Несколько вопросов о биографии Ярослава Сейферта

Несколько вопросов о биографии Ярослава Сейферта
Не касаясь литературного таланта…

Олег Яненагорский  Литературный дневник 7 марта 2021 года

В этих заметках совершенного не буду касаться литературного дара, поэтических способностей или журналистского мастерства Ярослава Сейферта. Буду писать только о судьбе и политических взглядах. Информации из общедоступных источников – смотрите ссылки.

Читая биографию Юлиуса Фучика (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фучик,_Юлиус) узнал, что он с 1921 года был член компартии Чехословакии и с 1920-х годов один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии — газеты «Руде право» («Rud; pr;vo»), журнала «Творба» («Tvorba»). Был видным критиком. Вместе с Максом Бродом и Иваном Ольбрахтом поддержал роман Ярослава Гашека, не находившего первоначально поддержки у чешской общественности, как правой так и левой. Дружил с крупнейшими чешскими поэтами XX века Витезславом Незвалом, будущим нобелевским лауреатом Ярославом Сейфертом.
Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии.
В апреле 1942 года он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную свою книгу «Репортаж с петлёй на шее» (чеш. Report;; psan; na opr;tce, в русском переводе известна также как «Слово перед казнью»), в которой появилась знаменитая строчка: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фучик,_Юлиус)
В 1943 году Юлиус Фучик казнён на гильотине (по другим данным - казнен через повешение) в берлинской тюрьме Плётцензее.

Общеизвестно, что всё познается в сравнении. И мне стало интересно - какова же была судьба Ярослава Сейферта, дождавшегося общемирового признания и Нобелевской премии по литературе 1984 года.
Все доступные в интернете источники о биографии Ярослава Сейферта, по сути, дублируют друг друга. Поэтому, укажу, как на основной источник, статью «Кто такой Ярослав Сейферт»?( https://eponim2008.livejournal.com/328130.html) «Сначала он был сотрудником коммунистической газеты «Rud; pr;vo», а позже в 1922–1925 стал редактором сатирического журнала «Sr;atec». Одновременно в 1923 – 1927 году Сейферт работал в коммунистическом книжном издательстве. Но в коммунистической партии Чехословакии усиливалось влияние Москвы. В 1929 году он подписал письмо шести литераторов-коммунистов против «обольшевичения» партии, за что его из компартии исключили. Писатель продолжал журналистскую деятельность в социал-демократической и профсоюзной прессе. С 1933 по 1939 год Сейферт был редактором отдела культуры в утренней ежедневной газете «Rann; noviny».

Википедия добавляет: «В период оккупации создал поэтические книги «Погасите огни» (1938), «Веер Божены Немцовой» (1940), «Одетая в свет» (1940), «Каменный мост» (1940), где отразилось стремление поэта найти опору для сопротивления захватчикам в корнях чешской истории и культуры и красоте Праги». (https://rg.ru/2015/04/01/chehia.html)

И тут у меня появились первые вопросы:
1. Как «бывший коммунист» уцелел в Чехии в период оккупации нацистами и почему его не постигла судьба Юлиуса Фучика и других борцов с фашизмом?
2. Чем Ярослав Сейферт занимался с 1939 по май 1945 года?
3. В период оккупации Чехии нацистами он свои поэтические книги «писал в стол», таясь от оккупантов, или сборники были изданы?
4. И если книги, в которых «отразилось стремление поэта найти опору для сопротивления захватчикам в корнях чешской истории и культуры» были изданы в оккупированной Чехии под контролем захватчиков, то, о чем свидетельствует этот факт?
5. На какие средства Ярослав Сейферт жил с 1939 по май 1945 года? Ведь в Чехии тогда существовала система пайков, которые получили только те, кто работал «на нужды и во благо Третьего рейха»?

