Белые ночи

По мотивам одноименной повести Ф.М. Достоевского и в честь 200-летия великого русского писателя

Абсолютно не сентиментальная история в четырех ночах.

Придут незаметные белые ночи.
И душу вытравят белым светом.
И бессонные птицы выклюют очи.
И буду ждать я с лицом воздетым,
Я буду мертвый — с лицом подъятым.
Придет, кто больше на свете любит:
В мертвые губы меня поцелует,
Закроет меня благовонным платом.
Придут другие, разрыхлят глыбы,
Зароют, — уйдут беспокойно прочь:
Они обо мне помолиться могли бы,
Да вот — помешала белая ночь!
18 марта 1907 А.Блок.

Действие I
Пролог.
Фантазии Мечтателя
Сцена в полутьме. Луч падает на кресло, в котором сидит молодой человек, он в сюртуке и шляпе.
Молодой человек: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге… Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий сапог  отставного солдата , и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика… Это главная выставка Петербурга!  Один показывает щегольской сюртук, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку..., а  как только сумерки упадут на дома и улицы, настает  таинственное время, лампы предают всему  заманчивый, чудесный свет…
Затемнение. Теневой театр. Невский проспект. Силуэты зданий. Виден шпиль Адмиралтейства.
Среди теней спешащих прохожих  выделяются две фигуры. Первая – молодой человек в плаще и шляпе – Пискарев, вторая – молодой человек в военном мундире и треуголке с плюмажем – поручик Пирогов.

Поручик Пирогов:  Пискарев! Стой! Видел?
Пискарев: Видел, чудная, совершенно Перуджинова Бианка.
Поручик Пирогов: Вот, художник! Вечно в мечтах! Да, ты о ком говоришь?
Пискарев:  Как, Пирогов! Неужели не заметил!? О той, что с темными волосами. Боже, какие глаза!  И оклад лица — чудеса!
Поручик Пирогов: Бианка! Я о блондинке, что прошла за ней в ту сторону. Что ж ты не идешь за брюнеткою, когда она так тебе понравилась?
Пискарев (смущенно): Она не из тех, которые ходят ввечеру по Невскому проспекту. (Вздыхает).  Это должна быть очень знатная дама…, один плащ  рублей восемьдесят!
Поручик Пирогов (слегка подталкивает Пискарева):  Беги, простофиля, прозеваешь свой идеал! А я пойду за блондинкой…

В действие врывается мягкий удар часов, потом мягкий звук работающего маятника. Появляются два огонька, которые приближаются к зрителю.

Картина I
Ночь первая
Сцена освещается. Белый кабинет. Четыре столба, уходящие под колосники,  замыкают пространство.  Действие на авансцене.  В арьере  – окно с полукруглым верхом, в которое виден шпиль Адмиралтейства.  Кресло, в котором сидит молодой человек прямо от зрителя  - между арьером и авансценой. На авансцене стол. К столу подходит женщина в темном платье и серой шали на плечах.  В глубине комнаты  угадываются футляр с напольными часами, кровать, кресло, полка с книгами, два стула. Свет серый, похожий на предрассветный полумрак. Женщина зевает, ставит подсвечник с двумя горящими свечами на стол.
Женщина (сквозь зевоту): Который это час-то? Ох, Господи прости! (Крестит рот).
Молодой человек (почти со стоном): Тетушка!
Тетушка: Что тетушка? Пришел и сидит в темноте! Удовольствие! И шляпы не снял!
Прокатывается  гулкий звук, отдаленный, но громкий, как будто грохнула пушка.
Тетушка (вздрагивает, крестится): Свят, свят! Помяни, егда приидеши во Царствие Твое, раба божия…
Молодой человек встает, с его колен падает книга, бросает шляпу на пол.
Молодой человек: Что Вы, тетушка?!
Тетушка: Пушка… Утонул что  ль кто?
Подходит к окну всматривается в стекло, поднося к нему руку.

Молодой человек: Это на заставе. Петербург с ума сошел! Все едут на дачи. Вавилон!
Тетушка: Среди ночи-то?
Молодой человек (смеется): Еще не ночь! Девятый час.
Часы бьют четверть часа.
Молодой человек: Четверть девятого.
Тетушка:  Так надо чаю. (Выходит)

Молодой человек подбирает книгу, читает, бормочет про себя. Тетушка входит с маленьким самоваром, ставит на стол, приносит поднос с чашками, вазочкой варенья, расставляет на столе.
Держа книгу в одной руке.
Молодой человек (обращается к тетушке): Вы послушайте!

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла (показывает в окно не прерывая чтения)
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…

Тетушка: Уж слышала! Ты к столу садись!

Молодой человек поднимает глаза от книги, пододвигает кресло для тетушки, стул для себя,  кладет книгу рядом с чашкой, садится, тетушка наливает ему чай.
Тетушка: Много раз слышала, мой друг… Только вот кончается плохо…
Молодой человек:  Это же Пушкин!
Тетушка: Да-к и что? Что он не мог про счастье написать?
Молодой человек смеется.
Тетушка: Что Пушкин, что Гоголь, вечно все плохо кончается!
Молодой человек: А «Барышня-крестьянка»?  (Берет чашку, делает глоток)
Тетушка: Один-то раз хорошим закончил, и то свадьбу-то не описал!

Молодой человек делает глоток, смеется, закашливается.
Тетушка: Вот! Не пересмешничай!  Дай по спине-то постучу!
Хлопает молодого человека по спине. Тот ставит чашку на стол, вытирает слезы.

Молодой человек (весело): Ох, тетушка! Все Вам надо, чтобы с хорошим концом, да, еще со свадьбой!
Тетушка: А, как же?
Молодой человек: А так… Просто… (Задумчиво. Говорит  не тетушке, а сам с собой).
Я восемь лет в здесь, а ни одного знакомства…  Я знаю все лица в городе… Любуюсь, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся. Я почти свел дружбу с одним старичком…  На Невском… Физиономия такая важная, задумчивая... Шепчет под нос и махает левой рукой, а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набалдашником… (Смеется)   Мне и дома знакомы. Глядят на меня во все окна и чуть не говорят: «Здравствуйте! Как ваше здоровье? …Я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж!» «А я чуть не сгорел и притом испугался!» «А меня красят в желтую краску!» Злодеи! Варвары!» 

Тетушка смотрит на него, но не слышит, она думает о чем-то своем.
Молодой человек (громко): Тетушка!
Тетушка (вздрагивает): Что тебе еще?!  (Наливает себе чай)
Молодой человек:  А три дня назад мне стало не по себе! Я никого не видел, кого привык видеть на улицах!
Тетушка: Кого не вида л-то? Не пойму…

Молодой человек вскакивает, с сильной жестикуляцией, изображает всех о ком говорит.

Молодой человек:   А потом понял,  они удирают на дачу! Я прошел через заставу … (смеется). Обитатели Каменного и Аптекарского островов или Петергофской дороги отличаются щегольскими летними костюмами и прекрасными экипажами, жители Парголова – необыкновенно солидны, а на Крестовском –  весельчаки!
Тетушка: Ну, что тебе люди-то… Живут себе…
Молодой человек: Нет, тетушка, Вы не понимаете!
Тетушка: Не понимаю, мой друг… Понимаю только, что ты все один, да один …Все мечтаешь чего-то… Не к добру это все!
Молодой человек: Что не к добру?
Тетушка: Мечты! Как этот твой, про которого ты мне читал-то…, как бишь его?  Мечтатель-то? Ну, у Гоголя-то? На Невском-то? Ты чаю-то что? Все что ли?
Мечтатель (переставляет стул, садится лицом к спинке): Больше не хочу, благодарствуйте… Пискарев?

