Студенческие годы

Решила поступать  в политехнический  институт.

Перед выходом из дома долго обсуждали с мамой и не могли решить, на какую специальность подавать. Когда я спросила Бориса Иосифовича Слободского (отличного учителя физики и нашего классного руководителя) про радиофак, он сказал, что это больше подходит мальчикам, которые работают дома с паяльником и радиосхемами. А еще раньше я посылала запрос в московский университет на факультет журналистики и получила ответ об условиях приема. До сих пор хранится  в конверте с печатью МГУ.

На электротехнический факультет было 5 вступительных экзаменов, и сдала я их так:

• Математика                -5
• Физика                – 5
• Русский язык (сочинение)   –3
• Химия                –4
• Английский язык–          – 5
                ВСЕГО:   22

Это был проходной балл!




Начались занятия
Волшебно звучали слова: деканат,  кафедра, аудитория..
Политехнический институт располагался в глубине большого  парка вдоль Брест-Литовского шоссе в двух больших корпусах романского стиля посройки 1901 г.  На территории парка было в этом стиле еще несколько жилых зданий для преподавателей  и производственные мастерские, а также стадион и  спортивные площадки. На противоположной стороне шоссе распологался Зоопарк. Меня привел в восторг студенческий анекдот - загадка: по одну сторону хвосты, по другую сторону хвосты, посредине Брест-Литовское шоссе. Все занятия проходили в Главном корпусе, а  иногда  – в Химическом.
Колхозы, спортлагерь
После месяца занятий на общем собрании факультета объявили о поездке в колхоз на сбор урожая. Первому курсу к всеобщему ликованию достался Крым. Мало кто тогда успел побывать в Крыму. Оказалось, что это степной Крым в районе Джанкоя с километровыми рядами кукурузы, которую мы собирали вручную, по неопытности, до крови обдирая руки до локтя. В конце месяца нас наградили поездкой в Севастополь. Тогда я впервые увидела море – было впечатление, что оно поднимается в гору. Мы, конечно,  переплыли на памятник Затонувшим кораблям, и оставили надпись ИУ-12.
Колхоз - хороший способ знакомства и объединения коллектива. В нашей группе было примерно по 10 девочек и мальчиков. Девочки были в основном из Киева: Галя Лосева, Галка Носкова, Лена Палий (Елочка), Люда Максименко, Нина Яремчук, Нелка Помазова, Ленка Сердюкова, Света Гуменюк, Валя Бондаровская, Оля Кондак, Лялька Журавель, Лида Дмитренко из города Поти. Мальчики киевляне: Толя Гладский, Виталик Иванишин, братья близнецы Олег и Юра Чигирины, Ленька Чуфряков, Ленька Гапченко и иногородние: Юра Голубев, Сергей Еременко, Игорь Пухов, Витька Бондаренко, Анатолий Фомин, Боря Белоус.
Было еще 2 колхоза: летом после второго курса в Николаевскую область на уборку зерна и осенью после третьего в Кировоградскую область на арбузы и дыни. Колхозы вспоминаются с удовольствием. Жизнь в природных условиях, дружба, приключения, совместные трапезы (кормили всегда на убой). Выпивка популярной не была. А работа была по нашим молодым силам и знакомила с жизнью села. Не смотря на физические нагрузки, а скорее благодаря, мы приезжали поздоровевшими.
И, наконец, незабываемые деньки в спортлагере КПИ, расположенном в заповедных местах на Днепре возле сел Украинка и Триполье после второго и четрвертого курса.

Спорт и художественная самодеятельность

Ректор КПИ Плыгунов одобрительно относился к спортивным достижениям студентов и к развитию художественной самодеятельности.
Я продолжила школьные занятия спортивной гимнастикой и на втором курсе сдала норматив  первого разряда. Тренировки проходили в центральном зале Главного корпуса. Там стояли спортивные снаряды, и лежал огромный ковер для выполнения вольных упражнений. Разминку и вольные делали под аккомпанемент рояля. Ирина Александровна, мой тренер, поставила мне произвольные упражнения под вальс цветов  из балета Чайковского Спящая красавица.
На третьем этаже находился актовый зал, где проходили самые необыкновенные студенческие концерты. Мы с Володей ходили в танцевальный коллектив и выступали на сцене с народными танцами.

Дружба – Любовь
О Володе напишу когда-нибудь отдельно. Он учился на специальности Электропривод (группа ЭП). Иногда мы встречались на потоковых лекциях.
Мы жили по-соседству,  встречались просто так
Любовь проснулась в сердце, сама не знаю как.

