Старославянская сказка Мудрая Марена

                Старославянская сказка
                Мудрая Марена

По холмам, через овраги
По заснеженным полям
К наречённой быть супругой
Шёл застенчивый Иван
- "Мне сказали, там невеста
Ждёт меня уже давно
Как дойду, в окошко гляну,
Рассмотреть хочу лицо
Если облик то, что надо,
Летом к ней зашлю сватов!
Если нет, то на бумаге
Отпишу ей пару слов...
Чтоб она не волновалась,
Будет, мол, и ей жених.
Будет в счастье жить с супругом
И детей родит троих!"

Подошёл к избе и видит       
- "Девка - личиком страшна...
И с таким лицом мечтает
Стать моей женой она?!
Пусть  Метель меня и Вьюга
В своё царство заберут!
И Марене беспощадной
В руки тотчас отдадут!
Но такая мне невеста
Однозначно - не нужна!
И с лицом таким страшенным
Хоть бы - сгинула она!"

Тут поднялся сильный ветер
Вьюга, как просил, пришла
И под снежным одеялом,
В царство Мары унесла
- Разбуди-ка, дочь, Ивана,
Я хочу с ним говорить!
Чем невеста не по нраву,
Очень хочется спросить!
- Мара, прежде чем общаться,
Парня надо обогреть!
У дворца бродил, видала,
Стражник Арктики - медведь!
Одеяло сняли с Вани,
Мишка парня обогрел
Шубку с унтами из меха
На беспутного надел

- Что ж, Иван,  ответь, коль сможешь,
Чем невеста не красна?!
- Я лицо её увидел
Мне такая - не нужна!
- Слишком скор ты на расправу!
А кого во снах видал?!
- Красоту! Но не такую!
- Вий её заколдовал
И заклятие такое
Наложил он на неё
Что красавицей вновь станет
Коль полюбишь ты её!
- Подскажи, как это сделать?!
- Вот платок, укрой глаза
И общайся с ней вслепую,
Всё и сам поймёшь тогда
Хороша ль она душою,
Сердце сложно обмануть!
Там глядишь, и расколдуешь!
Ты улавливаешь суть?!
- Да, спасибо, я всё понял.
Ты, Марена, уж прости,
В том, что я засомневался!
- Абстрагируясь, спаси!

Ваня взял платок Марены,
Подвязав, укрыл глаза.
И, укутав одеялом,
Парня Вьюга унесла

Ваня в двери постучался
Слышит, кто-то подошёл
И его, взяв, за собою
Аккуратно в дом повёл
Парень всё, как будто, видел
Всё, но только не лицо!
Ощущение такое,
Будто кто-то стёр его...
В тишине, без разговоров
Усадив его за стол,
Накормили, напоили,
Дрёма в сны свои увёл.

И, проснувшись рано утром,
Ваня негу испытал
Захотелось петь от счастья!
Сам того не ожидал
В дверь тихонько постучали
Дивный голос зазвучал
- Если ты, Иван, проснулся,
Приходи на кухню к нам
На столе стоит картошка,
Мясо, крынка молока
- Хорошо, сейчас умоюсь
- Не начнём мы без тебя

Голос дивный сердце парня
Растопил своим теплом
Тут он понял
- "Не пора ли
Распрощаться мне с платком?!
Чувства мною овладели!
Видеть я её хочу!
Понимаю, что без любой
Жить я - просто не смогу!"

И платок в момент растаял!
Ваня, снежный душь приняв,
Подошёл к своей невесте
И сказал, её обняв
- Ты прости меня, родная!
Без тебя - жизнь не мила!
Будь женой мне! И сегодня
Увезу домой тебя!

Тут раздался гром! О - чудо!
Он увидел пред собой
Ту, что Дрёма в снах ночами
Приводил ему зимой!

- Ваня! Рухнуло заклятье,!
Вий наслал их на меня
И сказал,- "Тот расколдует,
Кто полюбит лишь тебя!
И любовью беззаветной,
Чтоб она была чиста!"
И теперь, мой избавитель,
Буду век тебе верна!

В дверь чуть слышно постучали
Ваня любую обнял
И тихонько ей на ушко,
Улыбнувшись, прошептал
- Я так думаю, Марена
К нам решила заглянуть
И давай мы сами выйдем
Для Марены печка - жуть!

Вышли - видят у порога
Мара с дочками ждала
И, взгляд бросив на влюблённых,
Удержаться не смогла
- Я на самом деле рада,
Что ты, Ваня, полюбил,
От заклятия Любаву,
Лихо так, освободил!
Но - учти! Семья - учёба!
Помни то! Не забывай!
И расти детей, как надо!
И жену не обижай!
Вьюга вас в твой дом доставит
Будьте счастливы, друзья!
Вечерком, за чашкой чая,
Вспоминайте про меня

Год спустя, родили дочку
И Мареной нарекли
Мара тёзке песни пела
Вместе с Дрёмою в ночи

***1, Мара, Морена - Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы часто смерти. В древних поверьях жена Кощея. Дочь Велеса и богини Лады. Имя Морана (Морена) тождественно таким словам, как «мор», «мрак», «морочить». Эта языческая богиня воплощала в себе и смерть человека, и была покровительницей плодородия земли. Она и символ возрождения природы (после зимы), человека (после смерти). Но смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной. После Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…
  2, Вьюга, завируха – фольклорный персонаж южных славян. Вместе с ними приходят Метель и снежная Буря. Известны предания, что бурю учиняет старший сын бога ветра, Стрибога зимнего, — ветер Буревой (Буревик), который крутит свои длинные седые усы, когда хочет наказать людей за грехи.
  3, Метель считается дочерью Вьюги и Снеговея. Снеговей – своеобразный старик Мороз в культуре украинского народа. Буквально понимается, как «сеятель снега».
  4.Бог Вий (или как еще его именуют – Ниам) — это Бог славян, которого воспринимают Хранителем Душ, ушедших в Навь. В позднем представлении эта божественная Личность предстает в качестве некоего мифического существа с опущенными до земли веками. Коли вилами ему веки поднять, то ничто более не сокроется от Виева Ока. По имени славянского Бога Вия на древнем славянском языке называют ресницы у людей – вии. Такое звучание до сих пор сохранилось в языке украинского народа. В легендах Вия представляют неоднозначно, с противоречивым характером.
 Информация с сайта "Славяне"

Николай Дежонков-Дайбов
1:45 09.03.2021


Рецензии