Солодовенный завод Мартышкиных в Пензе

Благодаря этому в 1872 году на Кочетовке  был построен один из лучших в губернии солодорастительных заводов, производительностью 90 тыс. пудов пророщенной русской ржи на сумму 70 тыс. руб.; с солодовней, круподранкой, солодоломкой, конюшней, амбарами и казармой (кирпичным домом-общежитием) для рабочих (8-12 чел.);

Из рапорта Губернской Архитектуры от 7 мая 1879г. в Пензенское Губернское Правление узнаём: «Усадьба огорожена 16*40 сажень. Архитектор Садовский.
Резолюция Правления: исправить ограждение в плане, а тогда можно давать разрешение на строительство Мельницы».
Основной мерой длины была Казённая сажень=2,16 м. Следовательно, ограждение участка составляло 54,5*86,5 м=4714 м2 (примерно, полгектара земли или 50 соток).

Изначально солодовенный завод возводился с расчётом на наумкинское сообщество, а не только на одну семью. По периметру производственных цехов и сооружений на усадьбе строились небольшие жилые дома, главным образом бревенчатые на высоком каменном фундаменте, с огородами и садами для родственников из деревни Наумкино, которые дружно включались в привычное для них дело. Числились многочисленные мужики - Мартышкины: кто приказчиком, кто хозяином конюшни, кто извозчиком, кто мельником, а кто и управляющим завода был в отсутствии официального хозяина Егора Фёдоровича. Все они считались наёмными работниками и состояли на жаловании.

Создание предприятий с работниками из своей общины было обычной практикой для староверов. Преимуществом служило то, что такой кадровый принцип не позволял отношениям «работник-хозяин» переходить некую грань, после которой между этими двумя категориями начинались споры. Общинники верили друг другу на слова, без заключения письменных договоров. Все решения, вплоть до использования прибыли тоже принимались коллегиально .

В отличие от них рабочие «не родственники» жили в своих городских домах, на съёмных квартирах или в кирпичной двухэтажной казарме для рабочих. В зависимости от сезона, число работников на солодорастительном заводе варьировалось, но в среднем составляло 17 человек.
В ведомостях по налогам на имущество по ул. Малая Фёдоровка числилось за отцом и сыновьями Мартышкиными пять усадеб и флигель, а на улице Малая Кочетовка стояло двухэтажное усадебное здание из красного кирпича с двумя флигелями для домочадцев. На первом этаже собственного дома размещался магазин по продаже разных сортов хлеба.

Меды, квасы, солодовенная мука, хлебобулочные изделия предприятия по-прежнему продавались и в собственной лавке на базаре. Только теперь всё это по документам принадлежало не мордвинам-старообрядцам деревни Наумкино Егору Фёдорову и Василию, Якову и Ивану Егоровым Мартышкиным, а прилежным плательщикам налогов, православным купцам - великороссам: Мартышкиным Егору Фёдоровичу, Василию Егоровичу, Якову Егоровичу и Ивану Егоровичу.
Для эффективного продвижения своей деятельности Егор Мартышкин с сыновьями сменили социальный статус, этническую принадлежность и религию.
 
Но как такое перевоплощение могло вдруг случиться? Чтобы ответить на этот вопрос, надо проникнуться атмосферой и внутренней политикой того времени. Дело в том, что крепкий крестьянин второй половины ХIХ века, если собирался и дальше развивать своё дело, должен был непременно принадлежать  к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию. В случае отказа от крещения предпринимателей переводили на временное гильдейское право, сроком на один год.

В результате староверческое купечество, оказавшись перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру, выбирало последнее. Вот, видимо, это и произошло с семьёй Егора Фёдоровича (по крайней мере, приняли православие его два младших сына, т.к. факт принятия православия самого Егора Фёдоровича сохранившихся документах отсутствует). И скорее всего на этот выбор во имя всеобщего благоденствия их благословит сама община.

Хотя, надо сказать, в тех местах, где общины были крупными и крепкими (например, московские) и не нуждались в государственных финансовых вливаниях, таких «измен старообрядчеству» не происходило. В России в период зарождения капитализма, когда дворянство не проявляло никакого интереса к торговле и промышленности, именно русская старообрядческая община стала местом зарождения крестьянского капитализма.



Позже младшие братья Яков и Иван, активно развивая свою деятельность, заключат очень выгодные православные браки.
Примет православие, выйдя замуж за купца Зарубина, и их сестра Аграфена Егоровна Мартышкина*.



ПРИМЕЧАНИЕ:
 
*Дочь Аграфены Егоровны Алевтина Александровна Зарубина станет второй женой известного купца Ивана Андреевича Карпова ( см. Елена Витальева «Была усадьба в старой Пензе Карповых на Московской»)


ПРИЛОЖЕНИЯ:

На фото:

План части г. Пенза за заводом Т.Д.» Е.Ф. Мартышкина сыновья» на Малой Кочетовке.  1895 г.

Лист из журнала проверок Санитарной службы  1904г.: «М. Кочетовка, Солодовенный завод Мартышкина. Казарма для рабочих содержится удовлетворительно»

Аграфена Егоровна Мартышкина.


ДАЛЕЕ: http://proza.ru/2021/03/08/1092

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5


Рецензии