Тетушка (энергично кивает головой): Намечтал себе чего и нет. Красоту какую-то на улице увидал, а она и вовсе презренная … ( Берет со стола самовар), а потом взял, да и бритвой по горлу… Куда как хорошо! Грех ведь! (Уносит самовар, поворачивается к Мечтателю, говорит на ходу). Ты, если еще гулять-то пойдешь, так оденься теплее! (Уходит).
Мечтатель (тихонько смеется, тетушке): Хорошо… Пойду на Невский, в самое начало… Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге… (Смеется)
Проходит в глубину комнаты, надевает шляпу.
Мечтатель (про себя):
…и светла
Адмиралтейская игла…
Уходит.
Затемнение.

Картина II
Белая ночь. Улица. Тени зданий. Видны перила моста Екатерининского канала. Звук журчащей в канале воды. Мечтатель стоит на мосту. Шляпа сдвинута на лоб, в руке трость, смотрит вниз, бормочет что-то про себя.
Теневой театр: художник Пискарев и незнакомка. 

Голос Мечтателя: Пискарев робким и трепетным шагом пошел в ту сторону, где развевался вдали плащ незнакомки… Он невольно ускорял шаг. Ему хотелось заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое слетело с неба, прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда…

В теневом театре появляется фигура девушки. Мечтатель поднимет голову, четко виден ее профиль, шляпка и мантилья.
Мечтатель (он наполовину в тени, как и фигур теневого театра): Красавица!

Чуть приподнимает шляпу. Девушка отворачивается, закрывается мантильей.  Мечтатель застывает с приподнятой шляпой.

Мечтатель:  Я чувствовал, что сегодня что-то случится!  Господи, да, она, кажется, плачет!  (Делает движение в сторону девушки).

Девушка испуганно отшатывается от Мечтателя.  Делает несколько шагов в сторону.  К девушке направляется тень, это мужчина в цилиндре, он заметно шатается, девушка вскрикивает, ее «выбрасывает» из теневого театра. Мечтатель в теневом театре делает угрожающее движение в сторону пьяного господина, поднимает трость, господин шарахается в сторону. Мечтатель    выходит из тени, решительно подходит к девушке.

Мечтатель: Дайте руку и не бойтесь!  (Берет девушку под руку)
Они выходят на авансцену. Тень господина в цилиндре исчезает, теневой театр гаснет, слышно только, что господин в цилиндре браниться и шаркает ногами.

Мечтатель: Если бы Вы меня не испугались, ничего не случилось бы.
Девушка (робко): Но Вы тоже хотели подойти ко мне…
Мечтатель: Потому, что вы плакали, я думал, что Вас кто-то обидел…, но  я…
Девушка: Поделикатничали…
Мечтатель: Да, я робок с женщинами… (отпускает девушку, становится напротив нее, смотрит ей в лицо), а, как Вы догадались?
Девушка (смеется): У Вас рука дрожит… (закрывает рот рукой) ох, простите!

Мечтатель вытягивает руку вперед, смотрит на нее.
Мечтатель: Действительно (смеется), не беспокойтесь, я не обидчив.

Снова берет девушку под руку. Вокруг них двигаются тени домов, пробегают по стенам тени, город движется вокруг них. Мечтатель, когда начинает говорить, как будто забывает про девушку и говорит сам с собой.

Мечтатель:  Я сегодня гулял за заставой … Все едут на дачи, все кланяются приветливо, даже незнакомки… Я чувствовал, что сегодня случится что-нибудь … Такая ночь…, а  я не умею говорить с женщинами, совсем...
Девушка (удивленно, отпускает руку Мечтателя): Совсем ни с кем? Ни с одной женщиной?
Мечтатель (вздрагивает, потом смеется):  Видите, едва задумался, как почти забыл про Вас…
Девушка удивленно рассматривает Мечтателя. Заглядывает ему в лицо.

Мечтатель: Нет, с одной все-таки говорю… С теткой. Это считается?
Девушка: Не знаю…
Смотрит на Мечтателя. Они оба начинают смеяться, глядя друг на друга.

Резкий порыв ветра, свет мелькает, что-то скрипит, между мечтателем и девушкой падает какая-то тень. Это тень всадника на коне. Девушка вскрикивает и прижимается к Мечтателю.
Мечтатель: Ну, что Вы! Не бойтесь! Это просто старый фонарь! Он здесь давно, мы старые приятели…
Девушка: С фонарем?
Мечтатель: Когда ни с кем не говоришь, а только смотришь на людей, начинаешь сочинять, как бы ты стал говорить с ними, и говоришь с домами, с фонарем… , с водой в канале (показывает рукой за перила моста)
Девушка: И Вы…?
Мечтатель: Да,  и они оживают, особенно белыми  ночами…
Девушка: А о чем Вы говорили,  когда я стояла вон там? (Показывает рукой)
Мечтатель: Когда я услышал, что Вы плачете?
Девушка (смущенно): Да…
Мечтатель: Я … вспоминал одного художника, который погиб из-за любви.
Девушка: Ваш знакомый? Как интересно!
Мечтатель: Можно и так сказать.

Девушка останавливается.
Девушка: Мы пришли… Вот мой дом. (Показывает рукой на тень здания).
Мечтатель: Значит…, мы больше не увидимся? Как же я буду без Вас теперь?
Девушка: А как  Вы были до того?
Мечтатель: Грустно… Я так хотел узнать о Вас,  хоть чуть-чуть, мне так одиноко… Иногда хочется просто заговорить на улице с кем угодно… , с любой женщиной… , но  меня примут за помешанного…
Девушка (смеется): Вы мне понравились, женщины любят деликатность!  (Неожиданно и решительно). И знаете что? Приходите сюда завтра! Часов в десять. Я буду здесь…, но я приду для себя, предупреждаю! Придете?
Мечтатель: Господи! Да!
Девушка: Только с одним условием!
Мечтатель: С каким угодно!
Девушка: Во-первых, Вы не будете в меня влюбляться, а, во-вторых, расскажите о своем друге!

Мечтатель растеряно пожимает плечами.
Девушка: Который погиб из-за любви…
Мечтатель: Вам хочется услышать его историю?
Девушка: Да!
Мечтатель:  И Вы придете?
Девушка: Приду.
Мечтатель (пожимает девушке руку):  Я не доживу до завтра! Мне теперь и домой идти нельзя! Девушка: Это еще почему?
Мечтатель: Я умру от ожидания!
Девушка (смеется, грозит Мечтателю пальцем):  Только попробуйте! До завтра.
 Пожимает Мечтателю руку. Уходит. Мечтатель некоторое время стоит на месте. Потом снимает шляпу, подбрасывает и ловит обеими руками.
Мечтатель: Расскажу! (Смеется). Забавно!
Надевает шляпу, потом снимает ее и кланяется кому-то.
Мечтатель: Спасибо тебе, художник! Но я буду счастливее! Я уже счастлив!
Затемнение.

Картина III
Ночь вторая
 Мечтатель неподвижно сидит  у стола в своей комнате. Тетушка в глубине комнаты в кресле, кажется с каким-то рукоделием в руках, но она дремлет. Мечтатель резко вскакивает.
Мечтатель: Тетушка! Где у нас Гоголь?
Тетушка вздрагивает, выпрямляется в кресле.

