1921 сентябрь Выставка конструктивистов в Москве

17-18 сентября 1921 г. транспорт: открытие в Норвегии важнейшей железной дороги Осло – Трондхейм, катастрофа

17 сентября 1921 г. в Норвегии было официально открыто железнодорожное сообщение на  т.н. линии «Довребанен» между Осло и Трондхеймом, длина которой составляла 548 км.

18 сентября 1921 г. на вновь открытой линии случилась ужасная катастрофа – поезд, возвращавшийся из Трондхейма с гостями торжественного открытия линии,  столкнулся  на перегоне Стерен – Трондхейм (там было пока еще однопутное движение) со  встречным поездом. Погибли 6 человек, в том числе бывший министр обороны Норвегии Томас Хефти (61 год), архитектор железнодорожных станций Эрик Глосимодт (39 лет), директор Управления картографии Нильс Зеерстед (55 лет). 

Так торжества 17 сентября обернулись трагедией 18 сентября.

17 сентября 1921 г. путешествия: начало Британской антарктической экспедиции 1921 года Шеклтона – Роуетта

Британская антарктическая экспедиция 1921 года Шеклтона – Роуетта получила свое имя по фамилиям двух школьных товарищей: опытного и известного исследователя Антарктики и начальника экспедиции Эрнеста Шеклтона (47 лет), бизнесмена и спонсора экспедиции Джона Роуетта (46 лет).

17 сентября 1921 г. единственное судно экспедиции - небольшая (125 рег. тонн)  деревянная паровая шхуна «Квест» - покинула Лондон и пошла вниз по Темзе к морю. Интерес к экспедиции в Британии был значительный – шхуну «Квест»  17 сентября 1921 г. перед отплытием посетил лично король Великобритании Георг V.

Уже в океане выяснилось, что «Квест», «работавшая» ранее у норвежских китобоев, имеет проблемы и конструктивные – плохо держит океаническую волну, и технические – в двигателе. Пришлось заходить в Лиссабон, на острова Мадейра и Кабо-Верде, и повернуть в океане на запад в Рио-де-Жанейро, для длительной (4 недели) починки двигателя.

Из Рио-де-Жанейро «Квест» вышла 18 декабря 1921 г., а за день до этого 17 декабря 1921 г. – по наблюдениям членов экспедиции – Эрнест Шеклтон перенес тяжелый сердечный приступ, который он всячески скрывал и не позволял провести медицинский осмотр. Все это кончилось печально – 5 января 1922 г. начальник экспедиции Эрнест Шеклтон умер от коронарной недостаточности.  «Квест» в это время стояла на якоре в поселке китобоев Грютвикен, на острове Южная Георгия.

После смерти Шеклтона экспедицию возглавил волновой герой Фрэнк  Уайлд (родился 18 апреля 1873 г.н.с. – умер 19 августа 1939 г.). 18 января 1922 г.  Уайлд повел «Квест» к берегам Антарктиды. Два с лишним месяца капитан Уайлд и его товарищи пытались пробиться на своей маленькой шхуне сквозь льды к антарктическому берегу, но все безуспешно. Уголь кончался и 4 апреля 1922 г. экспедиция вынужденно вернулась на Южную Георгию.

Без пополнения запасов и ремонта продолжать плавание у берегов Антарктиды не представлялось возможным, поэтому волновой герой Уайлд повел «Квест» в Кейптаун, куда шхуна прибыла 18 июня 1922 г.  Экспедицию ждали – премьер-министр ЮАР Ян Сметс устроил в ее честь торжественный прием.  Но 18 июня 1922 г. борт  шхуны «Квест» посетил и агент  спонсора путешественников Джона Роуетта – он привез приказ о прекращении плавания в антарктических водах и отзыве экспедиции в Британию.
Распоряжение  Роуетта было исполнено – 19 июля 1922 г. капитан Уайлд вывел «Квест» из Кейптауна, и 16 сентября 1922 г. привел её в порт Плимут в Англии. 

Британская антарктическая экспедиция 1921 года Шеклтона – Роуетта, начавшаяся бурным ажиотажем 17 сентября 1921 г., завершилась очень тихо и незаметно.

Волновой герой капитан Уайлд написал отчет об экспедиции и в 1923 году уехал в ЮАР, где надеялся на хорошую карьеру. Но его надежды не осуществились – и он умер от пневмонии в городке золотопромышленников Клерксдорпе 19 августа 1939 г. Впоследствии оказалось, что именно его роль в антарктической экспедиции после смерти Шеклтона была его главным достижением в жизни.

