О периоде становления
Мир детей безжалостен и жесток: у детей мало жизненного опыта, мудрости; к тому же мир детей – мир конкуренции, дети только-только вступают в жизнь, и им предстоит борьба за место под солнцем, чем они и занимаются, не жалея локтей и не скупясь на пинки и насмешки.
Ребенку нелегко. Ему хочется свободы, а он должен ходить в школу; ему хочется свежих впечатлений, а он обязан из года в год видеть одни и те же постылые лица одноклассников и учителей. Менять школы – не выход: везде найдутся те, кто будут отравлять ребенку существование.
Можно сказать так: ребенку с малых лет прививают отвращение к жизни.
Мне возразят: ребенку прививают чувство долга, его готовят ко взрослой жизни, ведь когда он станет взрослым, ему придется решать множество проблем и переносить стрессы.
Все верно, только одно не взято во внимание: взрослый человек переносит стрессы и решает проблемы, будучи человеком сформированным, как физически, так и духовно, ребенок же еще не сформирован. Поэтому нельзя к ребенку предъявлять такие же высокие требования, как и ко взрослому.
Период становления – самый сложный период в жизни человека. И, несомненно, самый унизительный. До того момента, пока человек не окончит учебу, не заведет семью, не пойдет на работу, он – юнец, которым можно понукать. Конечно, пытаются понукать и взрослыми людьми, но взрослый хотя бы имеет возможность дать отпор, что часто вызывает уважение, тогда как отпор подростка вызывает обычно лишь снисходительную усмешку.
Взрослый человек может быть грубее, примитивнее и даже глупее человека формирующегося, но из-за своего статуса, из-за того, что он имеет образование, рабочий стаж, семью, к нему относятся с большим уважением, чем к подростку. К подростку, даже самому талантливому, как правило, относятся с недоверием.
Период становления, когда человек формируется, мечется (как мыслью, так и вообще по жизни), когда он учится чему-то новому и постоянно что-то кому-то доказывает – период мучительный, непростой.
До 25, иногда до 30-ти лет человек формируется как личность; он учится, получает профессию, устраивается на работу, заводит семью. Затем период познания нового и период развития проходят, и в жизнь человека вступает привычка.
После 30-ти, как правило, начинается иной период: период относительной стабильности. Жизнь идет по накатанной дорожке: мужчина (если взять мужчин) днем ходит на работу, вечером читает газеты, ест приготовленный женою ужин, пьет пиво. Он уже не должен зубрить уроки и никому ничего доказывать. Он – взрослый, с ним более-менее считаются.
Человек, вступив в этот период стабильности, пользуется плодами своей предыдущей жизни, снимает, так сказать, с нее проценты.
Обычно дальше он уже не развивается, ничему новому не учится («хватит, отучился»), профессиональные навыки у него сформированы и менять профессию он не желает, вкусы сформированы тоже: он уже не читает, а перечитывает, не смотрит, а пересматривает.
Вроде бы все хорошо. Но здесь человека поджидает одна опасность, один капкан: живя подобной жизнью, легко растерять старые знания и умения, легко, попросту говоря, деградировать.
Обычно так и происходит: человек деградирует, становится чем-то вроде чеховского Ионыча, но ему многое прощают за его «славное прошлое», за былые заслуги.
***
Да, человеку, который формируется, у которого вся жизнь впереди, – такому человеку в чем-то сложнее, нежели тому, у кого полжизни за плечами: кроме труда, учебных нагрузок, понукания сверху и толкания локтями сбоку, его ждут разочарования, крушение надежд и идеалов.
Но и взрослый человек бывает несчастлив, если в нем нет смирения и мудрости, если он не добился того, чего хотел, если любовь его обманула, а дружба предала.
И тут спасает человека или вера, или ирония, или философия.
2015
Свидетельство о публикации №221030801716