Учеба
Училась я довольно прилежно, почти не пропускала занятий. Правда безбожно опаздывала на первые пары. Стипендию получала - 350 руб. иногда даже повышенную (на 100 руб.). Две специальности на электротехническом факультете - АТ (автоматика и телемеханика) и наша ИУ (измерительные устройства) дотировались министерством обороны, остальные специальности получали на 100руб. меньше. Деньги отдавала маме, зарплата которой была едва ли на 50% больше моей стипендии. Конечно, жили мы скромно. Например, сыр покупался только к праздникам, в институт на перекус брала завтраки. Но если я заходила домой с кем-нибудь из друзей, мама всегда старалась накормить. Как-то  у нас осталась ночевать Оля Кондак. Ночью нашим лакомством был жареный лук с хлебом. А еще одно время по распоряжению Хрущева в столовых на столах лежал хлеб бесплатно, и мы после тренировки заходили в Хазино (зав. студенческой столовой был некто Хазин) и уплетали хлеб, намазанный горчицей.

Осталось несколько ярких эпизодов из учебной жизни.

Математику нам преподавал Змойрович, и его жена Демаховская. Оба очень почтенные и элегантные. А во втором семестре появился их ассистент. Он приходил в аудиторию, долго снимал в углу галоши, поворачивался к доске, и быстро и невнятно бормоча, писал формулы. Если кто-нибудь задавал вопрос, он поворачивался, и возмущенно спрашивал: -  Не понятно? Я не понимаю, что тут может быть непонятного!
На химию мы перемещались по парку в Химический корпус. Здесь властвовали две старушенции по прозванию Кислота и Щелочь. Для допуска к лабораторкам нужно было сдать коллоквиум.
Физику преподавал Страшкевич. Курс был напичкан формулами и мало кто понимал их физический смысл. Экзамены было сдать проблематично. Поэтому студенты приносили кипу юмористических журналов, которые он очень любил, и таким образом отвлекали его.
Он и сам любил пошутить. Рассказывал нам разные хохмы. Например, как студент  прочел: maximum – как тахитыт и minimum – как типитыт.
Теормеханику прекасно читал Фрадлин. Он призывал нас активнее изучать дифференциальное и интегральное исчисление, которые, как он говорил, по настоящему осмыслил только по окончании института. С ним связан такой фантастический случай. Накануне перед экзаменом ко мне заехала моя подруга, соученица Володи, Галка Костромина. Они сдавали Теормеханику раньше на один день и мы обсудили ее билет и задачу. И вот на экзамене мне достался этот же самый билет! Я ответила с блеском.
Теоретические основы электротехники (ТОЭ), базовый предмет для электриков, читался в трех семестрах профессором  Чиженко. Особенно страшно выглядела третья часть – теория поля. Позже, став к.т.н. и преподавателем КПИ, этот предмет читал Ленька – Леонид Михайлович  Гапченко.
Экзамены был мой конек. Я умела собраться и пройти основательно весь курс за дни, отпущенные для подготовки. К последнему дню материала оставалось еще много и приходилось не спать до утра. Потом спала часа два и приходила на экзамен последней. Маме говорила, что ничего не знаю и получу 2 балла. Ужасно волновалась. Но чаще сдавала на отлично. Помню чудесное ощущение свободы после экзамена и уверенность, что знаю-то я как раз много. За все время я получила на экзамене одну тройку - по политэкономии. Мне не нравился ни предмет, полный непонятного формализма, ни преподаватель.
Осталась в памяти преподаватель английского языка шведка Нина Артуровна Генни (мы думали Гений, а она нас поправила – разве можно носить фамилию «гений»!)
Из кафедры общественных наук помню Манефу Ивановну Горбунову, которая опекала меня, как комсорга группы. Были и преподаватели со странностями. Например, радиотехнику преподавал высокий и симпатичный молодой человек Кольченко. Он требовал, чтобы студент обязательно на зачет приносил свой конспект. Для того, чтобы конспекты не передавали друг другу, он надрезал каждый лист конспекта у сдающего студента. Еще был случай, который я вспоминаю со стыдом. Сдавали  Авторегулирование преподавателю Ивахненко. Он был известным ученым, только что написал монографию, и мы учились по этому, не всегда понятному, материалу. На экзамене он не обращал внимания на то, как студенты готовятся, и я добросовестно переписала из книги все, что относилось к ответу. Просматривая мои записи, Ивахненко заметил:
 - Неужели все это можно было запомнить!
И не задав ни одного вопроса, поставил мне пятерку.

