Поколение, которому повезло
Во всём.
Даже с нищим послевоенным детством... в перелицованных пальтишках, перешитых от отцов или маминых довоенных костюмов в курточки и бриджи, в передаваемых от одних знакомых к другим в связи с выростом их детей ботинок.
Но со звоном в груди от неутихающей гордости за Победу.
С воспитанием не в домашнем парнике , а во дворе дружбы, чести, выручки, ловкости, ухарства, ответственности, сострадания к слабому , благородства - « лежачего не бить» в нас мальчишках военного и послевоенного поколения.
С освоением того необходимого мальчишеского ликбеза , что нынешним девяти- двенадцатилетним вообще неизвестно, как играть :
- по «полному» в «ножечки» -с руки , с локтя, с колена, с плеча, со лба..и т.д.
- биту,
- пристенок,
- « чижика»,
- « нагонялу»
- «казаки-разбойники» с прыжками по крышам сараев , ползанием по подвалам, беготнёй по чердакам и крышам.
Как и:
- чистить зубы варом, или еловой, сосновой смолой
- изготавливать самострел , как к деревяшке правильно привязать патрон, их найти после войны было просто, а у капсюля поставить и поджечь спичку, и в какой момент надо спрятать руку за поворот стены дома во дворе ожидая выстрела,
- правильно заправлять бутылку карбидом для взрыва,
- делать поджигу с марганцовкой
- правильно и безопасно держаться на «колбасе» трамвая,
- одно спичкой разжечь костер на рыбалке, высушив на всякий случай , если чуть отсырела, потерев её о волосы,
- делать потайную рогатку из проволоки и пульки и из какой проволоки , чтобы летели далеко, которыми так хорошо «тушить» надутые шарики у демонстрантов, но которые бы не рвали собственных карманов.
- проходить зайцем на детский утренник в кино на второй его сеанс , проникнув через выходные двери при выпуске с первого сеанса, или мимо контролёра, чтобы на выданный мамой на кино рубль потом купить в самом кино эскимо.
- вырезать пропеллер из консервной банки, , набить две иглы на пустую катушку, поставить катушку на гвоздь , держа его в руке и движением крутануть катушку с заранее намотанной бечёвкой и запустить винт до 2го или третьего этажа выиграв спор на эскимо с проигравшим..
Нынешние не знают, что такое война с соседним двором, и " погулять " , значит выйти из дома с карманами набитыми камнями и с крышкой от бака соседки для кипячения белья и она не знает об этом , т.к. на работе, но зато это какой щит, а во дворе в дровах спрятана дохлая кошка , как самое суровое оружие при отступлении , ею можно размахнувшись бросить в противника из соседнего двора, затормозить его и хвост её не оторвётся , так как это проверено.
И это грозное оружие и оно заставит врага отступить.
Нынешние не познают то удивление, когда вместо примуса или керосинки на коммунальной кухне на газовой плите можно легко зажечь газ, как это здорово паровое отопление и дырка для в полу для проводки его труб через которую можно переговариваться с Витькой с первого этажа об уроках.
Нынешние не знают:
- как взрывать ключи с набитыми в них дома серой от спичек и с уже вставленным в ключ гвоздём соединенным с ключом бечёвкой, чтобы получить наибольший грохот от удара всем этим об стену
- как запускать дымовуху из плёнки диафильма
- как мотать вариометр детекторного приёмника с первыми попытками придумки для себя и облегчение для усовершенствования этого занудливого процесса. .
- как сделать самому самокат из досок с шарикоподшипниками, который в движении грохотом пугает прохожих.
Или финские сани из водосточной трубы трижды согнув её на кованных воротах подворотни.
- как лучше всего лезть к приятелю по водосточной трубе на второй этаж , который наказан, заперт и оставлен родителями дома с запретом выходить во двор , но у него конструктор и можно на батарейках собрать говорящий телефон.
- как заправлять фитиль в керосинку и иглой чистить примус при засоре форсунки, и как править двуручную пилу которой с матерями пилили дрова, и как выбирать дрова на дровяном складе, никакого парового отопления в Ленинграде тогда не было , а были печи и никакого газа.
- как вкусно пахнет керосиновая лавка ,куда с бидоном- керосинкой отправляет мама за керосином, и там через воронку тётка литровым ковшом заливала керосин , пока сам с интересом рассматриваешь всего так много интересного в этой лавке.
Нынешние не знают :
- что такое прописи , стальные перья №86, №11 и запрещённая в школе " уточка".
