Глупость или помешательство

Глупость или помешательство?
Мир уже более 70 лет живет в весьма спокойной обстановке, созданной Потсдамской системой, наиболее прочной в сравнении с Вестфальской, Парижской и Версальско-Вашингтонской. Можно довольно много говорить о ее неактуальности ныне и о том, что она давно себя изжила, но вопрос данной дискуссии намного более сложный, чем обычная дипломатия.
Социум извратился. Это не проповедь, даже не исповедь, но иначе сказать нельзя. Комфорт привел к искажению мышления, жизненных идеалов, моральных норм. Еще столетие назад было безумием отказаться от продолжения рода; ссылаясь в последние годы на перенаселение, люди выбирают «жизнь ради себя», бездумную и бесцельную, какой бы литературой они ни увлекались, в какие бы музеи ни ходили. В угоду «саморазвитию» и «карьере» разрушается институт семьи и брака; на смену ему не приходит иного равносильного социального образования. С избытком пищи появилась идея отказа от мяса, молочной продукции, что немыслимо в условиях голода, войны, катастроф.
В своем зачатке данные идеи не просто современны, они вдохновляют. Но стоит рассмотреть нынешнее состояние существующей философии.
1. Либерализм. Я ставлю его первым, так как именно он исходное звено, причинно-следственная связь. По своей сути есть борьба за своду, равенство и демократию как итог. Но менее образованными, более наивными молодыми людьми он воспринимается сражением за справедливость и честность, что в их представлении – анархия и хаос. Да, еще у бланкистов (Ткачев) или пропагандистов (Лавров) в середине 19 столетия в основе лежали мысли о безвластии, затем проверенные историей, что показало, - опыт неудачен, стратегию необходимо изменить. Проходит буквально полвека (1940-1990-е гг.) и люди требуют демократии. Люди, воспитанные советской мир-системой, благородные, не искушенные роскошью, самовольно разрушают построенное их предками, восстанавливаемое их детьми. Минуло лишь тридцатилетие, но молодежь вновь не знает уроков истории, ошибаясь в том же, в чем допустили ошибку их отцы.
2. Здоровый образ жизни. Отказ от запрещенных веществ, увлечение спортом, забота об организме кажутся рвением благородным. Но в современном сознании оно стало помешательством, когда обществом порицается вкусный ужин, а тренировки представляются способом, точнее, необходимостью для идеального состояния тела. В данном случае логика ясна и понятна: она исходит из представлений об обязательном награждении при долгих стараниях, даже муках. И здесь уже можно перейти к главной идеи данной статьи.
Краткое объяснение православным, о чем говорит христианство: мучения воздастся после смерти. Такая философия была удобна при эксплуатации более сильными слабых, при этом двум сторонам: эксплуататоры могли наслаждаться верой бедных, трудящихся до изнеможения, а те в свою очередь ждали с надеждой той минуты, когда их муки будут оправданы.
В корне правильная, рабочая и простая идея о «вознаграждении» со временем превратилась в соревнование, кто больше страдал, - то есть, с этого момента (примерно 11 век, когда появились первые русские святые – Борис и Глеб) люди хотят стать мучениками, не повинуясь трудностям, а создавая их, буквально живя ради этого. Таким образом, аскетизм делится на несколько видов:
1. Ради идеи. Такой тип мучеников весьма безумен, зато предан своему «делу», которое, вероятно, не всегда находит признание. Яркий представитель – Рахметов, особенный человек, отказавшийся от отдыха и вкусной пищи в угоду тяжелой борьбе против гнетущего строя, несносного состояния общества. Пускай, он лишь герой романа «Что делать» Чернышевского Н. Г., но его мотивация не просто утопична, она ясна. В данном случае мучения – необходимость. Они приносят некое удовлетворение их хозяину, так как созданы собственноручно, но это лишь побочный эффект, ведь страдания суть единственный способ достичь желаемого.
2. Стечение обстоятельств, или истинные страдания. Жизнь жестока, даже слишком, отчего многие людские судьбы могут быть наполнены трагичными явлениями, где моральная боль превалирует над физической. В этом случае субъекты не ищут страданий, те сами их находят. Представители данного типа – образ собирательный и весьма абстрактный: жертвы ужасов войны, людской жестокости, сироты и вдовы, иные несчастные, познавшие грубость мира. Они не видят исхода своих мучений и желали бы обрести покой, весьма стандартный, но приятный. В силу собственной слабости перед жизненными испытаниями этот тип больше всех подвержен трагичному исходу без возможности найти успокоение. Именно они заслуживают награды в первородном ее значении – вечный покой, как нескончаемый сон, окутываемый теплым молоком небытия.