Тетушка: Фу ты Господи! Вот все у тебя так! Молчит, молчит, потом, как вскочит! На полке!
Мечтатель идет к книжной полке снимает том, подходит к столу открывает, листает страницы.
Мечтатель: Вот… (читает вслух):
«Это исключительное сословие … Художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, бледно, туманно. …это кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство…  рисует перспективу своей комнаты:  с растворенным окном, сквозь которое мелькает бледная Нева и бедные рыбаки в красных рубашках. Он никогда не глядит вам прямо в глаза … Это происходит оттого, что представляется его же собственная картина, которую он еще думает произвесть…»

Мечтатель отрывает взгляд от книги.
Мечтатель: Так я ей и скажу…
Тетушка смотрит на Мечтателя.
Тетушка: Кому ты такую скуку рассказывать-то собрался? Не барышне?
Мечтатель (смеется): Нет, тетушка, это я так…
Тетушка: То-то! Люди-то и говорят о другом, О невесте, да о приданном…
Мечтатель (машинально): О деревне, о невесте на досуге размышлять…
Тетушка: В  твоем-то возрасте… Уж и пора!

Мечтатель встает и прохаживается по комнате.
Мечтатель: И только?
Тетушка: Человек о человеческом и думает! А у тебя все какие-то… (Машет рукой) Бог с тобой!
Как спишь на яву…
Мечтатель (весело): Откуда Вы знаете?!
Тетушка (ворчливо): Уж вижу! То какие-то страсти, памятник за кем-то по улицам скачет, то еще хуже… Экий ты какой-то…
Мечтатель (весело): Какой?
Тетушка: Как дитя малое…
С ворчанием уходит. Мечтатель смеется.
Затемнение.

Картина IV
Улица перед  домом девушки. Вдалеке скамейка со спинкой.   Мечтатель стоит рядом с каналом смотрит на воду.
Мечтатель сначала бормочет сквозь зубы, потом воодушевляется. Он весь переселился в поэму.

Мечтатель (сквозь зубы):
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

Мечтатель (сквозь зубы): Нет, не то… (бормочет) …
…Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…

Про  себя:
- И независимость и честь…
Бормочет:
… «Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой…

Встряхивает головой. Смотрит на воду. Поднимает голову, снимает шляпу. В этот момент  тень наплывает на Мечтателя, он ее не видит, это тень Медного всадника.

Мечтатель (усмехается, снимает шляпу): P;tersbourg est la fen;tre par laquelle la Russie regarde en Europe  (читает его голос отражается от стен):
… Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек…

Во время чтения появляется девушка. Она несколько секунд смотрит на Мечтателя. Затем кидается к нему, она в ужасе.
Девушка (она взволнована):  Страсти какие! Перестаньте!

Тени прекращают свою игру. Плещется вода в канале, все стихло.
Мечтатель: Добрый вечер! Простите, я Вас ждал и замечтался… (Смеется, пожимает девушке обе руки). Как хорошо, что Вы пришли!
Девушка:  «Медный всадник»! После этого спать не будешь!
Мечтатель: Вы любите Пушкина? Кто же Вам читал?
Девушка: Жилец книжку давал, а я бабушке читала… А все равно страшно!
Мечтатель искренне и весело смеется.
Мечтатель (сквозь смех): Ох, простите меня! Но Вы сейчас как моя тетушка! Точно! Расскажите о себе, прошу!

Девушка смотрит на Мечтателя. Она не знает, что ей сделать обидеться или засмеяться, но все-таки решила, что нужно засмеяться.
Мечтатель: Я опять говорю глупости,  да?

Девушка смеется теперь уже искренне.
Девушка: Да! Но теперь Вы это Вы!
Мечтатель: А до того?
Девушка: Какой-то странный были…  Не пойму какой Вы?
Мечтатель: Я и есть такой…
Девушка: У Вас тетушка, которая Вас никуда не пускает, как у меня бабушка…  Она слепая и никуда меня  не пускает, так что я почти разучилась с людьми говорить.
Мечтатель: Нет, моя тетушка только ворчит. А Ваша бабушка что же… так и держит Вас подле себя? И подруг у Вас нет?
Девушка: Да…, так и держит… (Спохватывается)  Но мы же договорились вчера, сначала Вы … Так как же Вы все один и дома?
Мечтатель: Так… сам не знаю… Я – тип…

Девушка отдвигается от Мечтателя, смотрит на него, окидывает взглядом  его фигуру, хохочет.

Девушка: Это какой такой тип?  (Дергает и тянет Мечтателя за рукав) Вот скамейка, давайте сядем! Да, и Вы мне обещали историю про своего друга…, но прежде,  про себя!

Мечтатель и Девушка подходят к скамейке, садится, Мечтатель становится возле нее.
  Мечтатель: Тип – это чудак.
Девушка: Так Вы - чудак?
Мечтатель: Я – мечтатель…
Девушка:  Знаю,знаю! Сидишь подле бабушки, и чего-чего в голову не войдет! Просто за китайского принца выхожу... А ведь это в другой раз и хорошо — мечтать!  (Серьезно). Нет, впрочем, бог знает!
Мечтатель: Ох! Я только сейчас вспомнил, я ведь имени Вашего не спросил!
Девушка: Наконец-то! Меня зовут - Настенька!
Мечтатель: И только?
Настенька (смеется): Будет с Вас пока! Ну, (тормошит Мечтателя) говорите…

Мечтатель говорит сначала медленно, потом воодушевляется.

Мечтатель: Есть в Петербурге странные уголки и живут в них странные люди — мечтатели…  – существа среднего рода…   (Раскланивается шутливо). Любят свои четыре стены в унылой зеленой краске,  кресла и паутину в углах комнаты.  Мечтатель так прирастает к своему углу, что когда приходит приятель, конфузится, словно только что фабриковал фальшивые бумажки,  или стишки для отсылки в журнал,  с письмом, в котором говорится , что настоящий поэт уже умер и что друг его считает священным долгом опубликовать его вирши…

Мечтатель смеется. Настенька внимательно смотрит на него. Перед ней возникает тень.  Это художник Пискарев. Он стоит в отдалении и реагирует на слова Мечтателя жестикуляцией: кивает или разводит руками, делает отрицательные жесты и т.д.

Мечтатель: Разговор не вяжется,  и  приятель  хватается за шляпу и быстро уходит, внезапно вспомнив о важном деле, и хохочет, выйдя за дверь,  давая себе  слово никогда не ходить больше к этому чудаку …

Настенька (серьезно): Понимаю теперь, что такое тип…
Мечтатель раскланивается шутливо. Пискарев грустно кивает.

Настенька: Говорите… Я не буду перебивать…
Мечтатель: Когда кончаются должности и все спешат по домам пообедать, прилечь отдохнуть …  В этот час  и Мечтатель шагает, как  прочие, но  … он доволен, он покончил до завтра с досадными для него делами, и рад, как школьник, которого выпустили с классной скамьи к любимым играм и шалостям. Он богат своею особенною жизнью… «богиня фантазия»  пошла развивать перед ним узоры небывалой жизни…

Затемнение.

Картина V
Фантазии Мечтателя
Теневой театр. Пискарев и незнакомка. По тексту.

Голос Мечтателя на фоне теневого театра.
Голос Мечтателя:  Пискарев вошел …  Боже, куда зашел он! … в тот отвратительный приют, где основал свое жилище жалкий разврат, где женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное, двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины… Пискарев мерил ее с ног до головы изумленными глазами, она стояла перед ним так же хороша; волосы ее были так же прекрасны; глаза ее казались все еще небесными…
 Он содрогнулся. Она раскрыла свои хорошенькие уста и стала говорить что-то, но все это было так глупо, так пошло... Вместо того чтобы воспользоваться такою благосклонностью, вместо того чтобы обрадоваться такому случаю, какому, без сомнения, обрадовался бы на его месте всякий другой, он бросился со всех ног, как дикая коза, и выбежал на улицу.

Голос Настеньки: Господи! Какие ужасы!
Теневой театр коверкается и исчезает.

Картина VI
Улица перед  домом Настеньки. Настенька сидит на скамейке Мечтатель стоит перед ней.

