Освоение земель Перми Великой в XVI веке
Основная роль в колонизации северо-восточных земель принадлежит семье Строгановых, выходцев из поморских мужиков. Четыре первых представителя Строгановской фамилии Спиридон, Кузьма, Лука и Федор создали могущественную империю, путем жестокой эксплуатации крестьянского населения и местных народов, населяющих эти земли с глубокой древности. Их дело продолжили дети и внуки, некоторые из которых занимали высокие посты в государстве. Местное народности выступали против произвола новых хозяев края путем вооруженной борьбы, происходили нападения на городки, слободки, приводившие к трагическим последствиям.
Задолго до освоения русскими уральских земель, здесь проживали финно-угорские народности: коми-пермяки, ханты, манси (вогуличи), башкиры, удмурты, татары. Некоторые из них подчинялись Золотой Орде, а после ее распада входили в Сибирское царство. В период перехода к феодальному строю местные народности имели связи с другими народами и особенно с русскими княжествами. Проникновение русских людей на уральские земли началось не позже XI века, это были новгородские укшуйники, совершавшие эпизодические набеги для сбора дани с местных племен. При Иване Грозном движение русских первопроходцев стало более интенсивным, они устанавливали мирные отношения с местным населением, взаимно обогащая друг друга. Высокая степень земледельческой культуры и быт русского народа оказывали прогрессивное влияние на развитие местных народностей. Русское население в свою очередь заимствовало у местных народов некоторые приемы ведения охоты и рыбной ловли. Приток русского населения значительно возрос в XVI веке с завоеванием Казанского ханства в 1552 году, а после похода Ермака начинается более интенсивная крестьянская колонизация Предуралья и Сибирских земель.
Русское государство старалось присвоить эти территории, использовать богатства этого края – пушнину, соль, железные руды, но из-за его удаленности, нехватки сил, а также внутренней смуты, особенно при царе Иване Грозном, этот процесс шел очень медленно.
С установлением Чердынского наместничества в 1505 году московское правительство получило далеко выдвинутый на восток оплот колониальной экспансии. Но до ликвидации Казанского ханства и особенно до организации пермских вотчин Строгановых, Чердынь не могла быть надежной опорой от агрессии сибирских татар. Разгром Казанского царства резко изменил соотношение сил в пользу русского государства. Немирные племена ханты и манси теперь ищут подданства и защиты у новых хозяев края, то отвечают им на их угнетение набегами на городки и слободки, в которых проживало русское население. Силы московского правительства, для того, чтобы присоединить эти огромные территории, были еще слабы. Но и Сибирское царство татар переживало упадок своей государственности. В 1555 году сибирский князь Едигер, чувствуя непрочность власти хана Кучума, ищет поддержки у далекой Москвы, шлет послов, обязывается платить дань. Но его расчет на помощь Ивана Грозного в борьбе с его соперником ханом Кучумом не оправдался.
Чтобы ускорить освоение далеких земель Перми Великой, Иван Грозный в 1558 году жалует Строгановым огромные территории с целью организации пермских вотчин для освоения территорий, лежащих между Чердынью и Соликамском, Казанью и соприкасающихся в верховьях Яйвы, Чусовой и ее притоков, а также Сылвы с землями, подвластными Сибирскому царству. Это было совпадением личных интересов Строгановых с государственным интересом устройства системы вооруженных Строгановских городков для охраны восточных рубежей Русского государства и создания базы для будущего наступления на Сибирь.
Организация внутренней жизни Пермских вотчин
В Сольвычегодском крае в XVI - XVII веках, откуда происходили Строгановы, шел процесс имущественного расслоения, одним из результатов которого было появление «вольных гулящих людей», «ярыжек», «казаков», «половников», нанимавшимся к местным «прожиточным» мужикам и вотчинникам. Все они, за исключением половников, ходили по Руси в поисках работы. Находили они ее на речном транспорте Двины, Волги, Камы, в монастырских хозяйствах, в которых надолго оседали на постоянное местожительство, быстро теряли свою волю, беря под «кабалу» неподъемную ссуду и этим закабаляли себя.