И что можно зубами согнуть хвост пёрышка чуть обломив сталь и в раскол вставить бумажный стабилизатор предварительно обломав половину пера и получается ракета , которая летит далеко и прямо, от броска впиваясь остриём в школьную доску.
И все эти современные метательные дротики от тех из нашего детства и произошли.
- что значит эти проклятые задачки 6го класса с бассейнами, в которых из труб втекает и одновременно вытекает вода, которые решают все инженера в квартире с непонятными ещё тогда для меня иксами и игреками на логарифмических линейках несколько часов, а ответ с ответом в конце задачника всё не совпадает.
А уроки должны были быть сделанными , чтобы не услышать от математички " Нет слова -не могу, есть слово- не хочу!" и пару , если задача не решена.
- что такое делать уроки на клеёнке, скатерть только накануне прихода гостей, ибо иначе купить после войны её было дорого,слушая одновременно по радиотарелке " Театр у микрофона",..и ли футбол с комментатором Синявским.
- что такое часов в пять утра идти с мамой на Сенную площадь , чтобы первыми дождаться машины эстонцев , которые привезут для продажи махровые и такие красивые новогодние , густые по хвое ёлки и потом эту красавицу тащить домой привязав к санкам по сонным улицам , и оставить в коридоре коммуналки в ведре , чтобы не осыпалась до Нового года и до её наряда , видя удивлённые взгляды зависти соседей с ахами - « Какая красавица!».
- как спаять из лампочек карманного фонарика гирлянду, покрасив лампочки маминым лаком, синькой, гуашью, и повесить её среди настоящих маленьких свечек на прижимах на лапах хвои и что значит эта гирлянда своим разноцветием на новогодней ёлке, и запах горящих новогодних, разноцветных свечей, среди повешенных конфет, обёрнутых в фольгу грецких орехов, мандаринов.
- как правильно штопать и вышивать гладью, крестиком платочки маме к 8му марта, делать мережку под ришелье, домоведение было тогда даже в начальных классах мужских школ, и мы были способны сделать табурет , скворечник и совок из металла раскроив лист жести на каких приспособах , этому учили на уроках труда уже в 4-м классе.
И никто не боялся, что порежемся, поранимся, попадёт стружка в глаз, или сорвётся крепление детальки.
- как крепить коньки "снегурки " на ботинки на карандашах, и скользить на них прицепившись крюком за грузовик.
Как самому точить коньки сначала " английский спорт " , потом "хоккейки " и кататься до одури на катке , и пытаться потом вспомнить в каком сугробе зарыты тобой ботинки , в которых пришёл на каток.
- как сделать из бумаги гармошку, плетёнку, птичку со сложным клювом , не журавлика, которая из окна школы летит очень далеко ибо надо знать ,как подогнуть крылья для дальнего её полёта.
- сколько всего нужного на помойках, проволоки, выброшенных радиоприёмников, деталей от неизвестных вещей, старых дореволюционных выключателей и как выглядел старые медные звонки в домах поставленных на капремонт из-за попаданий в них бомб в годы войны, не знают что значит прыгнуть со второго этажа на кучи строительного песка или цемента , убегая от строительного сторожа, , и ход по льду покрытому водой весной к ужасу зевак на берегу под их предупреждающие крики проверяя свою храбрость, но мы –то видели , что сквозь верхнюю плёнку воды видны пузырьки воздуха вмёрзшие в лёд и он толстый , а значит выдержит.. тоже не знают.
Мы были неуёмно любознательными и пробовали себя во всём.
В кружках...кораблестроительным, авиамодельном, геологическом, биологии,шахматном, спортивных секциях, радио, драматическом, даже в детском хоре Дворца Пионеров , приноравливаясь к возможной специальности в будущем.
И хвастали друг перед другом кто, сколько и каких книг прочитали , хлестаясь запоминанием авторов.
Мы в пионерлагерях подстёгивали к барабану пружинку для лучшего отскока барабанных палочек и дроби удара , убегали с тихого часа пройдя по крепёжной балке из окна 2го этажа спального корпуса до пожарной лестнице, чтобы вместо тихого часа сидеть в зоопарке пионерлагеря в большой будке с овчаркой , которая тебя любит ибо ты уже за смену подкормил её не съеденными котлетами и хлебом из столовой, и ты для неё друг.
И главное тогда было успеть вернуться по той же лестнице в спальню, перед подъёмом горном в 16-30 до появления воспитателя или пионервожатой и притвориться спящим.
Да много чего....
Моё поколение помнит:
- сводки Информбюро войне в Корее на страничках « Пионерской правды» и «Ленинских искр» с описанием разрывов бомб биологического оружия- фарфоровых , после падения и разрушения которых разбегались мыши, крысы, пауки , или разлетались заражённые мухи. Об этом писали.