Мечтатель:   Мечты бывают разные…  со всем этим чудак входит к себе в отрадную норку, садится за обед, …и очнулся только тогда, вечно печальная тетушка , всё прибрала со стола и подала ему трубку… В комнате потемнело, на душе пусто и целое царство мечтаний рушится  без следа … Гоголь и его бедный погибший художник Пискарев…
Настенька: Так вот кто этот Ваш приятель…  (Смотрит на Пискарева) . А от чего он погиб?
Мечтатель: Думал, что нашел женский идеал, а оказалось… (Мечтатель замолкает)
Настенька: Нет, не бойтесь! Говорите
Мечтатель: … а оказалось, что его идеал выходит в вечеру на Невский…
Настенька: И он?
Мечтатель: Убил себя…
Настенька вытирает слезы

Мечтатель: Простите меня! Я не должен был…
Настенька: Ничего… Вы как будто по книжке рассказываете… Говорите, пожалуйста!
Мечтатель:  Бога ради!  Не плачьте! Из-за фантазий! И для мечтателя пробьет грустный час, когда он за один день действительной жизни отдаст все свои фантастические годы…
Настенька встает, заглядывает мечтателю в лицо.
Настенька: И вы так живете?
Мечтатель: Да.
Настенька: Но этого нельзя!
Мечтатель: Я так живу, так и кончу… В своей паутине… (Смеется) А знаете, моя тетушка просто не может без нее, во всех углах висит, а она и не замечает…
Настенька (не слушает Мечтателя): Ну, так, значит, и я проживу возле бабушки? Всю жизнь?
Мечтатель:  Вы полны жизни! Иначе Вы бы меня не слушали так внимательно! Спасибо Вам и за два вечера подлинной жизни!

Настенька вскакивает со скамейки, хватает Мечтателя за руки, почти в ярости топает ногой.
Настенька: Что такое два вечера!
Мечтатель (теперь он не слушает Настеньку): Я  уже справляю годовщины своих фантазий… Прихожу на Невский и припоминаю -  вот здесь ровно год тому, в этот же час, по этому же тротуару  я бродил так же одиноко и  уныло… И  тогда мечты были грустны, но не было этой черной думы, когда спрашиваешь себя – ты жил или нет? Придет угрюмое одиночество, с клюкой трясучая старость…

Настенька трясет Мечтателя, дергает за рукава.

Настенька: Хватит, довольно! Теперь мы будем вдвоем! Теперь, чтобы ни было, мы никогда не расстанемся!

Мечтатель стоит в растерянности, словно только что проснулся.

Настенька: Я простая девушка, я мало училась, хотя мне бабушка и нанимала учителя… Я бы так не рассказала, но теперь я вас знаю, совсем, всего знаю! И знаете что?

Настенька поднимает к верху палец, как учительница.
Настенька: Теперь вот что! Вы садитесь. (Усаживает Мечтателя на скамейку) А Я Вам буду рассказывать свою историю! Вы умный! И обещайте дать мне совет…

Мечтатель (смеется): Ради Вас я буду умен и смел!
Настенька (смеется): Так Вашу руку!  (Мечтатель протягивает руку, Настенька берет ее в свою) Начнем мою историю!

Мечтатель  держит Настеньку за руку. Затемнение.
Конец первого действия.

Действие II

Картина I
История Настеньки
Белый кабинет. Настенька стоит у скамейки, Мечтатель сидит, слушает.
Настенька: К бабушке я попала маленькой девочкой, я сирота… Бабушка была прежде богаче… Она меня выучила по-французски, потом наняла учителя. Два года назад, минуло мне пятнадцать и учиться мы кончили…
Мечтатель: Значит,  теперь Вам семнадцать?  (Смеется.) Преклонный возраст!
Настенька: Нет, не смейтесь и не перебивайте, а то я собьюсь!
Мечтатель: Я нем как могила!
Настенька: Вот в это время я и нашалила…
Мечтатель делает вопросительный жест. Настенька досадливо встряхивает головой.

Настенька: Ну, что…, ну, захотелось мне в маскерад. Я уж и костюм придумала, а Фекла наша, возьми и болтни, а она глуховата: «Барышня, когда Вы в маскерад-то?!» Бабушка тут и всполошилась…  Подозвала меня к утром и говорит  (изображает бабушку): «За тобой, мать моя, глаз, да, глаз, а у меня не то один, оба не видят!» Взяла булавку и пришпилила меня к себе… Платье к платью… Уж так мне горько сделалось!

Пока Настенька говорит,  в теневом театре опускается огромный темный подол с раскрытой булавкой. Мечтатель смотрит на него с удивлением.
Мечтатель: И что же Вы?
Настенька: Так и сижу подле бабушки… Один раз только уговорила Феклу посидеть, пристегнула ее и пошла к подруге. А вышло хуже… Бабушка задремала,  а, как проснулась, окликнула меня, а Фекла испугалась, слышит бабушкин голос, а, что спрашивают , не слышит, отстегнула булавку и бежать…
В теневом театре булавка «охотится» за Феклой, которая похожа на куклу с заварочного чайника. Булавка, в конце концов, подцепляет Феклу за подол, переворачивает вверх ногами и утягивает вверх.
Мечтатель и Настенька хохочут.
Настенька: Грех смеяться, а очень смешно вышло… (Вздыхает) Только потом бабушка уж меня от себя вообще не отпускала, все щупала, да окликала, не шевельнешься.

Мечтатель смеется
Настенька (обижено): Чему Вы?
Мечтатель: Нет! Не сердитесь! Вы читали «Конька-горбунка»
Настенька (все еще обижено): Разумеется!
Мечтатель (ласково):
«Как у наших у ворот 
Муха песенку поет: 
"Что дадите мне за вестку? 
Бьет свекровь свою невестку: 
Посадила на шесток, 
Привязала за шнурок, 
Ручки к ножкам притянула, 
Ножку правую разула: 
"Не ходи ты по зарям! 
Не кажися молодцам! " 

Настенька (смеется):  И сердится на Вас не могу! (Вздыхает). Вот молодца нам Бог и послал… Сдала бабушка мезонин новому жильцу
Мечтатель: А старый съехал?
Настенька: Нет, умер. Он старенький совсем был…ну, вот, пришел  новый жилец квартиру нанимать, а бабушка давай меня расспрашивать….

Теневой театр. Рядом с Настенькой опускается громадный подол с воткнутой булавкой, которая, то открывается, то застегивается,  заключая Настеньку в пространство между сторонами. Мужская тень неясная, расплывчатая стоит вдалеке неподвижно.
Голос бабушки – на ее реплики булавка открывается и закрывается.

Голос бабушки: Что, Настенька, молодой наш жилец-то?

Настенька пытается выйти из браншей булавки, но те каждый раз застегиваются, ловят ее.
Настенька: Не то чтобы очень молодой, но не старик, бабушка.
Голос бабушки: И собой хорош?
Настенька: Недурен.
Голос  бабушки, булавка ловит Настеньку и пристегивает к себе.
Голос бабушки: Наказание! Не то, что в старину! Ведь экий мелкий жилец, а тоже забота мне! Ты смотри, внучка, не заглядывайся на него!