Крестьяне, выброшенные из своих хозяйств и лишенные права собственности на свои земельные участки, как правило, оставались работать на них в качестве половников. Половничество сохраняло иллюзию обычной крестьянской жизни. Половник получал от владельца двор, землю и самостоятельно вел хозяйство, но часть выработанного продукта – половина или треть, отдавал владельцу земли. Кроме того, половник имел целый ряд повинностей перед своим хозяином, таким образом, он находился в еще худшем положении, чем крестьянин. Половниками становились крестьяне в результате различных катастроф в своем хозяйстве, в силу собственных просчетов, неурожаев, а также из-за насильственных действий Строгановых. Почти единственным выходом для половников, не мирившихся с эксплуатацией, были побеги. Все беглые половники забирали с собой скот и разное хозяйственное имущество. Они, в основном, бежали в Сибирь, где могли на свободных землях вести свое хозяйство, не боясь быть пойманными. Здесь всегда можно было найти работу и пропитание, либо пойти в пешие стрельцы или стать казаком в любом из сибирских острогов.
Когда Строгановы в середине XVI века получили от государя обширные пермские вотчины, они говорили, что «леса здесь темные и заломные, и места топкие, и грязи и болота большие, казне дохода не приносят», и что «места дикие и лешие». Они были правы только в том, что здесь еще не было русского населения. Но они прекрасно знали, что здесь живут «вогуличи и татаровья». Но позже сами признают, что «вогуличи живут блиско их слободок, а место здесь лешее, а людем их и крестьянам из острогов выходу не дают, а пашни пахати, и дров сечи не дают же. И приходят – деи к ним невеликие люди украдом, лошадей, коровы отганивают и людей побивают, и промысел – деи в их слободках отняли и соли варити не дают». Таким образом, «пустые места» наносили немало убытков Строгановым и их крестьянам. Вотчинники, чтобы обеспечить охрану своих новых земель, должны были иметь вооруженные гарнизоны, расположенные в городках и слободках и, по мере необходимости, совершать карательные вылазки, а также привлекать на свою сторону местные «народцы» и их князьков.
Колонизируя приуральские земли, Строгановы заботились о развитии здесь сельского хозяйства. Вновь прибывающие сюда крестьяне получали наделы земли, а также 20 летнюю отсрочку от налогов, что привлекало значительное количество переселенцев, в основном из поморских земель и Сольвычегодска. И, действительно, в «записных книгах» можно видеть, как строгановские пермские вотчины заполняются крестьянами. Так в строгановских вотчинах Перми Великой по данным писцовых книг в 1579 году насчитывалось поселенных 352 двора, в 1632 году – 1032 двора, в 1647 году – 1602 двора и в 1678 году уже 2855 дворов. Новопоселенцы, очутившись в краю вековечных, дремучих лесов, между которыми кое-где были улусы манси, ханты и татар, основательно взялись за налаживания своей жизни, развития своего хозяйства. Они стали «труды трудом прилагати, лес сещи, сеянния ради хлебного, подсаду огнем пополять».
Строгановы эксплуатируют манси и татар, подчиняют себе звероловов, привлекают к себе местных жителей на службу. Они по – прежнему занимаются односторонним выгодным для себя обменом «шкур лосиных, куниц добрых, соболей, бобров». Постоянный обман манси и татар вызывает глухое недовольство не только у них, но также и среди русского населения. Побеги крестьян начинаются сразу после окончания 20 летней отстрочки на налоги. Бежавшие в Сибирь крестьяне пользовались «новой дорогой», она могла проходить от Чусовских городков через Калинскую слободку, Усть–Койву, а также Кусьинскую и Бисерскую слободки, расположенные на реке Койва, притоке реки Чусовой и минуя таможню в Верхотурье. Этой «новой дорогой» пользовались только Строгановы, они построили ее нелегально, используя вогульские тропы. Этим они обошли правительственное распоряжение о том, что «из Сибири и в Сибирь многим дорогам быть непристойно».
После приобретения пермских вотчин в крае значительно увеличился приток русского населения, среди которого были сезонные рабочие по строительству судов для перевозки соли по рекам Камы и Волги, судовых ярыжек, грузчиков, дровосеков. Коренные народы Прикамья легко становились жертвами строгановской эксплуатации, попадая в кабалу. С народами Предуралья Строгановы не считались, как не считались и с их правом на собственность земли. Они сгоняли жителей с насиженных мест и отгоняли их дальше на неудобные места.
В хозяйстве Строгановых была группа полных холопов (дворовых), из которых подбирали помощников, управителей, доверенных приказчиков. Такие холопы считались крепостной интеллигенцией.