- как обычно перед 8-м марта... днём... по радио особые позывные и извещение голосом Левитана - « Работают все радиостанции Советского Союза....»
и выступление Сталина , с низким , тихим голосом с лёгким грузинским акцентам о снижении цен
« ....................С 8го марта снизить цену:
- на мануфактура на 5 %,
- кондитерские изделия на 10 %,
- продукцию машиностроения для населения на 7 %, на....»
и вся коммуналка, включив в комнатах своих тарелки на полную громкость , но почему-то выйдя в коридор застывает боясь пропустить каждое слово вождя.... в уме подсчитывая, сколько же это теперь будет стоить и на сколько дешевле.
- помнит и сводки о состоянии болезни Сталина , и срочные линейки в школах в день его смерти в Актовых залах с его портретами украшенными хвоей , с красными и чёрными лентами , и заплаканных учительниц, и суровые лица завуча и директора школы.
- помнит и морозное , солнечное утро 5го марта 1953го и толпы людей на улицах и на мостах через Неву...и в 12 дня , минутный рёв всех заводских гудков над городом и клаксонов машин , и звонки трамваев.... и одновременно залпы с Петропавловки... прощание со Сталиным .и застывший , обездвиженный транспорт ... трамваи, автобусы, машины, троллейбусы.
И почти плачущий голос Берии по радио с траурного митинга на Красной площади.
Было холодно , солнечно , люди плакали, мужчины стояли сняв шапки, а я с интересом смотрел по сторонам.... Было так интересно от происходящего.
И немой вопрос в глазах у всех « Как же теперь без него ?».
- помнит смену портретов над школьной доской сразу после смерти Сталина на портрет Булганина, потом Маленкова, потом Хрущёва.
А летом срочное построение в июне лагерной линейки и объявление директором лагеря о предателе и агенте мусавитской разведки Берии ,о его расстреле и необходимости каждому кто натолкнётся на его портрет вымарать его чернилами или тушью, будь то газета или книга.
Мы росли с диафильмами, и без мультиков, кроме передач ТВ по воскресеньям « Пионерия»...на крохотном экране , как у КВН-49, с линзой даже на модном и очень дорогом по тем временам « Ленинграде –Т2», который был единственным на всю нашу коммунальную квартиру у ответственного квартиросъёмщика и на просмотр которой нас , ребятишек, приглашала его жена по воскресеньям.
Наших младших братишек и сестрёнок мы помогали мамам мыть в жестяной, детской ванночке поставленной на табурет в комнате,или тащить мокрое бельё на чердак для сушки.
Наше поколение провожало своих учителей на освоение целинных земель в Казахстан, как героев.
Мы помним делание уроков под передачу по радио "Театр у микрофона", и радиопередачи по утрам в воскресенье « Весёлый спутник».
Помним и 12 апреля... полёт Гагарина.
*
Шёл урок математики.
Сидели на последней парте с Мишкой Крюковым и он показывал собранный им транзисторный радиоприёмник в мыльнице и динамиком из капсюля телефонной трубки , который вывинтил из телефона-автомата на улице.
Включил тихо под партой и вдруг .....
« .....в Советском Союзе запущен в космос гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин...»
Помню , что заорал на весь класс
- МЫ человека в космос запустили!...
И заорали все ....и математик растерялся, а я выскочил из класса и бежал по коридору школы и ногами бил в двери и орал, орал , орал и на всю школу...
И все занятия в школе были сорваны и потом мне ничего за это не было.
Орали все... даже учителя!
и вся школа вывалилась на улицу.
Мне и моим однокашникам повезло :
Мы со сверстниками оказались в первой волне экспериментальных школ Ленинграда-одиннадцатилетке, где всё преподавание вели преподаватели вузов, и потому была история страны вне программы с рассказами о Гулаге, о том , что по Ленинградскому делу вся партийная верхушка Ленинграда прошедшая блокаду с городом была отправлена в лагеря , где были эсэсовцы, бандеровцы, предатели и полицаи, на урановые рудники где и погибли.
Нам открылась литература «Серебряного века», Зинаида Гиппиус, Бальмонт, Северянин, Мережковский, другие.. о которых мы и не слышали.
И занятия по литературе проходили в полном внимании и тишине.
А мы стали выпускать свой литературный самиздательский журнал « Мы сами», который как не странно стал храниться в школьной библиотеке и его удалось даже увидеть через 30 лет на встрече выпускников 1962 года и устраивать в 9м классе поэтические вечера по «Серебряному веку».