Теневой театр исчезает. Настенька снова стоит рядом со скамейкой, Мечтатель слушает ее.
Настенька: Я и не подумала ничего, так… Бабушка всегда только про старину: и моложе она была, и глаза видели,  и сливки не так быстро кисли…

Мечтатель: И, что же?
Настенька: А вот что…
Теневой театр.
Голос Настеньки. Настенька фигурка теневого театра, жилец, булавка.
Голос Настеньки: Приходит жилец, дескать, комнату надо обоями оклеить.
Фигурка жильца жестикулирует.
Голос Настеньки: А бабушка и давай болтать с жильцом, про него, да, про родителей его, расспрашивала все, а потом и говорит: «Принеси, Настенька, мои счеты».
 Булавка расстегивается и заключает фигурку –Настеньку в «объятия», отталкивая от жильца. Жилец  пытается освободить Настеньку, но булавка оживает и угрожающе раскрывается, старается уколоть жильца…
Голос Настеньки: Я вскочила, позабыла, что пристегнута, и так мне стыдно стало! Хоть умри! А он увидал, что я смутилась и ушел…

Улица. Настенька садится возле Мечтателя.
Настенька: Мне до того было стыдно, что я прямо возненавидела его… Как услышу, что кто-то идет, так и обмираю вся, булавку отстегну…, а его и нет…
Пока Мечтатель и Настенька разговаривают, тень Настеньки в теневом театре танцует с булавкой. Это похоже на  танец  танцовщицы из «Стойкого оловянного солдатика» - булавка то партнер, то станок, то снова булавка, которая не отпускает Настеньку-тень от себя.
Мечтатель: А Вам хотелось, чтобы он пришел?
Настенька: Не знаю…, ну, а потом он через Феклу передает, что вот у него много романов французских, так не прислать ли их, чтобы я бабушке почитала?

 Голос бабушки, булавка раскрывается и угрожающе щелкает.
Голос бабушки: Кто их ведает эти романы! Нравственные ли они? Ежели нет, так тебе и читать нельзя, еще научишься дурному…
Настенька: Чему, бабушка?

Булавка опускается перед самым настенькиным  лицом и угрожающе встряхивает браншами.

Голос бабушки: Как молодые люди соблазняют благонравных девиц, как они, под предлогом того, что хотят их взять за себя, увозят их из дому родительского, как потом оставляют этих несчастных девиц на волю судьбы и они погибают самым плачевным образом.

Булавка щелкает.
Голос бабушки: Смотри ты их не прочти! А книги покажи!
 
Настенька протягивает книги. Затемнение.
В теневом театре появляются книги, булавка пронзает их, нанизывает на одну из бранш,потом стряхивает.
Настенька (листает книги): Это все Вальтера Скотта романы…
Голос бабушки: Уж знаю я! А за корешком нет ли записки любовной?
Настенька (осматривает книги): Нет, ничего…
Голос бабушка: То-то, ничего…
Теневой театр погасает.

Улица. Мечтатель слушает настенькин рассказ.

Настенька: А потом он еще книги присылал… Пушкина…  Ох, кК я «Медного всадника испугалась»!
Мечтатель: Почему?
Настенька: Ну, как же! «Ужо тебе…
Теневой театр.
Мечтатель и Медный всадник. Голос Настеньки. Всадник гонится за Мечтателем.
«…Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье…»

Мечтатель: Еще один мечтатель…
Теневой театр погсает, но тень Медного всадника на минуту ложится между Мечтателем и Настенькой.
Настенька: Ой, страсти!
Тень памятника погасает .

Настенька: Ох, ну, Вы опять меня отвлекли!
Мечтатель: Ну, не буду, не буду… Я слушаю!
Настенька: А как-то раз встретились мы на лестнице…
А он и говорит, не хочу ли я с ним в театр поехать. А то видит, что я все подле бабушки и подруг нет… Я говорю: «Нет. Я уж бабушку обманывать попробовала, да хуже вышло…» Он покраснел, откланялся и ушел… И вдруг…

Начинает  тихо звучать увертюра из «Севильского цирюльника». Теневой театр. Мужская тень кланяется булавке.
Мужская тень –жилец: Не угодно Вам, сударыня, поехать в театр? Сегодня дают «Севильского цирюльника», у меня ложа. Знакомые должны были ехать, да, отказались… Осмелюсь пригласить Вас
Голос бабушки: Того самого?! Да, как не знать, батюшка мой! Я в старину-то в домашнем театре Розину играла!
Увертюра звучит громче. Булавка танцует. Увертюра переходит  в арию Розины. Настенька не тень, а девушка танцует под арию Розины. Булвка пытается преследовать ее но на словах:
- Но обижать себя
Я не позволю
И будет все, как я хочу!
Настенька застегивает булавку и отбрасывает ее от себя.
Музыка обрывается. Теневой театр исчезает
Улица. Мечтатель слушает Настеньку.
Настенька: Тот час мы собрались и поехали… Я Вам сказать не могу, что со мной было! Жилец наш так на меня смотрел, так со мной говорил… Я и поняла, что он меня испытать хотел, буду я бабушку обманывать или нет. Я такая была гордая собой, а  потом всю ночь почти себя Розиной видела…
Отдаленно звучит музыка из арии Розины.  Мечтатель насвистывает мотив. Настенька опускает голову, замолкает.

Мечтатель: А потом, Вы познакомились ближе и он…
Настенька резко поднимает голову, говорит почти зло и быстро.
Настенька:  Я думала он будет после того к нам чаще заходить… А он и вовсе перестал… Так зайдет с бабушкой поговорит и в ложу, в театр зовет. 
Топает ногой.
Я поняла, что ему жалко меня, что я у бабушки в таком загоне…
Опускает голову. Молчит.
Мечтатель (осторожно): А дальше…
Настенька не поднимает головы, говорит почти сердито.
Настенька: Уж могли бы и сами догадаться… Сезон оперный кончился, он и вовсе к нам ходить перестал, а я  не читать не могу, не работать, все бабушке назло что-нибудь… А встретимся с ним на лестнице, он кланяется и мимо… А я стою с места сдвинуться не могу.
Теневой театр.
Фигура Настеньки и жильца, раскланивающиеся друг с другом. Жилец уходит. Сверху спускается булавка. Настенька берет ее в руки, щелкает ее, открывает и закрывает.

Улица, Мечтатель встает со скамейки, присаживается перед Настенькой на корточки. Берет ее за руку.
Мечтатель: Ну, не надо дальше, раз Вам так тяжело…
Настенька поднимает голову.
Настенька: Нет уж, я кончу… В мае приходит он к бабушке и говорит, что дело свое он здесь выхлопотал и должен на год в Москву уехать…
Настенька берет Мечтателя за руку.
Настенька: Что со мной сделалось… Сказать Вам не могу! И решилась! Навязала в узел платья, белья, что нужно, а, как бабушка ушла спать поднялась к жильцу в мезонин…
Теневой театр.
Настенька и жилец.
Они танцуют держась с двух сторон за булавку, не прикасаясь  друг к другу.
Голос Настеньки: Я ему и сказала, что жить так не могу, не хочу, чтобы меня булавкой пришпиливали, что как он хочет, поеду с ним в Москву, жить без него не могу! Тут и стыд и любовь, и гордость, все смешалось!
 
Теневой театр. Одинокая мужская фигура бредет по улицам. Останавливается у памятника, который виден неясно.
Мужской голос: Настенька, милая! Я уезжаю на год…, чтобы устроить свои дела… Когда ворочусь, если Вы меня не разлюбите, клянусь… Только Вы теперь можете мое счастие составить! Но, если Вы предпочтете мне другого… Я не смею Вас ничем связывать! 
Две фигуры мужская и женская стоят у подножия Медного Всадника взявшись за руки, потом расцепляют руки и расходятся.
Теневой театр погасает.
Улица. Мечтатель стоит перед скамейкой, Настенька рыдает закрыв лицо руками. Настенька говорит сквозь слезы.
Настенька: Вот уж и год прошел, и он уже три дня здесь, а все нейдет!