После приобретения пермских вотчин Строгановы стали деятельно осваивать их. Так Аника Федорович Строганов увеличил пушную торговлю с местными племенами, и вел торговлю теперь не только в Соли Вычегодской, но и в своих пермских вотчинах. Склады мехов находились во всех городках и вновь построенных острожках и слободках. Торговля приносила огромные прибыли от обмена дорогих мехов на муку, бусы, безделушки, спирт и примитивные железные орудия и носила хищнический характер с насилием над местным населением. Вооруженные отряды сборщиков пушнины под угрозой производили этот неравноценный обмен «закамского серебра». Применяемый Аникой Федоровичем «метод кнута и пряника» в колониальной торговле, применяли также его сыновья и внуки. «Закамское серебро» имело очень большой спрос среди знатных людей государства и вельмож.
Когда Иван Грозный имел надобность в получении партии особо ценных шкурок соболей, он обращался к Строгановым. Сохранилась переписка царя со Строгановыми. В грамоте Ивана Грозного написано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси к Якову Аникиеву сыну Строганову. Как к тебе наша грамота придет, и ты б купил на нас соболей сорок по осми рублев и по девяти рублев … Да и дорогих соболей одинцов купил сколько добудешь. Да и скупив те соболи и одинцы прислал бы еси к нам часа на борзе…» Писан в Слободе лете 1573 г. (7082) году декабря в 12 дня».
Обострение борьбы с Сибирским царством
Очередной дворцовый переворот в 1563 году в столице Искере привел к трагической гибели Едигера, зарезанного Кучумом. Кучум, придя к власти, показал себя деспотичным тираном и угнетателем покоренных им отсталых сибирских народов. Он до поры до времени был согласен даже платить дань. Но покорность Кучума была обманчивой и с 1571 года он прекращает свою дипломатическую игру в повиновение далекому московскому правителю Ивану Грозному.
В 1571-73 годах продолжились нападения отрядов вогуличей и ханты, перешедших Уральский хребет и которые «нечаянно подошед под Чусовой Строгановых городок и оттоль, учиня нападение, выжег и разорил и убийство учинил… и получа в добычу несколько мужска пола людей, назад было побег». В Чусовских городках в это время были Яков и Григорий Строгановы, которые собрав ратных людей и пашенных крестьян и вооружив их оружием, вышли в погоню. Они настигли вогульского князька Белегбия Ахтакова и в бою разбили его отряд, взяв обратно пленных и украденную добычу. Белегбий с остатками своего отряда ушел обратно к себе в Пелым.
В 1573 году хан Кучум начал свое организованное нападение на пермские вотчины Строгановых. Он послал своего родственника Маметкула со «своими мурзами и уланами ратью на Чусовую реку дороги проведывать куды бы им идти в Яковлевы и Григорьевы городки в Пермь Великую».
Маметкул перебил хантов (остяков), плативших дань Москве, перехватил и убил посла Ивана Грозного Третьяка Чебукова. Строгановы засели в Нижнем Чусовском городке, собрали вооруженных людей и стали поджидать подхода Маметкула. Но Маметкул выяснив, что силы, собранные в городке велики и не доходя пять километров, повернул обратно. Строгановы не решились его преследовать и лишь после его отхода направили карательный отряд вверх по Чусовой для погрома тех поселений хантов и манси (вогуличей), которые присоединились к Маметкулу. Строгановы жестоко покарали эти племена, сожгли ряд селений, перебили бунтовщиков, а женщин и детей «в полон поимали».
Грозные события военных набегов татар, хантов и манси в 1572-73 годах, инспирированных ханом Кучумом, нарушили нормальное развитие пермских вотчин Строгановых, и московское правительство сделало из этого выводы. В царской грамоте 1572 года, августа 6 дня на имя Якова и Григория Строгановых московское правительство пошло на широкую поддержку приуральских вотчинников, дав им право иметь свою армию из «охочих казаков, сколько приберется, с своими строгановскими головами и атаманами». Кроме того, царское правительство передало Строгановым военный план, которого следовало придерживаться. Можно предположить, что именно царское разрешение, изложенное в грамоте 1572 года о праве Строгановых иметь вотчинную армию со своими атаманами и ляжет несколько позднее в основу формирования дружины Ермака.
