Долгий овраг Кувака
Вода эта считалась святой. За долгие годы люди, жившие в селе, не болели желудочно-кишечными заболеваниями. Об этой воде горный инженер А.И. Дрейер в 1915 году напишет:
«Вода "Кувака" не только превосходна въ физическомъ отношениiи, но безупречна въ химическомъ, санитарномъ и во всъхъ другихъ отношенiяхъ, являясь водой кристаллически прозрачной, абсолютно безцвътной, без малъйшаго запаха, съ прiятнымъ освъжающимъ вкусомъ, лишенной какихъ-либо бактерiй и съ минимальнымъ, для лучшихъ питьевыхъ водъ, минеральнымъ составомъ».
Но то, что имеем, как правило, не ценим. Кажется, что счастье можно найти где-то там, за неведомым горизонтом и принести его должен кто-то на блюдечке с голубой каёмочкой сейчас и сразу. Сетовали на жизнь в своём селе с чернозёмной землёй и целебными источниками и жители Куваки.
«Бедное село. 300 душ крестьян записались на переселение в Сибирь. Они имеют дарственный надел земли, из которого по нескольку соток на каждую душу, считая в том числе и свои усадьбы.
В своё время местный помещик давал им на выкуп и землю, и леса, и луга, но предки нынешних поселенцев « прокувыркали» всё это. Они считали, что и так им всё отдадут бесплатно. Старики упёрлись на доброе предложение своего барина, не взяли у него земли и остались ни при чём. Потомки уже осознают свою ошибку, да поздно.
В имении г.Воейкова все поголовно работают и задолжали большую сумму денег, которые выплатить не в состоянии», - так писала газета «Пензенские губернские ведомости» № 78 за 1895 год.
За холмом от Куваки было большое село Каменка, расположенное у каменного брода через реку Атмис на пути из Пензы в Нижний Ломов и Тамбов. Благодаря большой пензенско-тамбовской дороге здешние крестьяне, как и в деревне Наумкино, подрабатывали на извозе купеческих товаров, занимались мелкой торговлей и оказанием услуг проезжим. Через этот же Каменный брод торговые караваны проходили из г. Укек (ныне в Саратове) в г. Мохши (Наровчат) ещё во времена Золотой орды.
В начале XIX века 12 сел нынешнего Каменского района, включая село Дмитриевское (Каменка) было приписано за князьями Гагариными. В 1812 году Каменские земли оказываются в собственности Долгоруковых, после того как наследница огромной вотчины Варвара Сергеевна Гагарина выходит замуж за Василия Васильевича Долгорукова.
Перед отменой крепостного права село принадлежало их дочери - княгине Варваре Васильевне Долгоруковой (1816—1866), жены московского градоначальника, генерал губернатора Владимира Андреевича Долгорукого. В 1843 году «в покровительство источникам, в селе Кувака чаяньями Варвары Васильевны была возведена деревянная православная церковь святой Великомученицы Варвары».
После имение унаследовала уже их единственная дочь — тоже Варвара – фрейлина Варвара Владимировна Долгорукова (1840-1906), которая вышла замуж за Николая Васильевича Воейкова (1832- 1898) - генерал-адъютанта императоров Александра II и Александра III. Так землевладельцами каменки стали представители старинного дворянского рода Воейковых.
Хозяином Николай Васильевич был рачительным. В неурожайный 1870 год, чтобы избежать голода Н.В. Воейков распорядился выделить пострадавшим крестьянам 200 четвертей хлеба до нового урожая и 300 пудов ржаной муки бесплатно. В результате голод удалось предотвратить.
В 1874 году благодаря стараниям землевладельца Н. В. Воейкова именно через Каменку прошла железная дорога из Москвы в Пензу, а станция, под которую он подарил свою землю, получила название Воейковской (сейчас Белинская). Сызрано - Вяземская железная дорога очень посодействовала началу крупного промышленного производства в этом большом селе( около 3 тыс. человек, главным образом- крестьяне).
Минеральная проточная вода и железная дорога для удобной транспортировки на большие расстояния были главными условиями и для крупного по тем временам производства солода.