Картина II
Улица. Настенька плачет сидя на скамейке. Мечтатель ходит вдоль скамейки быстрым шагом. Резко останавливается перед Настенькой.
Мечтатель: Настенька! Не плачьте! Может, вы ошиблись?! Может, его еще нет!
Настенька (не поднимает голову): Здесь он! Я верно знаю! У нас условие было, мы на это самой скамейке сидели и говорили с ним, что, как он приедет, если я от него не откажусь, тот час придет к нам, к бабушке! (Плачет).

Мечтатель в досаде бьет тростью по скамейке. Настенька вздрагивает, поднимает лицо.
Мечтатель: Так постойте! Я же могу к нему пойти…
Настенька: Да разве это можно?
Мечтатель: Нет, конечно… Нет, не так! Напишите ему записку, а я снесу!
Настенька от неожиданности вскочила со скамейки.
Настенька: Но так нельзя! Я ему будто навязываюсь!

Мечтатель смеется, взмахивает тростью, делает танцевальное «па», как фигурка теневого театра.
Мечтатель: Да почему же нет? Смешная моя Настенька! Как написать!
Кланяется Настеньке, как в кукольном танце. Настенька стоит, замерев от удивления.

Мечтатель: Представьте, он человек деликатный! Он связал себя обещанием, что не жениться ни на ком кроме Вас. А Вас не связал словом! И теперь Вы совсем вправе сделать первый шаг! А вдруг Вы полюбили другого и хотите его развязать? Что?!
Настенька радостно всплескивает руками.
Настенька: Так можно?!
Мечтатель (смеется): Конечно же! Я буду Вашим гонцом!

Затемнение.
Теневой театр. Пьеро и Коломбина. Танец кукол с письмом. Кукольные фигурки танцуют, держась за письмо. Пьеро прячет письмо в рукава своего костюма, потом вынимает, прячет в колпак. Коломбина  то отнимает у Пьеро письмо, то снова отдает .
Голос Мечтателя: Вы начнете так… «Милостивый государь…
Голос Настеньки (уже смеющийся): Непременно «милостивый государь»?
Голос Мечтателя: Непременно! «Милостивый государь! Я пишу к вам. Простите мне мое нетерпение; но я целый год была счастлива надеждой; виновата ли я, что не могу теперь вынести и дня сомнения? Теперь, когда уже вы приехали, может быть, вы уже изменили свои намерения. Тогда это письмо скажет вам, что я не ропщу и не обвиняю вас. Я не обвиняю вас за то, что не властна над вашим сердцем; такова уж судьба моя!
Вы благородный человек. Вы не улыбнетесь и не подосадуете на мои нетерпеливые строки. Вспомните, что их пишет бедная девушка, что она одна, что некому ни научить ее, ни посоветовать ей и что она никогда не умела сама совладеть с своим сердцем. Но простите меня, что в мою душу хотя на один миг закралось сомнение. Вы не способны даже и мысленно обидеть ту, которая вас так любила и любит…»
На последних словах Коломбина отдает Пьеро письмо. Теневой театр гаснет.

Улица. Настенька и Мечтатель стоят возле скамейки.
Настенька (вынимает из рукава письмо): Вот записка… Вас мне сам Бог послал! Спасибо!
Мечтатель (смеется): Ну,  нашел же кого посылать! Это я Вам благодарен, что вы мне встретились!
Настенька: Ну, хорошо,  хорошо! Слушайте!  У нас было условие, что как только он приедет, то , даст знать о себе… Оставит мне письмо в одном месте, у одних моих знакомых, добрых и просты людей, которые ничего об этом не знают.  Или если нельзя будет написать ко мне письма, то он в тот же день, будет сюда ровно в десять часов, где мы и положили с ним встретиться. Уйти мне от бабушки поутру никак нельзя. Отдайте письмо тем добрым людям,  а они уже перешлют. А будет ответ, так Вы его принесете завтра…
Мечтатель: Конечно, Розина, принесу!
Кланяется. Поет.
Мечтатель:
Я так мечтательна,
Так простодушна.
Настенька:
Ветрена очень,
Очень послушна…
Мечтатель и Настенька танцуют и раскланиваются, как герои «Севильского цирюльника».
Мечтатель:
И подчиняюсь я, и подчиняюсь я
Всегда во всем опекуну…
Настенька: Но обижать себя, я не позволю… (Перестает петь) Ну, довольно… (Пожимает руку Мечтателю) До завтра! До свидания!
Убегает напевая
Настенька:
И будет все, как я хочу!
Мечтатель стоит возле скамейки, смотрит ей вслед. Торжествующе звучит мелодия из арии Розины.

Картина III
Ночь третья
Улица. Мечтатель и Настенька стоят у скамейки. Мечтатель выстукивает тростью какой-то ритм по спинке скамейки.
Настенька то  встает, то садится, тормошит Мечтателя.
Настенька: Что с Вами? Что-то случилось? Говорите скорее!
Мечтатель: Нет, ничего… Просто сегодня такой день… Небо хмурится, как моя будущая старость…
Настенька (заглядывает в лицо Мечтателю): Ну, почему обязательно…  Старость и веселой бывает… Так говорят…
Мечтатель:  Как старый цирковой пудель, который на задних лапках уже стоять не может, но исправно сидит на ляжечках,  держа в зубах клоунский колпак Пьеро.
Настенька хохочет.
Настенька: Как Вы мило сказали! Так себе и представила… А какого он цвета?
Мечтатель: Кто, пудель или колпак?
Настенька снова смеется.
Настенька: Пудель!
Мечтатель: Наверное,  белый, так не заметнее седина.
Настенька (смеется): Ох! Вы такой смешной! Как я рада, что Вы такой друг! Другой бы влюбился в меня, разохался, стал бы приставать, а Вы нет! Как хорошо Вы меня любите! Когда я выйду замуж, мы будем с Вами как брат и сестра! И Я Вас буду любить почти как его!
Мечтатель: Вы боитесь, что он не придет? (Берет Настеньку за руку)
Настенька:  Я сама не своя… Не знаю, если бы была меньше счастлива, то заплакала бы… Чувствую, что-то все легко слишком… Но оставим про это… Это я потом еще буду думать…
Звук шагов. Появляется мужская тень, человек в шляпе и плаще. Настенька вскрикивает. Мечтатель отпускает ее руку. Но человек проходит мимо.
Настенька (про себя): Не он… Ну, и, слава Богу!  (Вслух). Да, так Вы же мне не рассказали ничего! Как Вы отдали письмо?
Мечтатель:  Я исполнил все Ваши комиссии. Потом пришел домой и лег спать.
Настенька (весело): И только?
Мечтатель: Да…, но я никогда не жалел так, что проснулся… Мне снилась такая мелодия, даже не знаю, как вам объяснить…

Теневой театр. Мелодия Мечтателя.
Его теневая фигура движется по улицам, точнее это город  движется вокруг него. Здесь и львы, и сфинкс, и Медный Всадник, который преграждает Мечтателю дорогу, куда бы он не двигался…