Кафедрой руководил Петр Павлович Орнатский
Он относился к нам по-отечески. На лекциях иногда устраивал спортивную минутку. Когда я шла на заняти через парк КПИ, то видела его на пробежке или с тенисной ракеткой. В лекции он стремился вносить все новинки техники и особенно вычислительной, которая тогда еще не была внесена в учебные программы. Первая группа специальности СМ (счетные машины) появилась лишь через год после нашего поступления. А из преподаваелей кафедры: Нестеренко – тогда светило по измерительной технике, Свешников – общий курс измерений, ассистенты: Юлиан Михайлович Туз, Юрий Андреевич Шакола, Анатолий Петренко (на старших курсах), Рожановский, Сувид, похожий на непризнанного изобретателя.  Загадочный предмет «косинус фи» - читал Юрий Алексеевич Скрипник.
Еще были производственные практики:
• в Киеве на заводе ТочЭлектроПрибор,
• в Краснодаре на известном в Союзе заводе измерительной аппаратуры,
• преддипломная практика была индивидуальной по разным городам Союза.

На преддипломной практике
На пятом курсе зимой я, Елочка и Ольга были в Ленинграде на заводе «Вибратор». Жили в студенческом общежитии на Петроградской стороне. Тогда же в ЛЭТИ учился Алик, а в войсках, расквартированных в Ленинграде, проходил службу Натан. С ним мы иногда по утрам ходили на каток. Было холодно и сыро, но весело. Я ходила на тренировки по гимнастике. Ходили в Эрмитаж, Русский музей, театры. Кажется, тогда я видела Алису Фрейндлих в Пигмалионе. Иногда друзья Валентина (он служил военным врачом на корабле Балтийского флота)  приглашали нас в ресторан. На заводе бывала не часто и поэтому за практику получила «хорошо». По теме диплома «Автоматический компенсатор переменного тока» по собранным материалам разбиралась уже дома. На защите в заключении уверенно сказала, что этот прибор позволит заменить все приборы для измерения параматров цепей переменного тока.
Получила „5”.

В 1960 году закончилась учеба в КПИ
Получила квалификацию инженера–электрика по специальности электроизмерительная техника. В выписке к диплому значатся предметы:
Общественные: История КПСС, Политэкономия, Философия,
Общетехнические: Высшая математика, Физика, Химия, Техническое черчение, Начертательная геометрия, Теоретическая механика, Сопротивление материалов, Теоретические основы электротехники, Детали машин, Электрические материалы, Электрические измерения, Технология металлов, Английский язык, Экономика промышленности и организация производства, Техника безопасности, История техники.
Специальные: Детали точных механизмов, Электрические измерения, Промышленная электроника, Радиотехника, Электромагнитные устройства, Авторегулирование, Расчет и конструирование электроизмерительных приборов, Телеизмерения, Магнитные измерения, Измерение косинуса фи, Электронные и ионные измерения,
Всего в выписке 22 оценки «отл», 9 «хор». и одна „задовильно” - по политєкономии.

На распределении

Я, как и на экзамены, пришла последней. Среди предлагаемых рабочих мест были заводы и КБ военного назначения. Кое-кого оставили на кафедре. Получила распределение на Радио завод п/я 62. В конце концов, это было ближе всего к моему дому.

Последние каникулы
После защиты ездили на 10 дней на Карадаг. Организовал эту поездку Бонс – Володя Кутний из группы АТ-12. Я, Неда, Бонс  и его товарищ Славка Гоер, который закончил мединститут.  Жили в маленькой бухточке рядом с  «бухтой-барахтой», как вроде бы назвал это место Маяковский. Собирали сердолики в Сердоликовой. Лежали на камнях под палящим солнцем. Володя получил назначение на работу в Омск и уехал на 3 года.


2010 г. – Встреча ИУ-12. 50 лет спустя

 Перед уходом из кафе «Козацкий шлях» сфотографировались:
Олег Чигирин,
Елочка  Палий,
Нинка Яремчук,
Юра Голубев,
Галя Лосева,
Галя Изумрудова,
Сергей Еременко,
Лида Дмитренко,
Люда Максименко.
Еще были, Валя Бондаровская,
 и Ленька Гапченко.


Рецензии
Спасибо. Интересно было читать. Вспоминал свою учёбу.
Летом студенты работали в строительных отрядах. Вспоминаю целину. Строили коровник из шлакоблоков. Помню ещё большой бидон со сливками, который привезли нам к обеду. Ложку втыкали в сливки, и она не падала. Сливки намазывали ножом на хлеб. Вкуснее была разве что свежая красная икра, которую я как-то раз ел ложкой, будучи в стройотряде на Сахалине. Красную икру тоже ели, закусывая свежим хлебом.
Свежий хлеб всегда имеет восхитительный вкус.

Дмитрий Маштаков   15.03.2022 00:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.