Нельзя полагать, что поход Ермака в Сибирь была единоличная инициатива Строгановых или никем не руководимых казаков во главе с Ермаком. А если Строгановы и проявили инициативу в деле непосредственной отправки дружины Ермака в Сибирь, то этот шаг соответствовал духу и смыслу общих указаний и инструкций московского правительства. Сами Строгановы не могли самостоятельно сформировать полноценную дружину ввиду малого количества мужского населения на территории пермских вотчин. Таким образом, в сложившейся обстановке, вполне вероятно, что Строгановы могли пригласить дружину Ермака, ведущую вольную жизнь на волжских просторах. Семен, Максим и Никита Строгановы посылают грамоту на Волгу Ермаку от 6 апреля 1579 года с приглашением его с дружиной на строгановскую службу. У Строгановых было царское разрешение иметь вотчинную армию и, стало быть, они обладали правом приглашения к себе на службу вооруженных казаков. Подтверждением этого приглашения служит «Опальная» царская грамота 1582 года ноября 16 дня, которая определенно говорит, о «призвании» Строгановыми Ермака: «а волжских атаманов к себе призвав, воров наняли в свои остроги без нашего указу». (См. А. А. Дмитриев «Пермская старина», вып. 4, стр. 61-62 1894 г.).
Интересно происхождение атамана Ермака. Существует много версий на этот счет. Нельзя сбросить со счетов исследование пермского историка А. А. Дмитриева. В 1894 году он доказал, что «Некоторая Сибирская история», из которой И. Л. Черепанов (Черепановская летопись) берет рассказ о происхождении Ермака, действительно существует и отыскал этот текст: им оказалось «Сказание Сибирской земли». (А. А. Дмитриев, Пермская старина, выпуск 5, стр. 209-211).
По - новому поставил вопрос о достоверности Черепановской летописи известный знаток источниковедения А. И. Андреев. Он изучил все известные списки Черепановской летописи, нашел новый и основной список, оставшийся до сих пор неисследованным, и пришел к важному выводу о бесспорной достоверности сообщений И. А. Черепанова о его летописи: «он передает свой источник безусловно точно, и случаев искажения или произвольного толкования установить не удалось. Это весьма важное обстоятельство позволяет с большим доверием относиться к тем известиям Черепанова, источник которого пока не найден. При бедности наших сведений о Сибири первой половины XVIII века именно в этой части, летопись Черепанова представляет до сих пор несомненную ценность и бесспорно заслуживает внимания историка». (А. И. Андреев, Черепановская летопись, «Исторические записки, том 13, 1942 г. стр. 322).
Летопись Черепанова ценна для нас сохранением частей подлинных и важных рукописей XVII века, которые до нас не дошли. К числу таких частей относятся: «Описание о народах Сибири» С. Ремезова, «Сказания татарские» и, наконец, «Сказание о происхождении Ермака от суздальского посадского человека».
Рукопись «Сказание Сибирской земли» была найдена А. А. Дмитрием в рукописном сборнике XVIII века, но текст сказания написан в XVII веке. Такую датировку позволяет сделать следующая фраза текста «Сказания Сибирской земли»: «и доиде (Ермак) до реки Вагая, вверх дошел до урочища иде же ныне поставлен Абатский острог».
Абатский острог на Вагае построен в 1633 году; таким образом, текст сказания составлен в близкие к этой дате годы. Отсюда следует, что «Сказание Сибирской земли» является памятником того же времени, когда были составлены основные тексты Строгановской и Есиповской летописей, т. е. не позже середины XVII века. Эта датировка подтверждается и тем обстоятельством, что автор видел и общался со старожилами того времени.
Вполне вероятно, что найденная А. А. Дмитриевым в 1893-1894 годах в одной из деревень Соликамского уезда рукопись «Сказания» и есть та «Некая Сибирская история», откуда И. Л. Черепанов взял текст о происхождении Ермака. Все это заставляет признать, что ранее пренебрежительное отношение историков к летописи Черепанова, в которой есть «Сказание о происхождении Ермака от суздальского человека», не является обоснованным и, можно думать, что этот памятник, возникший в 30 – 40 годы XVII века, имеет такую же силу достоверности, как Строгановская и Есиповская летописи.