Настенька: Не понимаю… (Весело). А мне, знаете, все-таки досадно немного, что вы в меня не влюбились! Вот и разбери человека!
Мечтатель кланяется Настеньке.
Настенька: Господин непреклонный! Какой же Вы Мечтатель! (Тормошит Мечтателя, тянет его за полы плаща) Вы должны меня похвалить за мою простоту! Какая бы глупость не мелькнула у меня в голове, я все Вам говорю!
Раздается бой часов.
Мечтатель: Одиннадцать.
Настенька: Быть не может! (Считает) Да…
Идет к скамейке и садится, опускает голову.
Мечтатель: Настенька! (Настенька сидит неподвижно) Настенька! Ну, это смешно, наконец! Это я с Вами счет времени потерял! А он… Может его не было дома, может, придти нельзя, тогда ответ только завтра, ну, мало ли что… Я завтра чем свет схожу и вам дам знать. Может он его еще не читал…
Настенька: Да…
Мечтатель присаживается на корточки, заглядывает Настеньке под шляпку.
Мечтатель (выпремляется): Ну, вот! Опять слезы! Какое Вы еще дитя! (Берет ее за руку) ну, можно так!?
Настенька поднимает,  голову смотрит на Мечтателя. Он на нее. Снова возникает мелодия Мечтателя.
Настенька: Я думаю об вас…   Вы так добры, что я была бы каменная, если б не чувствовала этого. Знаете ли, что мне пришло в голову? Я вас обоих сравнила. Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже Вас, а его люблю больше…
Мечтатель молчит.
Настенька:   Я его и не знаю совсем… и боюсь как будто. Он такой серьезный, будто гордый… А может и нет,может у него в сердце нежности больше, чем у меня…
Мечтатель (с трудом): Конечно, Настенька. Ведь он человек, а не мечтатель, он живой…
Настенька: Я как пришла к нему с узелком, помните?
Мечтатель кивает.
Настенька: … но я его  как-то слишком уважаю, а получается будто мы неровня. Так?
Мечтатель (нежно): Нет… Этозначит, что Вы его любите больше себя самой…
Настенька встряхивает головой.
Настенька: Я знаете о чем думаю… Почему все не так, как братья с сестрами? Самый лучший человек что-то таит от другого… Зачем не сказать прямо, если знаешь, что не на ветер говоришь. А то все будто свои чувства оскорбить бояться. Выскажут, значит …
Мечтатель: Настенька! Так уж мир устроен… не нами придумано, причин много…
Настенька перебивает Мечтателя.
Настенька: Нет! Вы не такой! Мне вот кажется, что вы чем-то жертвуете для меня! Вот сейчас прямо! (Встает рядом с Мечтателем, целует ему руку)
Мечтатель (он смущен и не знает как себя вести): Настенька!
Настенька: Я говорить не умею! Но я Вам благодарна! И все, что вы мне тогда на своего мечтателя наговорили – неправда! Вы не такой! Вы выздоравливаете! Я вижу! Чувствую! Я мало видела, но это знаю! Когда Вы полюбите, дай Вам Бог счастья с нею! А она и так будет с Вами счастлива… Я –женщина  и Вы мне верьте…  (отворачивает голову), но он сегодня не придет…
Мечтатель:  Так завтра…
Настенька: Завтра… Только, если будет дождь, я не приду, я послезавтра приду и Вам все скажу. Прощайте!
Поворачивается уходить. Останавливается. Подходит  к Мечтателю.
Настенька: Ведь мы теперь навсегда вместе?! (Пожимает ему руку).
Уходит.
Мечтатель еще некоторое время стоит неподвижно.
Мечтатель: Навсегда…
Уходит.

Картина IV
Ночь четвертая
Квартира Мечтателя. Все как в первом действии. Даже тетушка в кресле, она дремлет. Мечтатель сидит у стола с книгой.
Мечтатель (читает):
               «… Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит…
Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхой. Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога…»

Повторяет про себя.
Мечтатель: Похоронили ради бога…
Тетушка поднимает голову.
Тетушка: Кого похоронили?
Мечтатель: Евгения…
Тетушка: Опять ты эту страсть читаешь?!
Мечтатель: Да…
Встает,берет шляпу.
Мечтатель: Я пойду, пройдусь…
Тетушка кивает. Мечтатель уходит.
Тетушка (сама с собой): Влюбился! Ну, давно уж пора. (Крестится) Дай-то Бог хорошую,да с приданным… Только читает … Ох, боюсь я этой книги! Убрать от греха!
Встает, берет книгу, убирает на полку в шкаф.
Тетушка: И подальше! А то все вытащит! Накличет себе, Господи прости!
Затемнение.

Картина V
Улица. Скамейка. Настенька стоит отвернувшись от зрителей, как в первом действии. Мечтатель подходит к ней.
Настенька (поворачивается): Ну, можно так! Я уже изождалась вся! Давайте! (Протягивает руку).
Мечтатель: Господи! Он еще не был?!
Настенька: Что письма нет?!
Мечтатель: Нет…
Настенька отходит от Мечтателя, ходит вдоль ограды канала.
Мечтатель: Настенька…
Настенька: Ну, Бог ему судья! (Отворачивается. Рыдает)
Мечтатель берет ее за плечи, пытается развернуть к себе, но Настенька не дает.
Настенька: Нет, нет… (Сквозь слезы). Вы меня теперь не утишайте! Неужели что-то в этом моем несчастном письме!? И ни строчки! В три дня! Как вспомню, что пришла к нему, и вымаливала хоть каплю любви! Зачем сразу не сказал, что ему ненужно! Нет, довольно! (Топает ногой)
Настенька поворачивается к Мечтателю так резко, что он отшатывается от нее от неожиданности.
Настенька: Слушайте же! Может , Вы не отдали моего письма?! Не бывает так бесчеловечно! Может, он что-то слышал обо мне!? (Кричит) Почему, почему это так?! Объясните мне!
Мечтатель привлекает Настеньку к себе, баюкает ее, как маленького ребенка.
Мечтатель: Ничего… хотите, я завтра пойду к нему… от Вашего имени… Спрошу его, все ему расскажу… Вы напишите письмо, только не отказывайтесь… Я заставлю его Вас уважать!
Настенька высвобождается из рук Мечтателя.
Настенька: Нет, друг мой! Довольно с него! Я его не знаю, не хочу, позабуду! (Настенька снова заплакала)
Мечтататель усаживает ее на скамейку.
Мечтатель: Ну, полноте! Вы еще так заболеете!
Настенька выпрямляется.
Настенька: Ну, уж нет!  ( Стряхивает слезы. Берет Мечтателя за руку) Это так, это просохнет…Вы бы так не поступили?! Вы бы не бросили меня только потому, что я первая пришла к Вам! Что не умела усмотреть за своим глупым сердцем… Боже!
Мечтатель вскакивает со скамейки. Фонарь над ней качнулся под порывом ветра. Заскрипел.
На Мечтателя упала тень. Теперь непонятно, это он или художник Пискарев.

Мечтатель (взволновано): Настенька! Простите меня, но я люблю Вас! Вы можете меня выслушать?!
Настенька: Но я это знаю… Только мне казалось, что вы просто меня любите, как друга…
Мечтатель: Так и было…, а сейчас я, как Вы тогда, пришел к Вам со своим узелком! Только он никого не любил,  Вы сейчас любите!
Настенька смотрит на Мечтателя, потом опускает голову.

Мечтатель: Что же мне делать! Я перед вами виноват… Я был Ваш друг и сейчас я Вам друг…  У меня слезы теперь текут! Ничего, Вы на это не глядите, просохнут! Я не мог удержать в себе любовь к Вам! Я не стал бы Вас терзать, но Вы плакали от того, что вашу любовь отвергли…, а у меня для Вас столько любви! И я не могу Вам помочь!  Вы меня теперь должны прогнать от себя… или я сам должен уйти… Я должен был Вам так сказать…
Настенька: Именно так! Вы так со мной и должны говорить! Вы так и говорите! Говорите! И не думайте, что я вас прогоню!

Мечтатель молчит, опускает голову, потом поднимает ее и снова смотрит на Настеньку.
Мечтатель (говорит совершенно спокойно): Вам меня просто жаль… Когда Вы плакали, я думал, что вы его больше его не любите. Я это и вчера и третьего дня уже думал…  Я бы сделал так, чтобы Вы меня полюбили! Вы же сами сказали, что почти меня любите… Я бедный, незначительный человек… Ох, я опять не то … Я бы Вас так любил, что если бы Вы еще и любили его, то моя любовь не была бы для Вас тяжела…  Вы бы знали, что рядом бьется сердце, благодарное Вам, которое ради Вас … Ох, Настенька, Настенька! Что Вы со мной сделали!