Было здесь и ещё одно обстоятельство, которое, пожалуй, окончательно убедило семью Мартышкиных в правильности выбора: Каменка была одним из центров старообрядчества. Христиане-раскольники, или старообрядцы устремились на территорию этого края, когда спасались от жестоких преследований со стороны власти после церковной реформы 1654 года патриарха Никона.
В 1877 году Каменка — «волостной центр Нижнеломовского уезда, 296 дворов, церковь, молитвенный дом старообрядцев, школа, почтовое отделение, лавка, постоялый двор, базары по средам. В конце XIX века в селе насчитывалось 503 баптиста и старообрядца беглопоповского толка. В 1818 году открылась школа второй ступени».
В селе Кувака тоже в 1890-х годах числилось около 400 душ «раскольников беглопоповской секты». Старообрядцы – беглопоповцы отличались от беспоповцев тем, что принимали священников, переходивших от православной Церкви (беглых попов). Пензенские губернские ведомости (№78 за 1895 г.) писали: « В селе Кувака…священники беглые совершают таинства незаконно. На исповедь ездят в Саратовскую губернию к попу или сами перечисляют грехи перед иконой, или же передают письма с нарочным или по почте».
А всего в 80 км располагался старообрядческий центр всего Поволжья – село Поим. Именно там скрывались гонимые Никоновской реформой лидеры сразу нескольких старообрядческих течений: поморцев, спасово-согласия (не признававшие поповство) и Белокриницкой общины западного типа (признававшие поповство). Сейчас в селе Поим находится музей старообрядчества, куда в последние годы своей жизни приезжал писатель, лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын, готовя материалы для книги по истории старой веры.
Но здесь нельзя не упомянуть и о православных храмах Каменки, которые соседствовали тогда с раскольниками.
Ещё в начале 18 века, когда «село Дмитриевское (Каменка тож)» принадлежало сподвижнику Петра I, боярину И.М. Головину – общему предку А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, здесь стояла деревянная церковь во имя св. Дмитрия Солунского, откуда и второе название села. Святой Дмитрий Солунский был особо почитаем христианами на Руси ещё задолго до Никоновской реформы, и был популярен в среде староверов, которые нередко свои храмы посвящали его памяти.
Димитриевская церковь стояла в центре села, на высоком месте, неожиданно и торжественно воспаряясь на пути путников, следующих из Пензы.
Храм горел и неоднократно перестраивался, пока в 1826 году ни возвели каменный храм с колокольней и с тёплым пределом во имя Святителя и Чудотворца Николая, покрытый железом и обнесённый каменной оградой.
Внутри храма - иконостас, покрытый золоченой резьбой, расписные стены, богатая утварь. Предметом особой гордости прихожан храма была икона Святого великомученика Димитрия Солунского. В 1838 году при церкви было открыто поселянское училище /церковно-приходская школа/, а в 1896 году - второклассная с образцовым классом церковно-приходская школа в собственном здании. В 1903 году на церковь подняли новые колокола.
Церковным старостой храма с 1892 года служил нижнеломовский купец 2-й гильдии и владелец паровой мукомольной мельницы в с. Каменка Дмитрий Семёнович Лобанов, награждённый тремя серебряными медалями «За усердие»: на Станиславской ленте (1895 г.), на Анненской ленте ( 1900 г.) и на Владимирской ленте (1908 г.).
Здесь же, в ограде Дмитриевского храма Дмитрий Семенович похоронил своего сына. На памятном камне надпись: "Василий Дмитриевич Лобанов – крестьянский сын Рязанской губернии Ряжского уезда села Чалова. Умер в возрасте 23 лет и похоронен 28 ноября 1891 года". Спустя год после кончины Василия у старосты Дмитриевской церкви родится внук от старшего сына Ивана, через которого он породнится с бывшими раскольниками - купцами Мартышкиными, когда те уже примут православную веру. Александру Ивановичу Лобанову тоже выпадет участь лежать после смерти в церковной ограде- ограде Донского монастыря в Москве. Но об этом речь пойдёт несколько ниже.