Спонсор экспедиции Джон Роуетт вскоре после завершения экспедиции своего имени понес большие потери в бизнесе, не вынес этого, и 1 октября 1924 г. покончил с собой.


18 сентября 1921 г. Африка: создана Республика Риф – непризнанное государство.

18 сентября 1921 г. на юго-западных берегах Средиземного моря была учреждена Республика Риф. Эмиром (президентом) Республики 19 сентября 1921 г. самопровозгласил себя  39-летний вождь рифских племен Абд аль-Крим, возглавлявший партизанскую борьбу рифов с испанцами. За борьбу против испанцев аль-Крима в европейских газетах называли прозвищем «берберский волк». До 1924 года в этой борьбе рифов негласно поддерживали французы. Но в 1925 году аль-Крим решил захватить и часть земель, контролируемых французами – это ему сделать не удалось, но он потерял поддержку своих французских покровителей.

Вскоре -  8 сентября 1925 года - на средиземноморское побережье Республики Риф  из Марокко высадился крупный (13000 штыков) испанский десант, возглавляемый генералом Санхурхо. Армия Санхурхо имела в своем составе танки, что было впервые в десантной мировой практике. Вскоре войсковые подразделения Республики Риф стали терпеть от испанцев поражения в локальных сражениях. 26 мая 1926 года перед лицом неминуемого общего поражения от испанцев аль-Крим предал свою армию и сдался своим бывшим покровителям - французам.

Французы отправили эмира аль-Крима в ссылку на свой остров Реюньон, где он жил до 1947 года. Рифы путем партизанской войны сопротивлялись испанцам без своего бывшего президента еще около года, но окончанием истории Республики Риф считается 27 мая 1926 года. 

18 сентября 1921 г. Культура: в Москве открылась выставка художников-конструктивистов «5х5=25»

18 сентября 1921 г. в Москве открылась выставка художников-конструктивистов «5х5=25». Работы на ней представили 5 художников: Александра Экстер (39 лет), Любовь Попова (32 года), Александр Родченко (29 лет), Варвара Степанова (26 лет, супруга Родченко), Александр Веснин (38 лет). 

Эта выставка символизировала прощание пятерых художников русского авангарда с буржуазной живописью. Самыми передовыми работами там были  триптих монохромных полотен Александра Родченко, а также фанерная картина, едва покрытая слоем прозрачной краски его коллеги Любови Поповой. Принцип конструктивизма состоял в данном случае в бессмысленности – «смерти» картин.

И частично пять русских художников оказались в 1921 году правы – просто они заглянули в 21 век – век всеобщего компьютерного фотографирования и фотошопа. 

Выставка 1921 года вызвала возмущение у советских критиков и осмеяние у посетителей, кроме того,  художники ничего не предлагали на продажу – они принципиально выступали против превращения КАРТИНЫ в ТОВАР. Не поддерживали конструктивисты и лозунг большевиков – «Искусство принадлежит народу!». Порабощение изобразительного искусства, как буржуазными политиками, так и  красной номенклатурой они считали именно «смертью картины».

В 1921 году одним из художников, отрицавших ортодоксальный конструктивизм, был Владимир Маяковский. Но в 1929 году под грузом соцдействительности он говорит в пьесе «Баня» устами Мезальянсовой:

«Ну, конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение...
Иван Иванович: Да, да! Сделайте нам красиво! В Большом театре нам постоянно делают красиво!»

5 русских художников в 1921 году отказались делать красиво, а сегодня в 21 веке как минимум Александр Родченко и Любовь Попова считаются гениями авангарда, но как они и желали - с этого запоздалого признания они не постригли никаких купонов.

19 сентября 1921 г. Болгария: в Велико Тырново полицией арестован штаб генерала Кутепова  в т.ч. волновой герой генерал Витковский

В.Витковский «В борьбе за Россию», Сан-Франциско, 1963:

«6 (19 сентября 1921 г.) Сентября днем, когда я (см. 18 января 1978 г.) находился в Штабе Корпуса, расположенном в болгарских казармах в В.-Тырново, внезапно явился вооруженный отряд болгарской полиции, арестовал меня и всех чинов Штаба, и опечатал помещение Штаба. 7 и 8 Сентября я находился, под домашним арестом, у себя на квартире, где у меня был произведен обыск, причем, были взяты все находившиеся у меня бумаги и сложены в один общий пакет. 9-го я был переведен под стражей в жандармерию, а с вечерним поездом меня и чинов Штаба, в числе 45, отправили в Софию. Ко мне был приставлен болгарский офицер Подпоручик Балабанский. В Софию мы прибыли 10 Сентября утром.»


Рецензии