Ответов на эти вопросы в открытых русскоязычных источниках не нашел. Где-то мелькнуло, что в период оккупации Ярослав Сейферт редактировал какую-то пражскую газету, но подробностей не нашел.
И полной неожиданностью стала для меня информация известных чешских историков Хана Крачмарова и Оскара Крейчи, опубликовавших свои ответы на вопросы «Российской газеты» в 2015 году.
Вот цитата: «Еще один знаковый эпизод из тех времен: массовый митинг на Вацлавской площади 3 июля 1942 года. Он был организован как протест против покушения на Гейдриха и как заверение в верности идеям рейха. Двести тысяч участников. Клятвенные речи. Настоящий фашистский шабаш. Как сейчас чехи относятся к этой, прямо скажем, не лучшей странице из их истории? Помнят или постарались вычеркнуть из памяти?
О. Крейчи: Не вспоминают. Как не вспоминают и то, что многие деятели культуры тогда же собрались на свой митинг в Национальном театре, оплакивая там фашистского палача. Некоторым оправданием может служить то, что в Праге тогда проживало много немцев и, конечно, они активно принимали участие в подобного рода сборищах.
Х. Крачмарова: Даже великий чешский поэт Ярослав Сейферт, будущий нобелевский лауреат, тогда дрогнул и призвал подчиниться воле рейха».

Удивительно – «бывший коммунист», которому не нравился «сталинизм» в СССР, в годы оккупации ищущий «опору для сопротивления захватчикам в корнях чешской истории и культуры», участвует в мероприятиях чешских деятелей культуры, оплакивающих высокопоставленного деятеля «Третьего рейха», палача, повинного в уничтожении миллионов людей: чехов, поляков, русских, евреев и представителей других народов.

Юлиус Фучик в гестапо задумывает свой «Репортаж с петлей на шее» и пишет его в тюрьме, а его друг оплакивает Рейнхарга Гелена и призывает соотечественников «подчиниться воле рейха»?
И снова возник вопрос – так почему же в открытых источниках так «скромно» пишут о творчестве и деятельности Ярослава Сейферта в годы нацисткой оккупации Чехии? «О чем молчит Википедия»? Где и кем работал при нацистах будущий нобелевский лауреат?
Как только нацизм был повержен народами СССР, так сразу Ярослав Сейферт в мае 1945 года принял участие в Пражском восстании и написал новые стихи.
О самом «восстании» и о том, как его руководители договаривались с нацистами о свободном продвижении войск через Прагу сейчас опубликовано многое. «Восставшие» надеялись на легкие победы над бегущими на Запад немецкими войсками, но те вдруг «огрызнулись» и приготовились к подавлению восстания в Праге, если не будут беспрепятственного прохода группировки через Прагу…
Штаб "восстания" сразу прекратил любые активные действия и немецкие войска спокойно прошли через Прагу без серьезных помех.
А потом начался террор «освобождённых» над оставшимся немецким и венгерским населением и депортация уцелевших… (https://ru.wikipedia.org/wiki/Депортация_немцев_из_Чехии.. и https://blackpost.livejournal.com/2786124.html).
Но к теме моих заметок это уже не имеет отношения.
Решил «копнуть чуть глубже» послевоенный пласт биографии Сейферта. Было у него недовольство социалистическим строем в Чехословакии и при этом никто не создавал ему проблем и не ограничивал его творчество.
Вот цитата: «… появляются новые сборники его поэзии: «Мамочка» (1954), «Мальчик и звезды» (1956), «Концерт на острове» (1965), «Литье колоколов» (1965). Постепенно конфликт с властями сглаживается, и в 1955 году Сейферту присуждается Государственная премия. Но уже на следующий год, когда разоблачения Хрущева отозвались громким эхом в Восточной Европе, Сейферт выступает с речью в защиту подвергшихся опале писателей: «Когда писатель молчит — это равносильно тому, что он лжет». (https://www.kritika24.ru/page.php?id=5651)
И снова у меня рождается вопрос – в 1942 году поэт «не молчал», то есть «не лгал», когда призывал чехов «подчиниться воле рейха»?
И снова цитата из биографии: «В 1966 году ему присваивают звание Народного художника Чехословакии. В период «Пражской весны» Сейферт выступает в поддержку правительства Александра Дубчека и против политического контроля над культурой, подписывает манифест «2000 слов», возглавляет комиссию по реабилитации репрессированных мастеров слова. Его избирают председателем реорганизованного Союза писателей, и в самые тяжелые дни кризиса Сейферт выступает по радио с речью «Мы не будем жить в рабстве». После как бы "советской оккупации" страны он отказывается отречься от этого заявления, и его общественная и писательская деятельность переходит на рельсы диссидентства. Сейферт подписывает документ-протест «Хартия-77». Жизнь осложнилась и тяжелой сердечной болезнью, но тем временем растет международное признание. Смягчилось отношение к нему и на родине, что было заметно в дни 80-летия поэта. Известие о премии Нобеля (1984 год) застало Сейферта в больнице. На торжества он приехать не смог. В адрес престарелого писателя было сказано много хвалебных слов. «В Сейферте воплощен дух чешского народа», — заявил один из его соотечественников».
(https://www.kritika24.ru/page.php?id=5651)
Тот дух проявился, когда чехи активно работали на военные нужды нацисткой германии,а нобелевский лауреат Сейферт призывал соотечественников «подчиниться воле рейха»?
Не буду рассуждать «о воплощении духа чешского народа». Приведу цитату о другом чешском авторе, номинанте на премию Нобеля по литературе: «…Карела Чапека, которого номинировали на Нобелевскую премию по литературе в 1936 году, этой премии не удостоили чисто по политическим мотивам. Неприкрыто антинацистский роман «Война с саламандрами» шведские академики сочли оскорбительным. Для кого? Для немцев? Для Германии? Нет! Для нацистских руководителей Германии, всего через два года слопавших Чехословакию…». (https://eponim2008.livejournal.com/328130.html)