3. Стиль мышления. Проще говоря, страдания ради страданий, когда мученичество это идея, имеющая в своей основе не благородные цели, как в первом варианте, а жертвенность. В таком случае счастливая, беспечная жизнь уже не представляется достойной. Скорее, наоборот – именно чувство усталости, истощения, уныния дает данным «мученикам» возможность чувствовать себя если не совершенными, то близкими к идеалу (сущность которого – чистая боль, пронизывающая насквозь весь разум и тело). Представители данного типа постоянно говорят о своих «достижениях», сомнительных, глупых при любом рассмотрении: как много они работали, сколь мало спали, чем их сознание отягощено на сей раз.
И делается это ради сочувствия, восхищения в глазах других, которое приводит к успокоению и удовлетворению собственного самолюбия, пускай и на короткий момент. Проблем у данного мученичества много.
• Во-первых, акцент идет не на качество работы, а на количество и сам факт существования. Экстенсивный путь выбирался в России долгие годы для ведения сельского хозяйства, что в силу огромного пространства имело место, но все же изжило себя под конец 19 века. Поля при плохой обработке «болели» и не могли более приносить хороший урожай, как и не может человеческое тело без отдыха производить по-настоящему полезный продукт. Именно поэтому деятельность данных мучеников бесполезна на 70 процентов от приложенных усилий.
• Во-вторых, у этой идеологии нет прямого воплощения, а значит и конца. Как уже указывалось выше, в основе лежит жертвенность, а цели – побочный продукт. Из-за этого единственный вариант обрести покой – пересмотреть свои способы достижения задуманного и суть собственного существования. Жизнь в вечном унынии, усталости и голоде – вот итог, который, к слову, не вознаграждается, а потому пуст и глуп.
Стоит разобраться в природе таких мучеников, коих весьма много на данный момент. После краха советской мир-системы общество потребления перестало быть характерным явлением какой-то определенной страны, превратившись в основной тип социума. Его идея «Работай ради достижения своих желаний» выглядит довольно качественным продуктом для всестороннего развития отдельных индивидов и мира в целом, но в фундаменте этой философии лежит эгоистичное начало, отчего любое действие имеет своей целью материальный заработок. Когда работа совершается не на общественное, а на личное благо, полезность равна нулю. Вследствие этого саморазвитие, самообразование и труд без сна (изначально, верно, похвальные явления) превращаются в сомнительный образ жизни, мотивация которого, как было сказано ранее – заработок.
Схема простая и рабочая, как и суть христианства: работа в будущем принесет тебе покой в виде возможности потреблять насколько это возможно много. Из-за схожести с религиозными убеждениями тяга к жертвенности была принесена и сюда; но если православие скептиками и атеистами либо опровергается, либо подвергается сомнению, то капиталистические устои принимаются молодым поколением, как панацея от бедности (низшей точки в существующем обществе). Но бедность не порок, а вот нищета, нищета сознания и души – определенно.
Она проявляется в самой идеи этой схемы: сейчас страдания, голод и слезы, а потом наслаждение, красота и покой. Главный изъян – будущее не настанет никогда, являясь вечным настоящим, холодным и сонным. Сейчас я откажу себе в шоколаде, ведь потом буду наслаждаться красотой тела; сейчас я пожертвую сном и отдыхом, ведь потом найду покой и успокоение; сейчас я несчастен и опустошен, ведь потом обрету истинное счастье. Таким образом, можно сделать несколько выводов:
; Комфорт извратил людское сознание, образовав из основного принципа жертвенности несколько подвидов страданий.
; Мученичество для определенных субъектов суть способ существования и ублажения гордыни.
; Страдания ради страданий контрпродуктивны для социума, имея в своей основе эгоистичные порывы.
; У общества потребления и атеистичного капитализма свои храмы и божества, фундамент которых – деньги.
; Мученичество, берущее свое начало из потребности быть жертвой, имеет все основания привести своего идеолога к вечным страданиям, не имеющим конца.
; Отрицание и даже порицание здоровых, молодых, влюбленных, сытых, отдохнувших, спокойных и счастливых людей – основа этого течения.
; Потом не настанет никогда.


Рецензии