Настенька встает,  подходит к Мечтателю, вытирает ему платком слезы.
Настенька: Не хочу, чтобы Вы плакали… (Со слезами) Я же Вас так мучила, когда хвалила, что Вы в меня не влюбились!
Мечтатель (порывисто): Нет, Настенька, я уйду! Не хочу, чтобы вы еще больше из-за меня мучились!
Делает движение в сторону.
Настенька (удерживая Мечтателя): Нет!  (Почти повелительно)Вы меня слушайте! Я целый год его любила и никогда даже мыслью не была ему неверна. Но он уязвил меня и оскорбил мое сердце. И лучше так… А то бы я потом узнала, обманулась в своих ожиданиях! Почем знать, может быть, вся эта моя  любовь была обман чувств…
Мечтатель: Настенька! Не обманывайте себя!
Настенька: Ничуть!  Началось все шалостью, пустяками, оттого, что я была под надзором у бабушки! Я должна любить другого, который пожалел меня, когда я отчаялась!  Ну, довольно… Давайте о другом… Вы счастливы?
Мечтатель: Да!
Настенька:  Я только Вам скажу, последнее… Не смотря на то, что я его люблю… (топает ногой) Нет! Я его любила!  Вы чувствуете, что Ваша любовь вытеснит из моего сердца прежнюю? Возьмете ли вы теперь мою руку?
Мечтатель: Ох, Настенька! Ну, почему Вы спрашиваете?! Да! Да!
Настенька: Ну, тогда довольно! Тогда о другом!
Мечтатель: Настенька, да…, о другом… Я беден, у меня всего тысяч двести, но это ничего…
Настенька (почти смеясь): Как в «Медном Всаднике»!
Мечтатель (смеясь): Да!
Настенька: Бабушка нас не стеснит, у нее пенсион…
Мечтатель: Ну, конечно, без бабушки нельзя! А у меня еще тетушка…
Настенька: Вот их и будет двое…
Настенька и Мечтатель смотрят друг на друга, потом хохочут.
Настенька: А у нас еще и Фекла!
Снова смеются.
Настенька: Вы завтра к нам переезжайте…
Мечтатель: К вам? Хорошо…
Настенька: Наймите у нас мезонин. Там жила старушка-дворянка, да съехала, а бабушка, я знаю, хочет молодого человека пустить…
Снова теневой театр.
Появляется раскрытая булавка, которая покачивается из строны в сторону.
Голос бабушки: Я  уже стара, мужчина в доме…, ты только не подумай, Настенька, что я за него тебя хочу замуж сосватать.... 
Булавка качается
Настенька: Только я догадалась…
Булавка исчезает. Мечтатель и Настенька смеются.
Настенька: Я и забыла, где Вы живете…
Мечтатель: В доме Баранникова.
Настенька: У моста?
Мечтатель: Да, большой дом.
Настенька: Только завтра непременно переезжайте!
Мечтатель: Непременно. Я там за квартиру немного должен, да, ничего, я скоро жалование получу.
Настенька: А я буду уроки давать…
Мечтатель: Я скоро награждение получу.
Настенька: Вот Вы завтра будете мой жилец…
Мечтатель: И поедем в театр на «Севильского»
Фоном возникает ария Розины.
Настенька: Ну уж нет, на что-нибудь другое!
Музыка исчезла.
Настенька: Надо мне домой… Полно ребячится!
Мечтатель: Хорошо! Только я Вас провожу до квартиры.
Настенька: Непременно!
Мечтатель и Настенька делают несколько шагов, город снова движется вокруг них.
Мечтатель смотрит вверх.
Мечтатель: Ах, какая  луна! Завтра будет чудный день!
Настенька издает возглас. Мечтатель резко поворачивается.  К ним приближается тень молодого человека.
Мужской голос: Настенька!  Боже мой!
Настенька бросается к молодому человеку, прорывает барьер теневого театра, порывисто обнимает его. Оборачивается к Мечтателю. Бросается к нему, целует, исчезает с молодым человеком, они превращаются в тени, которые ломаются и улетают в темноту.
Мечтатель стоит неподвижно, вокруг него гаснет свет.
Затемнение.
Картина VI
Квартира Мечтателя. Тетушка хлопочет у стола. Входит Мечтатель. Он без шляпы. Вид такой, как будто он не видит куда идет.
Тетушка минуту смотрит на него.
Тетушка: Что ты? А шляпа где? Ты здоров ли?
Мечтатель (глухо): Лихорадит …
Тетушка (ворчит): Еще б не лихорадило… По ночам бродить, так не то еще будет! (Снимает шаль, протягивает Мечтателю) На плечи покрой.
Мечтатель берет тетушкину шаль. Она разворачивается в его руках как сеть, покрывая его почти всего.
Тетушка: Садись, сейчас чаю с малиной…
Мечтатель машинально садится в кресло. Шаль закрывает его, он прикрывает глаза.
Тетушка входит с самоваром.
Тетушка: Я и прибралась, паутину-то всю смела… Ты видишь ли? Хоть жениться тебе!
Мечтатель (не открывает глаза): Да.
Тетушка наливает ему чай. Он берет чашку, но не пьет, не открывает глаз.
Тетушка садится напротив, наливает себе чай,пьет.
Тетушка: Глаза-то открой.
Мечтатель: Зачем?
Тетушка: Мимо рта пронесешь!
Мечтатель вяло улыбается.
Тетушка: Ох, письмо ж тебе по почте пришло.
Мечтатель роняет, разбивает  чашку, вскакивает, шаль падает с него.
Мечтатель: Где оно?!
Тетушка: Тьфу! Опять напугал до смерти! Вот (вынимает из кармана конверт, протягивает Мечтателю) Пойти веник взять. (Неодобрительно качает головой уходит)
Мечтатель ломает печать, читает.
На фоне его голоса возникает теневой театр. Коломбина выходит замуж за Арлекина. Пьеро несет шлейф ее платья и плачет, закрывая одним рукавом лицо.
Голос Настеньки: «О, простите, простите меня! — писала мне Настенька, — на коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя. Эта был сон, призрак... Я изныла за вас сегодня; простите, простите меня!..
Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!»
«О, если б он были вы!» — пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька!
«Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете — коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите!
Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его... Если вы простите меня, то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое никогда не изгладится из души моей... Я буду хранить эту память, буду ей верна, не изменю ей, не изменю своему сердцу: оно слишком постоянно. Оно еще вчера так скоро воротилось к тому, которому принадлежало навеки.
Мы встретимся, вы придете к нам, вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим... И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку, да? вы подадите мне ее, вы простили меня, не правда ли? Вы меня любите по-прежнему?
О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее... друг мой милый! На будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюбленный, он никогда не забывал обо мне... Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним; вы его полюбите, не правда ли?..
Простите же, помните и любите вашу
Настеньку».
Теневой театр гаснет. Мечтатель роняет письмо, подбирает с пола шаль, закутывается в нее с головой, падает в кресло.
Свет гаснет.
Занавес.
Конец.

В произведении использованы:
отрывки из повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" (цикл "Петербургские повести")
отрывки из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"
отрывки из сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок"


Рецензии
Хорошо. А Неточку забыли...

Сергей Шрамко   24.03.2021 14:39     Заявить о нарушении
Сергей, Нетточка же незакончена, а придумывать за Федора Михайловича, ну, я не такая нахалка, какой кажусь...

Елизавета Юдина   11.05.2021 21:29   Заявить о нарушении