Призванные исцелять. Гл 1

                Призванные исцелять.
                Cura te ipsum (Исцелися сам)
                Глава первая «Эскулап не исцеляет».
«За отсутствием доктора, уехавшего с становым на охоту, больных принимают фельдшера: Кузьма Егоров и Глеб Глебыч... Кузьма Егоров, в ожидании, пока запишутся больные, сидит в приемной и пьет цикорный кофе. Глеб Глебыч,                не умывавшийся и не чесавшийся со дня своего рождения, лежит грудью и животом на столе, сердится и записывает больных...». А после  один из них ещё и надевает клеёнчатый фартук, словно трупы в морге препарировать собирается...
Так начинается один из ранних рассказов «Сельские эскулапы» известного всему миру русского писателя, который был ещё и земским врачом.
  Маленький отрывок – а сколько сразу поводов для смеха «сквозь слёзы» - вернее, для размышления. И доктор, оставивший больных на двух полуграмотных фельдшеров,                и их внешний вид, говорящий о человеческой деградации.
Прекрасная идея – земские врачи, призванные помогать тем, кто не может «десять рублей за визит платить». Только любую идею опошлить можно, если совести                и профессионализма недостаёт. Если не поинтересоваться, как служение своё выполняют те, что клятву Гиппократа давали и жалование из казны получают. А куда  подобные «намерения благие» приводят, все знают, конечно. 
Вспоминаются невольно герои Н.В.Гоголя, которые считают, что дорогих лекарств                выписывать незачем – потому что «простой» человек «и так выздоровеет» или «и так  умрёт»...
Похожие «мысли» звучат и в рассказе «Хирургия»: «Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!».
Получается,  что  по сути «эксперимент» над людьми проводится - кто «выживет» после «лечения»  содой, касторовым маслом и нашатырным спиртом, каплями, что «на полке стоят», после «консилиума»  безграмотных фельдшеров - а уж тем более, после столь бесчеловечного удаления зуба. Кстати, удалял зуб тоже фельдшер с сигарой – потому что врач уехал. Начало обоих рассказов очень похоже...
 И всё же название «Хирургия» отражает скорее всего лишь т.н. «мнимую серьёзность», да и звучит  слово это из уст того самого горе-фельдшера.  С тем же «успехом» зуб Вонмигласову мог и кузнец удалить...
А  «Сельские эскулапы»?!  «Эскулап» - так нередко медика с иронией называют.                Но изначально  – это имя языческого бога врачевания в Древнем Риме. Языческого – значит, обожествлённого идола…
«Чувствительно вам благодарен... Славный вы у нас целитель, Кузьма Егорыч! Лучше докторов всяких! Ей-богу! Сколько душ за вас богу молится! И-и-и!.. Страасть!» - говорит один из пациентов в финале.
Господа, вы это всерьёз?! Конечно, в земскую больницу пришли люди простые,                без запросов. И  «почитание»  человека образованного у  народа русского всегда словно «в крови» было.  Да и «пациент» в переводе значит «терпеливый»…
Но всему же какой-то предел быть должен! Да и прочитав рассказ, невольно приходишь к выводу:  все, к Глебу Глебовичу и Кузьме Егоровичу пришедшие – люди очень здоровые и пришли со всякой «мелочью» скорее - «из интереса» что ли. Если живы до сих пор…
Словно «обожествили» земских врачей и фельдшеров, не видя, что на самом деле творится…
Очень-очень  печально, а не смешно. И не «в царском режиме», как во времена советской идеологии в школах говорили, дело. Разве не актуально во все времена то,  что если нет совести, если нет знания дела и желания своё служение исполнять, то жизнь человеческая обесценивается…
Разумеется, не был таким сам автор приведённых здесь строк. А потому о других образах призванного исцелять врача поговорим в следующих главах.


Рецензии