Нам повезло в соревновании быть самыми начитанными , следить за новинками в литературе, по двое или трое суток стоять в очередь на подписку на « Иностранную литературу» у почтового отделения, включая ночь, чтобы быть в классе самым- самым.
За билетами на премьеры или на поэтические встречи.
В нашу жизнь в 60х ворвалась оттепель, открыв Солженицына с его « Один день ИванаДенисыча», «Живаго» Пастернака, Мандельштама, Гроссмана,, Некрасова, Кузнецова, нам удалось на расстоянии руки видеть молодых Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину, Вознесенского,слушать запрещённые песни Высоцкого, передачи по «Голосу Америки» с Робертом Конквистом и « Большим террором» про ГУЛАГ, передачи Севы Новгородского по БиБИ СИ , и мы переделывали радиоприёмники,
добавляя конвертер или встраивая в них синхронный гетеродин для подавления глушилок и улучшение качества прослушивания.
Моему поколению повезло , что не познали войну, не потеряли на афганской, чеченской своих детей, любили, творили, строили планы, были уверены в своём будущем, безбоязненно гуляли ночами с любимыми , пели пенсии Окуджавы, Винзбора, Кукина, бренькая иногда пусть и нескладно на гитаре.
Повезло и в том , что смена технологий не оказалась непосильной и мы освоили новые её разновидности, и вся информационная среда стала для нас естественной для повседневной жизни.
Повезло с воспитанием в себе сознания что тебе никто ничего не должен.
Что сам должен доказать кто ты есть, добиться в жизни высоты в знаниях, искусстве , мастерства в выбранной профессии просто потому , что так должно быть и это нужно твоей Родине , просто потому что Родина должна тобой гордиться.
И всё.
И никаких снисхождений и соплей.
ДА- значит ДА....
НЕТ – значит НЕТ.
И никаких полутеней и компромиссов.
И сохранить эти грани понимания, как принципов , на всю жизнь.
Нам повезло даже в том, что на наших глазах разрушилась собственная страна, ибо не каждое поколение оказывается свидетелем исторических событий такой силы и не каждое поколение со временем приходит к пониманию что в потере собственной страны виновато оно само из-за легковерия в добренького, влюблённого в себя, но не в страну «дядю», а потом ещё одного, и оно получило мощную прививку от опрометчивости в выводах, выборе и решениях, людях в будущем.
Все эти качества позволили выработать самое труднее – задавать прямые вопросы, ставя в тупик желающего схитрить или что-то для себя односторонне выгадать.
Всегда быть честными с женщинами.
Сохранить до волос, ставшими цвета соли с перцем, своих школьных друзей.
Создать собственную графику жизни, любя свою страну,...и критикуя не её, а подчас самих себя за собственную осторожность. .
Графика жизни мне позволила побыть в авиации, предоставила возможность закончить Мухинское училище , стать профессиональным художником , подняться на желаемую вершину в творчестве , оставив свою отметину в его истории, пройти и отказаться от административных высот во имя свободы художника, познать уважение среди сотрудников и коллег за наличие мастерства и объективность , позволила сторониться политики с её компромиссами с её решением вопросов в рамках возможного.
Быть иногда может и жёстким , но сохраняющим в себе Человека человеком.
Мне повезло с полным набором ощущений послевоенного мальчишеского детства.
Мне повезло с полным набором юности......
Мне повезло в зрелости с покорением вершин, с тропой жизни, с отсутствием компромиссов на ней, с Отечеством и страной, к которой испытываю гордость, что я его сын.
Нас было мало из того ...1944го в классе... и класс был маленький.16 человек.
Но сколько он дал Родине... заслуженных -артиста, изобретателя СССР, художника, главных инженеров, докторов наук в физике и биологии , одного капитана 2го ранга Военно-Морского Флота,полковника инженерных войск, строителей мостов в высокогорных ущельях и метро,киноредактора, спеца в ядерной физике и специалиста причастного к первым полётам в космос в ЦУПе .
Всюду оказались мои однокашники.
Все закончили вузы .
На наших глазах вершилась мировая история, приходили и уходили лидеры, осваивались земли и космос, исчезали государства, делались открытия, распалась наша страна , но не появилось отчуждение к ней , ибо хватило мужества винить в этом самих себя, свой инфантилизм, легковерие и глупость, а отношение к России стало более чутким, дорогим как к Родине и более бережным.
Мы невольно стали свидетелями и участниками её истории .
Редко кому столь многому свидетелями удаётся стать.
Всем моим сверстникам повезло....Всему моему поколению .
Свидетельство о публикации №221030901248