И снова вопросы… Получил бы Ярослав Сейферт Нобелевскую премию, если бы в социалистической Чехословакии он не был бы диссидентом, не подписывал бы «Две тысячи слов» и «Хартию 77»?
Вопросы о том, получил бы Ярослав Сейферт Нобелевскую премию, останься коммунистом или сохранил симпатии к СССР, я даже не ставлю. Не было таких кандидатов и лауреатов в Европе, да и в других частях света тоже не было.
Полагаю, что если бы не политическая позиция Ярослава Сейферта, то результат номинирования был иным. Нобелевский комитет «свое дело знает». Два примера – У. Черчиллю дали премию по литературе, а Н.Бердяеву – нет, хотя номинировали его семь раз.
И все же интересно – чем (кроме поэзии) Ярослав Сейферт занимался в оккупированной нацистами Чехии в 1939-1945 года?
Буду благодарен за указание на источники такой информации.

Примечания:
«Две тысячи слов» (полное название: «Две тысячи слов, обращённых к рабочим, крестьянам, служащим, учёным, работникам искусства и всем прочим» — один из двух знаменитых документов Пражской весны (наряду с Программой действий КПЧ), автором которого был писатель Людвиг Вацулик. Опубликован 27 июня 1968 года в пражской газете «Liter;rn; noviny» и других чехословацких газетах за подписями около 60 интеллектуалов. // https://ru.wikipedia.org/wiki/Две_тысячи_слов

Хартия 77 (Charter 77), движение за права человека в Чехословакии. Названа так по принятому в 1977 г. документу, к-рый был подписан 242 деятелями науки, представителями интеллигенции и церкви. Декларация призывала чехословацкое пр-во привести законы государства в соответствие с принятой ООН Всеобщей декларацией прав человека и выполнять решения Хельсинкской конференции. Движение не получило широкой поддержки… // https://world_history.academic.ru/3965/Хартия_77

Фото из бесплатного интернет-ресурса


 


Рецензии