Происхождение Ермака
Текст «Сказания Сибирской земли» дает следующие данные о личности Ермака: «О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его. Дед его был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел во Владимир. Именем его звали Афонасий Григорьевич сын Аленин, и тут воспитал двух сыновей Родиона и Тимофея, и кормился извозом и был в найму подводах у разбойников. На Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а оттуда беже с женой и с детьми в Юрьевец Повольский, умре, а дети его Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую и вотчины Строгановы, ему породи детей: у Родиона два сына - Дмитрий, да Лука. У Тимофея дети Гаврило, да Фрол, да Василий. И оный Василий был силен и велеречив и остр. Ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге и от той работы принял смелость и прибрав себе дружину малую, пошел от работы в разбой и от них звался атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожный артельный каган, а волоским (вологодским- Авт.) – жерновой мельнец рушной. А как службу показал – о том показано в сей истории выше сего». (см. А. А. Дмитриев, Пермская старина, вып. 5, стр. 220).
Нет ничего невероятного, в том, что Василий Тимофеев, сын Аленин, побывал в работных людях на службе у Строгановых, бежал на Волгу, стал здесь казаковать и сменил свое имя Василий на прозвище Ермак. Такие замены имен прозвищами известны во множестве по «деловым» на строгановских людей.
В биографии Ермака Тимофеевича, дошедшего до нас в редакции первой половины XVIII века в «Сказании Сибирской земли», нет ничего легендарного и необычного. Любопытно и важно указание на то, что Ермак Тимофеевич – старый знакомец Строгановых, бывший когда-то у них на службе в качестве вольного гулящего человека. Зная строгановское умение использовать нужных им людей, вероятен факт обращения Строгановых к Ермаку, ставшему атаманом казачьей дружины на Волге. Фамилия Аленины до сих пор встречается в Пермском крае и можно предположить, что она, может быть, связана с именем легендарного Ермака Тимофеевича.
Интенсивно развивавшееся в 70-х годах XVI века освоение бассейна реки Чусовой и ее притоков вовлекло Строгановых в постоянные многочисленные конфликты с жившими здесь вогулами и татарами. Известны только наиболее острые и затяжные боевые столкновения Строгановых в 1572-1573 и 1580-1581 годах. Необходимость иметь в своих пермских вотчинах дружину Ермака была подтверждена бурными событиями 1580 года, когда на владения вотчинников вновь обрушились набегом зауральский мурза Белегбий и в 1581 году 1 сентября князь манси (вогуличей) Кихек. Белегбий был послан сибирским ханом Кучумом. Он, согласно летописи, собрал «немалое» число воинов в количестве 680 человек, перешел «Югорский хребет» и «нечаянно подошел под Чусовской Строгановых городок и оттоль, учиня нападение на Сылвенский острожек и прочие села и деревни многия, выжег и разорил и убийство людям и грабежи учинил». Отряд Белегбия разбивают, а его берут в плен, но Строгановы отпускают его, взяв с него обязательство перейти в подданство Москвы и более не нападать на пермские вотчины. Нападение Белегбия Ахтакова на строгановские чусовские вотчины ускорило отправку сибирской экспедиции Ермака, несмотря на осеннее время – 1 сентября 1581 года.
И в тот же день пелымский князь Кихек с войском в 700 человек произвел вторжение в Пермь Великую, на Чердынь. Это был сильный удар по владениям Строгановых в XVI веке. Ему не удалось взять Чердынь благодаря хорошей обороне, которую организовали чердынские воеводы И. М. Елецкий и В. Перепелицын, но он сильно опустошил ее окрестности. По пути следования мансийских отрядов, к ним присоединялись недавно покоренные манси, ханты и татары, которые восстали против жестокой эксплуатации чердынских воевод и вотчинников Строгановых. Кихек также сжег Соликамск и разорил его посад, учинив страшный погром, от которого погибло много посадских людей.
После разгрома Соликамска Кихек направился в прикамские вотчины Никиты Григорьевича Строганова, но ему не удалось взять основных крепостей, он разорил и сжег окрестные деревни и села. А хорошо укрепленные Чусовской городок, Яйвинский и Сылвенский острожки не только устояли, но и вылазки их гарнизонов нанесли Кихеку весьма основательное поражение. Решающее сражение произошло в районе Нижнего Чусовского городка. Оно продолжалось целый день. Строгановское ополчение было значительно меньше войска Кихека, но оно «храбро стояло в бою с вогуличами, весь день шло жестокое сражение, множество с неприятельской стороны было убито и ранено. И, наконец, неприятель был разбит, а сами враги во множестве были взяты в плен». Кихек с остатками своих людей бежал. Об этом позже сообщал управляющий графа А. С. Строганова во второй половине XVIII века П. С. Икосов. Нападение Вогульского князя Кихека стало неожиданностью для чердынских воевод и Строгановых.