По данным Каменского районного исполнительного комитета за период с 1918 по 1932 год, , в районе будет закрыто 27 православных и старообрядческих молитвенных зданий, в том числе одна православная и одна старообрядческая в Каменке. Незакрытых церквей к концу 1932 года останется по району 32, из которых функционировать будет только 9.
Краевед Каменки Гришаков Вячеслав Геннадьевич пишет*: «В 1930-е годы каменскую церковь постигла та же участь, что и тысячи других по России. Ее закрыли…Как и все церкви, она была крепка: на века строили. Одолевали ломами. Сокрушили колокольню и купол, «обкорнали»: для клуба, мол, подойдет…
В 80-е годы при проведении дискотек в бывшей церкви в дни Пасхи безо всяких причин гас свет и "горела" аппаратура...
В 80-х годах автору неоднократно приходилось присутствовать на пионерских слетах в бывшем ДК. И всякий раз, почему-то шепотом, с оглядкой на взрослых, ребята говорили друг другу, словно выдавая государственную тайну: "Здесь когда-то была церковь..." Поверить в это тогда было трудно, - настолько изменился облик храма, более столетия радовавшего глаз и очищавшего души каменцев».
Сейчас белоснежный храм с синими куполами и золочёнными крестами вмч Дмитрия Солунского снова возвышается над городом Каменка, словно призывая одних его жителей к прощению, а других - к покаянию.
Но вернёмся к Егору Фёдоровичу Мартышкину, который теперь по известным нам причинам, именно в Каменке строит свой завод в 1880 году, уже под фирмой торгово-промышленного семейного предприятия: ТД «Егора Фёдоровича Мартышкина сыновья».
Торговый дом Е.Ф. Мартышкина, целью которого была «торговля хлебным товаром и солодом», был официально зарегистрирован в Пензе вторым по счёту после купца Финогеева.
Земля под посев распахивалась здесь с помощью идеальных лошадей тяжелоупряжного типа «русских тяжеловозов» каменского конного завода Н. В. Воейкова, которые затем подвозили собранный урожай к амбарам, заводским цехам и к железнодорожной станции. Каждый такой конь - неприхотливый, плодовитый, энергичный, работоспособный как небольшой трактор, мог тянуть груз весом до двадцати шести тонн. Завод Воейкова славился и своими орловскими рысаками.
Явно не без участия Николая Васильевича Воейкова, купцы Мартышкины получили возможность не только активно развивать здесь солодорастительное производство, но и участвовать во всероссийских и международных выставках-ярмарках, находя, таким образом, выгодных покупателей-оптовиков, а также доставлять свою продукцию в обе столицы и Финляндию.
Для удобства в заключение крупных сделок и отслеживания товарооборота, в г. Санкт Петербурге было создано представительство торгового дома «Е.Ф. Мартышкина сыновья» и там же арендована квартира для проживания. Купцы Мартышкины стали жить и работать на два города, передав свои заводы в управление доверенным лицам.
Так в селе Каменка солодовенным заводом Мартышкиных управлял некий Пронькин. Об этом человеке известно лишь то, что в 1913 году зажиточный заводской управляющий овдовел, оставшись с тремя сыновьями, которые учились в гимназии. Второй женой Пронькина стала Антонина Верхолётова, намного его моложе, которая родилась в 1895 году в Мокром Мичкасе Нижнеломовского уезда, окончила церковно-приходскую школу и Нижне-Ломовское градское училище. В 30х годах Пронькин был объявлен врагом народа, сослан и расстрелян.
ПРИМЕЧАНИЕ:
* Гришаков Вячеслав Геннадьевич «Крестный путь Димитриевского храма», Каменка. 2003 год.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
На фото:
Ярмарка в с. Каменка, конец ХIХ века. На холме слева усадьба ТД «Е.Ф. Мартышкина сыновья»
Антонина Пронькина (Верхолётова) – жена управляющего заводом купцов Мартышкиных, с. Каменка
«Русские тяжеловозы» завода Н.В. Воейкова. с. Каменка, начало ХХ века (слева на заднем плане усадьба ТД «Е.Ф.Мартышкина сыновья»)
Печать Совета каменской старообрядческой общины.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/08/1100
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5
Свидетельство о публикации №221030801097