Ода тернистому пути познания

Евгений Водолазкин «ЛАВР»
Режиссер Борис Павлович.
Шеф-драматург - Элина Петрова.
Художник-постановщик Ольга Павлович.
Композитор - Роман Столяр.
Хормейстер - Анна Вишнякова.
Художник по свету - Стас Свистунович.
В спектакле заняты:
Заслуженная артистка России Елена Ложкина, Дарина Одинцова, Татьяна Тузова,
Ася Ширшина, Роман Агеев, Александр Безруков, Максим Зауторов,
Александр Кошкидько, Владислав Майоров, Аким Ноландер, Павел Соломоник,
Евгений Тележкин.
Театр «На Литейном», Санкт-Петербург. Премьера спектакля -24 мая 2019.
В спектакле «ЛАВР» Борис Павлович предлагает нам сценическое воплощение истории средневекового врача Арсения запечатлённая в одноименном романе Евгения Водолозкина. В нём нам представляется сценическая интерпретация образа полу - мифического персонажа неисторического романа, которую Павлович превращает в плоскость практического познания философии науки. В ней образ средневекового врача-знахаря Арсения иллюстрирует нам фундаментальные основы этого направления философской мысли. В своём замысле автор- создатель портрета этого неисторического персонажа хотел донести людей нашего времени образ народного целителя, одного из многих пытавшихся лечить людей на просторах средневековой Руси, в чертах его образа он завуалировал лики людей, чьи имена скрылись в глубинах истории и остались безызвестными в нашем двадцать первом веке. В спектакле Павловича образ целителя и знахаря Арсения с его многоликостью находит воплощение в виде яркого, мозаичного сценического полотна, составленного из этюдных фрагментов, в которых разные актёры создают различные интерпретации образа этого персонажа.
Павлович, сосредоточив наше внимание на возможности изучении философии научного познания в истории доктора Арсения, выделяет в истории его жизни несколько символических этапов, в каждом из которых в его жизни и концепции научного познания окружающего мира происходят знаковые изменения, вызванные различными событиями или результатами его научного поиска. В спектакле «Лавр» наш путь познания загадочной планеты по имени Арсений начинается в точке его появления на поверхности древней Руси и здесь мы получаем возможность познакомиться с традициями народного врачевания – знахарства, фрагментами тех знаний, которые были фундаментом, на котором он начнёт возводить свой храм научного познания. В нашем изучении этой отправной точки его жизни, мы видим мир через призму человека практиковавшего народное целительство на просторах средневековой Руси, это особое видение и восприятие действительности создаёт нам картину человеческой мысли, концепцию восприятия мира. В ней мы наш взор познаёт сложный, многомерный тандем научных знаний, аккумулированных человечеством к этому времени и теософских основ науки о врачевании, а также многие другие неотъемлемые компоненты парадигмы существования человека средних веков.
На этом временном отрезке жизни человека по имени Арсений мы видим символический момент, в котором процесс формирования его собственной мировоззренческой системы и парадигмы научного поиска достигает особой точки. В ней его критический анализ накопленных знаний подводит его к пониманию, что все они недостаточны и не позволяют ему адекватно реагировать и справляться эпидемиями, болезнями, губящими жизни людей. В этой точке нашего изучения мы наблюдаем момент вторжения главного фактора его познания в пространство его жизни, это вторжение создаёт особый трагический излом его жизни. В этой драматическом пике его жизни происходит изменение его восприятия окружающего мира, в нём формируется его концепция познания науки об излечении людей от болезней и хворей.
На этом драматическом изломе жизни, он превращает науку о врачевании человеческих болезней и недугов в основу своей жизни, в ней он выстраивает сложную систему причинно-следственных связей, соединяющих воедино его теософические взгляды и методы познания и излечения, формирует сложную систему соизмерения своих действий с морально-этическими идеалами его жизни. В спектакле Арсений свои поступки и решения пытается рассмотреть с точки зрения его менторов-наставников, их лики будут незримо сопровождать его на всём протяжении его жизненного пути, с их воззрениями он будет сопоставлять своё собственное понимание объекта и пространства научного поиска.