Походы Кихека (осень 1581 года) нанесли большой ущерб строгановским владениям: особенно пострадали Чусовские и Сылвенские вотчины. О размерах этого ущерба говорит челобитная Семена и Максима Строгановых, сохранившаяся в изложении царской грамоты 1581 года, декабря 20 дня. Строгановы доносили правительству:
«Ныне – Деи, девять десятого году о Семене дни приходил пелымский князь с ратью, а с ним людей 700 человек, и их-де слободки на Койве, и на Обве, и на Яйве, и на Чусовой, и на Сылве деревни все повыжгли и людей и крестьян побили, Жон и детей в полон поимали, и лошади и животину отогнали. А те -деи слободки их стоят на Украйне. А вогуличи живут блиско их слободок, а место там лешее, а людем их и крестьянам из острогов выходу не дадут, и пашни пахати, и дров сечи не дают же. И приходят –деи к ним невеликие люди украдом, лошади и коровы отганивают, и промысел –деи у них в слободках отняли и соль варити не дадут».
Таким было непростое положение в пермских вотчинах Строгановых перед походом дружины Ермака в Сибирь. Пришло время более решительных действий против Сибирского царства, возглавляемого ханом Кучумом, который не хотел расставаться с ускользающими от него богатыми землями. Поход Ермака, продолжающийся несколько лет и завершившийся гибелью его в водах Иртыша в 1584 году, положил начало завоевания Сибири. Наступило время великого движения русского народа на восток, которое привело к освоению огромных пространств Сибири с последующим выходом к берегам Тихого океана.
Пояснения к тексту
1 А. А. Дмитриев – (1854- 1902 г. г.) род. в Соликамском уезде Пермской губернии. В 1876 году окончил Казанский университет. С 1882 года по 1902 год опубликовал более 140 научных работ по истории Пермского края. Главный его труд «Пермская старина» 8 томов.
2 А. А. Введенский – (1891- 1965 г. г.) Советский историк, доктор исторических наук, профессор. Родился в семье земского фельдшера. В 1912 году окончил Пермскую классическую гимназию, в 1920 году - факультет общественных наук Петроградского университета. Подробно исследовал историю освоения Урала и деятельность Строгановых.
3 А. И. Андреев – (1887-1959 г. г.) Российский и советский историк, С-Петербург.
4 П. С. Икосов (Середина – вторая половина XVIII века). Служитель, затем управляющий в вотчине графа А. С. Строганова.
5 Кучум – Сибирский хан (царь), потомок Чингис - хана из династии Шибанидов. Внук Ибаса – хана Тюмени и Большой Орды. Родился предположительно в 1510 -1520 г. Погиб в 1601 году.
6 «Черепановская летопись». Под названием «Летопись Сибирская» сочинена представителем семейства тобольских ямщиков Черепановых – Иваном Леонтьевичем Черепановым (1724-1795 г. г.). Представляет собой 2-х томную рукопись в 700 листов. Создана в 1760 году, но пополнялась до 1790-х годов. Круг тем, собранных в летописи, примерно совпадает с тематикой ученых описаний XVIII века.
7 «Строгановская летопись»: «о взятии Сибирской земли». Летопись повествует о покорении казаками Ермака Тимофеевича Сибири. Летопись называется Строгановской, т. к. ее текст был найден в первой половине XVII века в Сольвычегодской вотчине Строгановых.
Ветвь рода Строгановых, покорявших Сибирь.
Аникей (1497 – 1569 г. г.) Занимался соляным промыслом.
Григорий (1581 - ) Иван Грозный пожаловал ему землю в Пермском
крае.
Семен (1540 – 1586 г. г.) Купец, промышленник. Убит посадскими людьми в Сольвычегодске.
Максим (1557 – 1624 г. г.) Купец. Осваивал Урал и Сибирь.
Никита (1559 – 1616 г. г.) Купец. Осваивал Урал и Сибирь.
А. А. Введенский считает, что «Строгановская Летопись» была составлена в 30 – 40-е годы XVII века. В тексте использованы материалы вотчинного архива Строгановых, переписка с дружиной Ермака.
Используемая литература:
1. А. А. Введенский «Торговый дом Строгановых в XVI - XVII веках», 1962 г.
2. А. А. Дмитриев «Пермская старина», выпуск 4, 5. 1894 г.
3. «Из истории Урала» Издатель – Государственный архив Свердловской области 1971 г.
Свидетельство о публикации №221030800542