Фотопроцесс

В былые времена, когда мы запечатлевали моменты жизни при помощи "Смен" и "Зорких", все фотолюбители знали, что такое фотопроцесс. Отщёлкав тридцать шесть кадров, ты шел в магазин, чтобы купить за двадцать пять копеек проявитель и за пятнадцать копеек - закрепитель. В бумажном пакете с проявителем было обычно два пакетика поменьше. Их последовательно надо было растворить в литре теплой, кипяченой воды. Закрепитель представлял собой сравнительно крупные светлые кристаллы, по виду напоминавшие поваренную соль того времени. Их тоже растворяли в воде, но в другой посуде, отдельно от проявителя. Затем ты закрывался в сортире (самом темном месте квартиры) с выключенным светом, где сидя на унитазе на ощупь вынимал пленку из кассеты и вставлял ее в пластмассовый фотобачок. В заряженный бачок сначала заливался раствор проявителя. Плёнка внутри была размещена на специальной спирали, головка которой выходила наружу фотобачка. Эту головку надо было постоянно крутить, чтобы плёнка проявлялась равномерно. Через определенное время проявитель сливался обратно в банку, пленка промывалась в бачке прохладной водой и заливался закрепитель. С ним пленку надо было крутить намного дольше, пятнадцать, двадцать минут. Рука уставала от нудной работы, но фотолюбителей это не останавливало. Бывало мы проявляли две, три пленки подряд. А почему две, три?Потому что на проявление именно стольких пленок были рассчитаны фоторастворы, потом их просто выливали. Они были бесполезны. Слив из бачка раствор проявителя обратно в банку, после проявления первой пленки, каждый мог заметить, что внешний вид раствора изменился. Он потемнел и стал более мутным. Менялся и внешний вид раствора закрепителя. Они были еще пригодными, но выглядели уже не так, как свежие растворы. Внимание, это и есть главная мысль моего рассказа.

После закрепления и промывки ты мог, наконец-то, вынуть пленку из бачка и увидеть результаты съемки в маленьких негативах. Но то была лишь половина пути к готовой фотографии. Чтобы продолжить, тебе были нужны: фотоувеличитель, фотофонарь, кюветы для фоторастворов, фотобумага и, опять же, проявитель с закрепителем. Бывало, просидев всю ночь, ты получал всего несколько хороших фотографий. Но сколько в этом было удовлетворения, сколько снимки приносили радости! Я всегда с удовольствием просматриваю фотографии из того, далекого теперь времени.

И вот о чем я при этом думаю: наша жизнь подобна фотопроцессу.

Вот мы молодые, я и моя половинка. Снято, проявлено, закреплено. Еще нет наших девочек, а чтобы они проявились, нужно время. Разумеется, еще много чего нужно, но сейчас не об этом. Главное время.

Вот оно прошло, и на фотографиях моя первая доченька, ей немного больше недели. Жена первый раз стрижет девочке ногти, у нее не получается, обе плачут. Снято, проявлено закреплено ... Но, я сначала не придавал значения этому, - я изменился.

Впрочем, в молодые годы на это не обращают внимания, и ... вот моя вторая дочурка на фотографии. Первое слово, которое она четко произнесла, было: "папа". Ей восемь месяцев, она стоит в манеже. Вижу этот момент, как сейчас. Снято, проявлено, закреплено. Но сегодня я понимаю: как же я изменился со времени рождения первой дочки до той минуты!

Еще время прошло, и с ним минула эпоха традиционной фотографии. Я познакомился со своей третьей дочкой, когда ей было уже 12 лет. Играю в интернате, где она
тогда жила, с её сверстниками в футбол. И вдруг один мальчик кричит мне: "Дедушка, не держи мяч, пинай скорее". Как дедушка!? Все во мне протестует, но снято, проявлено, закреплено.

Хотя, что, собственно, произошло? Ведь на тот момент у меня уже было три внука. Вот первый из них, у меня на руках. Ему чуть больше трех месяцев. Идет снег, снежинки кружатся в свете уличного фонаря, а он радуется им, хохочет в голос. Чудо! Я это видел, и ... снято, проявлено, закреплено.

Жена говорит: "Не удивляйся, что тебя зовут дедушкой, ты ведь и есть дед!" Вот, я качаю второго внука на руках. В ту ночь мы пробрались с женой в послеродовую палату. Ребенок родился с осложнениями, к тому же у дочки началась грудница. Мы упросили врача, чтобы нам дали провести с ними ночь, и дочь могла поспать хоть немного. Качаю внука, а сам еще держу Евангелие в руках, читаю ему, чтобы дух младенца укрепился, и недуг отступил.

Вот третий внук, две недели от роду, горит от высокой температуры. Хожу, молюсь. Температура не падает. Уже ночью, не выдержали, повезли ребенка в больницу. Дежурные медсестры опытные, не растерялись, сами установили причину и стали промывать ему кишечник. После процедуры температура сразу упала. Одна из сестер говорит: "Какой красивый мальчик" ... Все снято, проявлено, закреплено.

А я уже седой, и гаишники отпускают меня без штрафов. У меня теперь пять внуков и три внучки. Восемь внуков уже проявились в моей жизни, скоро проявится девятая. Старший теперь выше меня на полголовы. Смотрю на него и думаю: "Так хочется увидеть его детей, моих правнуков. Аж не терпится!" А потом понимаю: "Не стоит торопиться, надо наслаждаться тем, что вижу сейчас, каждым мгновением. Снимай, проявляй, закрепляй, пока еще пригоден для этого. Не надо спешить жить по старой привычке, ведь когда проявится последнее, что мне дано увидеть на этой земле, обратной дороги уже не будет".

Но не хочу заканчивать свой рассказ на грустной ноте. Ведь время не властно над теми, кто верует в Христа Спасителя. Впереди еще так много снимков.

Март 2021


Рецензии