Проблемы доказательств бытия Божиего в философии и
Эссе по философии
на тему
«Проблемы доказательств
бытия Божиего
в философии и теологии»
Санкт-Петербург 2018
Доказывать бытие Божие посредством рассуждений и доводов – удел западного мышления. В восточной традиции мы имеем слова св. Иоанна Дамаскина, «что действительно Бог существует, нет сомнения ни у принимающих святые Писания: то есть Ветхий и Новый Завет ни у большей части эллинов. Ибо, как мы говорили, знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человеческого настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет, показывая безумие которых истолкователь Божественных слов Давид говорил: рече безумен в сердце своем: несть Бог, (Пс. 13,1) то поэтому ученики Господа и апостолы, будучи умудрены Всесвятым Духом и творя Его силой и благодатью Божественные знамения, уловляя их сетью чудес, вывели из пропасти неведения вверх – к свету Богопознания. (Точное изложение православной веры)».
Ансельм Кентерберийский разворачивает это рассуждение. Получившее название «Онтологического аргумента» следующим образом: «Бытие Бога для Ансельма есть предельное совершенство, дарованное судьбой человеческому мышлению. И в силу такого дара мышление должно соответствовать, т.е. отвечать, отзываться на бытие Бога как предельное совершенство».
Даже поврежденное мышление, «безумное», отрицая бытие Божие, должно первоначально принимать таковое. Безумие заключается в том, что безумец отрицает Бога. Но для того, чтобы отрицать нечто, нужно первоначально принять его бытие.
Таким же образом атеизм, претендуя на статус научной дисциплины, базируется на отрицании. А для отрицания необходимо присутствие в бытии того, что мы отрицаем. Даже обыденное сознание любого студента, который сталкивался с этими вопросами, отмечает превосходство бытийственности отрицаемого над отрицанием.
«Мое религиозное воспитание началось с того, что мне сообщили, что Бога нет. Я немного удивился глупости взрослых: зачем говорить о том, чего нет, когда вокруг столько таинственного и интересного, что есть. Но в школе и дома меня так настойчиво убеждали в этом, что я поневоле задумался: «Что же это такое – Бог?». Мой отец, преподававший в школе анатомию, химию и естествознание, с гордостью говорил о себе: «Я атеист». Однажды я спросил его: «Что значит атеист?» – и из его объяснений понял только, что это человек, не верящий в то, чего нет….
«В НИИ, где я работал после института, часто устраивали антирелигиозные диспуты с принудительным посещением. Однажды, незадолго до окончания рабочего дня, когда сотрудники слонялись без дела, посматривая на часы в предвкушении спасительного звонка, чтобы бегом броситься к выходу, в отдел зашел секретарь парт-ячейки и строго объявил: «Сегодня в 5 часов в кинозале будет прочитана лекция на тему «Есть ли Бог?». Один из инженеров не выдержал и, подняв глаза к небу, проникновенно, как молитву, произнес: «Господи! Ну скажи ты им, наконец, что Бога нет».
Именно это простодушное свидетельство из недавнего прошлого говорит о том, что было известно первым христианам.
«О свидетельство души, по природе христианки! И, произнося это, она взором своим обращается не к Капитолию, а к небу. Она, конечно, знает жилище Бога живого: от Него и оттуда она снизошла.»
Для православной традиции вера в Бога предшествует знанию и не нуждается в доказательствах ума, который является лишь несовершенным инструментом познания.
Вот краткий обзор имеющихся способов
1. Космологическое доказательство. Причинность сущего. Об этом говорили Аристотель и Лейбниц, современные ученые Планк и Джинс категорически отрицают возможность самопричинности мира.
2. Телеологическое доказательство. Объяснение разумного сущего. Наличие физических и иных законов, которым подчиняется весь материальный мир.
3. Онтологическое доказательство Внутренний опыт, который мы рассмотрели на примере Ансельма.
4. Нравственное доказательство. Практическое – как результат положительного влияния религиозности на человека. Теоретическое же двух видом. Первый – как необходимое наличие источника нравственного закона, второе то. Что Бог может служить единственным условием гармонии между добродетелью и блаженством. Их называют докантианским и кантианским.
5. Д.К. Богатырев. Мышление и откровение.
Список литературы:
1. Квинт Септимий ФлоренсТертуллиан «Апологетик».
2. Слава Курилов «Один в океане: история побега».
3. Преподобный Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры».
4. Д. Богатырев
Свидетельство о публикации №221030800040
Гагарин: Ну... коммунизма я тоже не видел. Но он же есть!
А теперь о серьезном.
Моя невеста рассказала о своей бабушке. Сидония (так ее звали) была истово верующей бретонкой. В свои 80+ она ходила на службу , на пасекуи на рыбалку (на Ламанш). Один раз, поневоле, она замешкалась. Короче говоря, вдруг некий внутренний голос сказал ей: "Ты можешь удить здесь. Если клёв будет, значит Бог есть!"
Сидония, вроде, и не сомневалась в этом - да и к чему было ей "испытывать Господа"? К тому же, будучи профессиональной рыбачкой со стажем, она знала все рыбные места вокруг Сен-Мишель, и та речка, на к-рую указал "внутренний голос" к ним ни на минуту не относилась...
Не прошло и получала, как Сидония выловила 6-кг форель - такого не бывало и в лучшие деньки на Ламанше! Однако Сидония положила чудо-форель в свой туес и сразу удалилась: она поймала ТО, что хотела поймать!..
Локсий Ганглери 20.08.2022 18:09 Заявить о нарушении
Рекомендую, кстати, фильм "Le Havre" великого Аки Каурисмяки (если Вы не смотрели). Типа главный фильм региона.
Из Бретани родом была прабабка моей невесты. Ее образ жизни оставался неизменен даже когда ей было за 80: дом и сад, служба, рыбалка! О ней я знаю занимательную историю: напишите мне - если не рассказывал, расскажу!
С наилучшими пожеланиями! Приветы Вашим (кого я знаю)
Локсий Ганглери 08.10.2023 15:51 Заявить о нарушении
Спасибо большое, обязательно всем передам))
Эмилия Ка 10.10.2023 23:39 Заявить о нарушении
Но вот, однажды, что-то пошло не так. Она уже не успевала на свое обычное место. Единственной точкой оставалась речушка неподалеку от дома.
Впрочем, это - в теории: там никто никогда не ловил даже мелочь, там даже берегов толковых не было!..
И вот, у нашей старушки возникла мысль или чувство: если хотя бы что-нибудь поймаю, значит Бог есть. (должен оговориться: "мысль... чувство" - это условность, да и в существовании Бога наша Сидони не сомневалась... однако она как бы ждала, что Господь покажет свое присутствие - всем нам это требуется, этого хочется!..) Однако все это - корявые домыслы, ведь доказательство бытия Божия есть не геометрическое доказательство: оно существует лишь между человеком и Богом (а мне эта история известна даже не по рассказу, а по пересказу).
Локсий Ганглери 11.10.2023 13:41 Заявить о нарушении
...Финал этой истории приоткрывает завесу над мотивацией Сидонии: она сразу уложила рыбину в вёдрышко и направилась домой. Согласитесь, что ни один рыбак не поступил бы так - буде он просто рыбак!..
Локсий Ганглери 11.10.2023 17:21 Заявить о нарушении