Глава 2. Егор Фёдорович

Егор Фёдорович Мартышкин родился на мордовском конце деревни Наумкино в 1810 году в семье государственных крестьян. Жила семья, как и другие, на усадьбе с бревенчатым домом, садом, огородом и хозяйственными постройками.

Помимо своего земельного надела обрабатывали и общинную землю, 1.5 гектара которой, по местным законам, стала принадлежать ему, Егору, с первых дней рождения. Хорошо жили в деревне те, у кого в многодетных семьях сыновья рождались и вырастали. А такое не часто бывало, как назло, одни девки на свет появлялись. Да и сына, порой, то болезнь малолетнего скосит, то с лошади, непоседа, упадёт, то холодный ключ в озере закрутит и на дно опустит; а взрослых сыновей и в рекруты забирали, и в пьяной драке забивали.  Выросшие же сыновья становились работниками и всегда кормильцами для отца с матерью оставались.

Егор*, а по святцам Георгий  Мартышкин вырос трудолюбивым. Любил землю, лошадей, любил наблюдать, как колос в поле зерном наливается, как на мельнице зерно в муку превращается. В общем, Егор полностью оправдывал своё имя, был землепашцем и по имени, и по призванию, и по судьбе.

Но особенно любил Егор Мартышкин принимать участие в волшебстве превращения ячменя и ржи в целебный солод, вдыхая запах прорастающего зерна в солодовне, похожий на запах свежего огурца. С малых лет он знал, что у мамы и квас становится живительным, и хлеб пушистым и особо вкусным, когда она добавляет солод. Соберёшься утром в поле - солодовенный кисель сил придаёт; напашешься за день – солодовенный квас силы восстанавливает. Солод и желудок исцелит, и раны заживит.

Женился Егор Фёдорович удачно. В жёны взял не какую-нибудь крестьянскую дочь, а самую настоящую княжну из рода мордовских мурз. Взял тайно, как тогда говорили «умыкнул». Правда без согласия ли родителей – староверов или с согласия - это вопрос. Когда дочерей много в деревенской семье, не до статусности. Как в лета дочь входила, надо было её быстрее с рук сбыть: мужиков в деревне мало было, а вековух хватало. Порой знатные мордовские родители, чтобы оправдаться перед соседями в отсутствии богатого приданного, специально подыгрывали жениху в «краже невесты».
   
Старообрядцев отличал сильный общинный уклад ведения хозяйства, каждый вкладывал свою «десятину» - то есть, участвовал по мере сил в жизни общины. Управлялась такая община приходским советом, который может возглавлять как прихожанин из мирян, так и настоятель. Приверженцы старых обрядов считали, что дисциплинированность и собранность внешняя, побуждает к дисциплинированности внутренней, более собранное следование за Христом.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Исаевич Солженицын так характеризовал старообрядцев в своём произведении «Россия в обвале»: «…долго, устойчиво исконный русский характер сохранялся в обособленной среде старообрядцев – и их вы не упрекнете ни в распущенности, ни в разврате, ни в лени, ни в неумении вести промышленное, земледельческое или купеческое дело, ни в неграмотности, ни, тем более, равнодушии к духовным вопросам».
 
В конце 1839 года у у Егора Фёдоровича с женой родился первый сын Василий. Потом были дочки Наталья и Акулина. И лишь спустя 15 лет после рождения первого сына, когда тот был уже правой рукой отца, на свет появился Яков. Младшенький - Иван родился спустя ещё три года. Так что, как в сказке сказывается: «было у отца три сына», а младшего Иванушкой звали. Хорошо заживут смекалистые и трудолюбивые сыновья, но самым успешным Иванушка станет, потому что в жёны себе столичную дворянку возьмёт…но об этом немного позже.

Помимо Евангелия и Апостола, духовным руководством для единоверцев являлась святоотеческая литература «Кормчая книга», «Стоглав» и «Домострой» и др. Чтобы читать и понимать эти книги, члены общины, не зависимо от этнической принадлежности, обучались русской грамоте.
Видимо поэтому братья Мартышкины из саратовской глубинки**,несмотря на мордовское происхождение и фразу «воспитание домашнее» в графе «образование» формулярных списков пензенской Управы, отличались грамотностью, красивым почерком и бухгалтерскими познаниями.
Например, Яков Егорович в 1890-е годы станет членом учётного комитета Государственного банка по торгово-промышленным кредитам с правом подписи под бухгалтерскими документами городской Управы. А сыновья Василия Егоровича Пётр и Александр одно время будут служить писарями.

Дочери в семье помогали матери, учились вести хозяйство: ухаживать за птицей, выращивать овощи, готовить, стирать, а зимой прясть, ткать, вышивать. В то время как подрастающие сыновья Яков и Иван любили ловить рыбу в наумкинских озёрах, да носиться по степи на коне. Но чаще цёрине (парни-рус.) помогали отцу и старшему брату строить, выпиливать узорные наличники на окна, изготавливать нехитрую деревянную утварь, пахать, молоть муку, замачивать да проращивать солод.

Особым спросом солод пользовался в городе. Он в большом количестве требовался и пивзаводам  и хлебопекарням. Но мало кто занимался этим долгим и очень хлопотливым солодовенным делом, которое требовало особого умения, терпения и знания определённых секретов изготовления. Крестьянам проще было собрать урожай, обмолоть зерно, и в город на базар – там пусть купцы разбираются. Вот пензенские купцы и закупали всё необходимое сырьё «за тридевять земель», чаще в Польше.
И появилась у Егора Фёдоровича мечта: наладить крупное производство солода***, целебного, качественного, чтобы не только своих, деревенских, но и ослабленных городских детишек радовать энергией пророщенного зерна.
Надоело быть посредником-мартышкой, настало время самому становиться купцом - заводчиком.

ПРИМЕЧАНИЯ:


*Егор - видоизмененная народная форма древнегреческого имени Георгий. «Георгос»- возделывающий землю, земледелец. Является одним из многочисленных эпитетов имени верховного Бога Зевса.

**Деревни и сёла нынешнего Шемышейского района Пензенской области раньше причислялись к Петровскому уезду Саратовской губернии.


ПРИЛОЖЕНИЯ

На фото:

Яков Егорович Мартышкин с матерью – «умыкнённой мордовской княжной» и
Наталья Егоровна Мартышкина.
Платок у старообрядок полностью скрывал линию волос, надевался в роспуск и закалывался на булавку. Причем по манере надевания платка можно было определить семейный статус женщины: девицы и молодухи надевали платок на кромку, родившие женщины-бабы и старухи - на уголок.

Братья Иван и Яков Егоровичи Мартышкины. Святоотеческая книга служила признаком принадлежности к старообрядческой общине.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/08/1051

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5


Рецензии