В спектакле «Лавр» пространство научного поиска доктора Арсения в начальной его стадии локально ограничено, но в процессе следования тропой познания Арсений сталкивается с новыми челенжами, которые задают новые направления научного поиска. В этих столкновениях он осознаёт, что его знания и достигнутые им умения не позволяют ему совладать с неведомыми ему болезнями и недугами человечества, в этих точках он направляет свои усилия на поиск ответов и новых путей врачевания и задаёт расширение пространству его научного поиска.
В нашем следовании по стопам научного поиска доктора Арсения мы получаем возможность наблюдать поэтапную трансформацию его сознания и восприятия его роли в мире людей и науке. На начальном этапе мы видим в его образе человека, для которого наука исцеления мощный фактор, вторгающийся в пространство его жизни. Это вторжение формирует в нём новую парадигму существования, в которой врачевание недугов и болезней человечества является целью его жизни. В его научных странствиях за пределами родительского дома поиск ответов о причинах тех или иных недугов человечества он открывает для себя новые горизонты познания и под влиянием этих открытий и результатов его осмысления новых челинджей знахарства происходит изменение его понимания роли науки в его жизни. На этом временном отрезке его жизни служение науке – это его единственное предназначение в этом мире и это, то чему он посвящает себя полностью без остатка. Под влиянием этой концепции пространство его научного поиска постоянно расширяется и выходит за границы средневековой Руси, в его странствиях по свету весь мир превращается в плоскость его научного поиска, в ней он пытается найти новые пути исцеления человечества от недугов и болезней его времени, получить ответы на вопросы мироздания и теологии, возникающие в его сознании на его пути к истине.
В нашем наблюдении трансформации понимания научного поиска заключительные этапы странствия Арсений подводят нас к символической точке, в которой он возносит науку на пьедестал человеческого существования, на котором ценность научного познания выше человеческой жизни. В этой символической точке мы видим трансформацию целителя Арсения в мифического старца Лавра, существующего над временем и пространством, творящим свои исцеления вопреки законам правящим миром. Трансформация образа Арсения в образ мифического старца Лавра подводит нас к пониманию и осмыслению главной цели научного познания, которая определяет его готовностью к самопожертвованию для спасения жизни человека. 
Павлович в своём сценическом воплощении романа Водолазкина создаёт сложную сюжетную конструкцию, которую он возводит по методу гео-исторического среза, в ней он соединяет различные временные эпохи и образы в пространстве ограниченном фиксированными географическими границами. В истории врача Арсения этим географической плоскостью является Русь, в которой наш взгляд сосредоточен на глубинке, в которой Арсений сделал свои первые шаги в науке об исцелении. В первых картинах спектакля, эту географическую плоскость мы познаём на условно-ограниченном временной отрезке средневековья, в которой Павлович создаёт разнообразную галерею образов людей пространства жизни и научного поиска врача Арсения. Эта многоликая проекция жизни людей научного поиска доктора Арсения представляет нам возможность изучения темы взаимоотношений человека творца с окружающим его миром. В сюжетном пространстве спектакля гео-исторического срез создаёт виртуальное соединения средневековой Руси доктора Арсения с другими временными пластами и эпохами, в них мы видим проекции судеб персонажей прообразом которых является Арсений и люди пространства его существования и научного поиска.
Эффект транспарентности временных эпох и образов персонажей подводит нас к пониманию того, что вопреки разрывам во времени и всему прогрессу человеческой мысли отношение человека-творца и общества не подвластны изменениям. Полу-мифический персонаж по имени Арсений, возникнувший перед нами из глубинки средневековой Руси и прошёл долгий тернистый путь познания, наше осмысления вех этого пути создаёт нам символический силуэтный образ ученого, который своими открытиями делает бесценный дар человечеству. На его тропе научного поиска он постоянно пытается противостоять влиянию агрессивной среде человеческого общества, в этих общих очертаниях его жизненного пути легко узнаваемы истории учёных, чей путь к великим открытиям пролегал через лагеря и тюрьмы, обрывался по воле правителей и в этом доктор Арсений является героем нашего времени. Сценическое воплощение истории запечатлённой в неисторическом романе Водолазкина подводит нас к пониманию того, что концепция восприятия учёного-человека творца не претерпела значительных изменений и новые примеры подтверждающих это есть в избытке в нашем веке информационных технологий. В нём учёный, творящий и следующий тропой научного поиска во благо человечества часто становится объектом циничного использования властителями и людьми, наделёнными властью и богатством.
#


Рецензии