Первые двадцать пять лет жизни

Первые двадцать пять лет жизни человек формируется как физически, так умственно и духовно. В это время он особенно хрупок и уязвим. Но именно на этот период жизни и приходится львиная доля стрессов, выпадает больше всего нагрузок.
         
Вместо того, чтобы растить ребенка бережно и заботливо, как цветок в теплице, школа обрушивает на него лавину задач. Оправданы ли они?

Кто-то скажет, что детишек с малых лет нужно готовить ко взрослой жизни, дескать, жизнь полна стрессов, проблем, поэтому пусть готовятся, пусть привыкают.

Все верно, только одно не взято во внимание: взрослый человек переносит стрессы и решает проблемы, будучи человеком сформированным, как физически, так и психически, ребенок же еще не сформирован. 

Колоссальные нагрузки и стрессы не проходят бесследно. Своим проблемам с нервами человек обязан прежде всего школе. Букету болезней, связанных с телом (сколиоз, гастрит, плохое зрение), человек тоже обязан ей. Большинство комплексов в человеке, как правило, закладывается в школьный период. Таким образом, получается, что школа не только дает (знания), но и забирает (здоровье). 

Да, получение знаний, социализация – это необходимо; да, хороших оценок следует добиваться. Но не такой ценой.
         
Психика и "физика" ребенка постоянно под прицелом. Общение с незрелыми людьми, невозможность его избежать, нервотрепка, нагрузки – все это нередко приводит ребенка к хронической усталости, депрессии, нервным срывам.

Но работников школьной сферы редко когда интересовало физическое и психическое состояние их учеников. Никто не собирается нести ответственность за те удары, которые наносятся психике и "физике" человека в период обучения.
          
Ситуация в университете несколько другая. Нагрузка велика, но вчерашний ребенок получает относительную свободу; например, то, на что раньше налагался запрет (секс, алкоголь, сигареты), в студенческие годы считается нормой.          
          
Молодой человек выходит из-под родительской опеки, и проблем в его жизни становится еще больше, чем в школе: жизнь на квартире или в общаге, пары, подработки, экзамены. В университете могут обостриться проблемы со здоровьем. Так те, кто, к примеру, не получили гастрит в школе, получают его в ВУЗе.
          
Первые 25 лет жизни, когда человек формируется и только-только вступает в жизнь, являются напряженными и опасными для здоровья. Это, конечно, не означает, что дальше жизнь становится легкой. Просто дальше человек обычно становится на ноги, у него уже есть образование, работа, семья, в жизнь его входит привычка.

Этим эссе я хочу сказать лишь одно: к человеку, формирующемуся физически и духовно, нужно относиться как можно снисходительнее, бережнее, человечнее.
 
2014


Рецензии