивительными метафорами: «Увы, Земля со своего лица стирала за день по десятилетью, и тихий дворик с ужасом глядел глазами распахнувшейся сирени…как заменяла капельниц капель всё то, чего мы ждали, что встречали. И разливался тающий апрель невыразимым паводком печали».

И всё-таки, оптимизм и ободряющие ноты слышатся в стихах поэтов! Максим Шеин вселяет уверенность: «Только вдруг в паникующей ленте увидел пару слов, написанных, к слову, не мне: «Берегись, родной!». Этот мир не погибнет. Ковчег поднимает парус», Полина Петулько «Корона спадет и треснет кольчуга, откроются двери, рассыплются башни, мы выйдем из дома…»

Александр Скворцов: «Бьют невзгоды в лицо или в спину, только нас закаляли не зря! Медицина отыщет вакцину, а король превратится в царя».

Благополучный исход предрекает Екатерина Яшникова «Слышишь, голубь, если ты Дух Святой…, что за страшный сон на плечах России, Что же за тонкий лед под ее пятой? Дай мне проснуться, дай мне открыть глаза. У долгой тьмы и бесхлебья один итог: голубь, взлетающий в небеса».

Мужчиной, привыкшим брать ответственность на себя в трудных ситуациях, обладающий внутренней личностной силой и уверенностью в будущем, предстает Константин Пантелеев: «Я включаю волю и пру вперед, пусть покой приснится, но не придет. Бог простит живого, куда б ни лез. Ожидает время больших чудес».

Алан Чароит: «Сейчас мечтать наивно и смешно, но в нашу жизнь вернется непременно другой хэштэг: #всёбудетхорошо а, может даже #будетофигенно».

Несмотря на то, что «обнулили счетчик нервов. Этот март не для влюбленных», Ольга Андреева продолжает более оптимистично и высказывает пожелание сродни девизу, слогану, который хочется повторять и выкрикивать громко во всеуслышание: «Не казни нас. Скоро лето. Выздоравливай, планета».

Как изменится страна, и будут ли перемены во благо человеку? «Ты посмотришь на всё по-другому, Маской скрыв половину лица…» (пишет Григорий Белов), важно принять и осознать настоящее. То настоящее, которое своим звериным обликом, «пышет вирусом смертельным», как заметил классик. Люди устали от перемен, что их ждет в будущем? Ощущение тревоги остается в душах людей. Если в этом мире будет царствовать безразличие – власть имущих, времени, человека - исход будущего очевиден…

Человек превращается в песчинку в этом огромном враждебном мире. Будущее не будет другим, если каждый будет бездействовать, с равнодушием глядя на происходящее. Авторы приглашают задуматься над важными вопросами нашего времени. Где выход? Есть ли он? Есть ли сегодня герои и кто они? Одни авторы предлагают свои способы решения проблем, другие предоставляет самому читателю ответить на эти вопросы. «Эту данность приятель прими и Оставайся подольше в живых…» (Зеркала двадцатого года)

Тексты всегда интересны, когда в них появляется личность поэта. Яркое впечатление возникает от соприкосновения с личностью, имеющей богатый уникальный эмоциональный опыт, где «социальная», «лирическая», или будь то «политическая» тема отражает свет внутренней душевной жизни Поэта.

А если скудеет душа – язык поэзии обедняется, сколько ни насыщай его жаргонизмами, сленгом, разными приколами. Сегодня к литературному языку стали относиться небрежнее, намного проще, менее строго. И подобная тенденция прослеживается и в некоторых произведениях данного сборника.

Лично мне больше нравятся бумажные носители, я люблю полистать страницы, ощущать их материальность. Уверена, что у печатной книги нет достойной замены.

Безусловно, у интернет-ресурсов есть свои преимущества. В первую очередь, интернет даёт возможность познакомиться с творчеством авторов, чьи книги трудно достать в условиях не совершенного книгоиздания. У многих поэтов имеются свои сайты или блоги, где можно не только прочесть стихи, но и узнать об авторе, оставить свой отзыв. Для кого-то подобная связь с миром просто необходима.

Знакомясь с произведениями сборника, понимаешь, что одни авторы самовыражаются, обнажив свои личные чувства, эмоции, мысли, другие – резонируют с читателем, ну, и есть те, избранные. – которым удалось воспроизвести эпическую картину народного бедствия единения с народом, прочувствование боли и тревоги за жизнь каждого…

Хочется поблагодарить организаторов данного проекта и его идейных вдохновителей за предоставленную возможность реальной встречи с Поэзией. С попыткой осмыслить вопросы настоящего, раскрыть его сущность, предложить средства преодоления проблем. Часто случается, что читателю и поэту почти негде встретиться. Это как найти настоящего друга – благодаря только счастливой случайности. Так и с хорошей поэзией встретиться читателю непросто. Сегодня такая удачная встреча, на мой взгляд, произошла. За строками каждого произведения встают те, кто наделен талантом «жечь сердца людей», согревать, поддерживать и оберегать в этом безумном, но таком прекрасном мире – Поэтическая рать на страже …

Борьба за жизни людей продолжается, а это значит, что будут слагаться новые тексты. Во дни испытаний важно быть всем вместе, поддерживать друг друга, стоять плечом к плечу, чтобы ни происходило. Главное, во все времена оставаться Человеком.


24.01.2021 была выпущена книга #ВозвратуНеПодлежит, в которой мы с Татьяной Журавлёвой рассказали о произведениях, вошедших в сборник «Возврату не подлежит». Получили много отзывов, комментариев и пожеланий. Спасибо всем неравнодушным читателям. В процессе нашего обмена мнениями стало очевидно, что следуя желанию подробно рассказать об идеи создания книги и ее авторах, мы не поговорили о книге в целом. Нам показалось, что будет несправедливым умолчать о том, что книга представляет собой законченное, целостное произведение. Несмотря на то, что у нее коллективный автор, она уже живет своей самостоятельной жизнью. Предлагаем Вашему вниманию облегченный вариант статьи «#ВозвратуНеПодлежит. Новый взгляд». -

http://proza.ru/2021/03/07/1012


Дорогие друзья! Вы можете приобрести этот замечательный сборник стихов на сайте РИФМА — https://ryfma.com/coronavirus?refUsername=2-alexa

#ВозвратуНеПодлежит #ОстановимПандемию #ДневникНашегоВремени #2Alexa #2Алекса #МСП #Рифма #ЛинииВремени #СтефанияДанилова #ГригорийБелов


Рецензии
Хорошо написано...

Олег Михайлишин   07.03.2021 16:53     Заявить о нарушении
Спасибо!

Григорий Белов   08.03.2021 00:34   Заявить о нарушении