Поколение, которому повезло

Нам  военному и послевоенному поколению повезло.
Во всём.
Даже с нищим послевоенным детством... в перелицованных пальтишках, перешитых от отцов или маминых довоенных костюмов в курточки и бриджи, в передаваемых от одних знакомых к другим в связи с выростом их детей ботинок.
Но со звоном в груди от  неутихающей гордости за Победу. 

С воспитанием не в домашнем парнике , а во дворе   дружбы, чести, выручки, ловкости, ухарства,  ответственности, сострадания к слабому , благородства - « лежачего не бить» в нас мальчишках  военного и послевоенного поколения.

С освоением того необходимого мальчишеского ликбеза  , что нынешним   девяти-  двенадцатилетним вообще  неизвестно, как играть :

- по «полному» в «ножечки» -с руки , с локтя, с колена, с плеча, со лба..и т.д.
 
- биту,

- пристенок,

- « чижика»,

- « нагонялу»

- «казаки-разбойники» с прыжками по крышам сараев , ползанием по подвалам,  беготнёй по чердакам и крышам.

Как и:

- чистить зубы варом, или еловой, сосновой  смолой
   
- изготавливать самострел , как к деревяшке правильно привязать патрон, их найти после войны  было просто,  а  у капсюля поставить и поджечь спичку, и в какой момент надо  спрятать руку за поворот стены дома во дворе ожидая выстрела,
 
- правильно заправлять бутылку карбидом для взрыва,

- делать поджигу с марганцовкой

- правильно и безопасно держаться на «колбасе» трамвая,

- одно спичкой разжечь костер  на рыбалке, высушив на всякий случай  , если чуть отсырела, потерев её о волосы,

- делать потайную рогатку из проволоки и пульки и из какой   проволоки , чтобы летели далеко,  которыми так хорошо «тушить» надутые шарики у демонстрантов, но которые бы не рвали собственных карманов.

- проходить зайцем на детский утренник в кино на второй его сеанс  , проникнув  через выходные двери при выпуске с первого сеанса, или   мимо контролёра, чтобы на выданный мамой на кино рубль потом купить в самом кино эскимо.

- вырезать пропеллер из консервной банки, , набить две иглы на пустую катушку, поставить катушку на гвоздь , держа его в руке и движением крутануть катушку с заранее намотанной бечёвкой и запустить  винт  до 2го или третьего этажа выиграв спор на эскимо с проигравшим..

Нынешние не знают,   что такое война с соседним двором,  и " погулять " , значит выйти  из дома  с карманами набитыми камнями и с крышкой от бака соседки для кипячения белья и она не знает об этом , т.к. на работе, но зато это какой щит, а во дворе в дровах спрятана дохлая кошка , как самое суровое оружие при отступлении , ею можно размахнувшись бросить в противника из соседнего двора, затормозить его  и хвост её не оторвётся , так как это проверено.
И это грозное оружие и оно заставит  врага отступить.

Нынешние не познают то удивление, когда вместо примуса или керосинки на коммунальной кухне на газовой плите можно легко зажечь газ,  как это здорово паровое отопление и дырка для в полу для проводки его труб  через которую можно переговариваться с  Витькой с первого этажа об уроках.

Нынешние   не знают:

-  как  взрывать ключи с  набитыми в них дома серой от спичек и с уже вставленным в ключ гвоздём соединенным с ключом бечёвкой, чтобы получить наибольший  грохот от удара всем этим об стену

- как запускать дымовуху из плёнки диафильма

- как мотать вариометр  детекторного  приёмника  с первыми попытками  придумки  для себя и облегчение для усовершенствования  этого занудливого процесса.  .

- как сделать самому самокат из досок с шарикоподшипниками, который в движении грохотом пугает прохожих.
Или финские сани из водосточной трубы трижды согнув её на кованных воротах подворотни.

- как лучше всего лезть к приятелю по водосточной трубе  на второй этаж , который наказан, заперт  и оставлен родителями дома с запретом выходить во двор , но у него конструктор и можно на батарейках собрать говорящий телефон.

- как заправлять фитиль в керосинку и иглой чистить примус при засоре форсунки, и как править двуручную пилу  которой с матерями пилили дрова, и как выбирать дрова на дровяном складе, никакого парового отопления в Ленинграде тогда не было , а были печи и никакого газа.

- как вкусно пахнет керосиновая лавка ,куда с бидоном- керосинкой отправляет мама за керосином, и там через воронку тётка литровым ковшом заливала керосин , пока сам с интересом рассматриваешь всего так много интересного в этой лавке.

Нынешние не знают :

- что такое прописи , стальные перья №86, №11 и запрещённая в школе " уточка".
И что можно зубами согнуть хвост пёрышка чуть обломив сталь и в раскол вставить бумажный стабилизатор предварительно обломав  половину пера и получается ракета , которая летит далеко и прямо, от броска впиваясь остриём в школьную доску.
И все эти современные метательные дротики от тех из нашего детства  и произошли.

- что значит эти проклятые задачки 6го класса с бассейнами, в которых из труб втекает и одновременно вытекает вода, которые решают все инженера  в квартире с непонятными ещё тогда для меня иксами и игреками на логарифмических линейках несколько  часов, а ответ с ответом в конце задачника всё не совпадает.
А уроки должны были быть сделанными , чтобы не услышать от математички " Нет слова -не могу, есть слово- не хочу!" и пару , если задача не решена.

- что такое делать уроки на клеёнке, скатерть только накануне прихода гостей, ибо иначе купить после войны её было дорого,слушая одновременно по радиотарелке " Театр у микрофона",..и ли футбол с комментатором Синявским.

- что такое часов в пять утра идти с мамой на Сенную площадь , чтобы первыми дождаться машины эстонцев , которые привезут  для продажи махровые и такие красивые новогодние , густые по хвое ёлки и потом эту красавицу тащить домой привязав к санкам по сонным улицам , и оставить в коридоре коммуналки в ведре , чтобы не осыпалась до Нового года и до её наряда , видя удивлённые взгляды зависти соседей с ахами - « Какая красавица!».

- как спаять из лампочек  карманного фонарика гирлянду, покрасив лампочки маминым лаком, синькой, гуашью, и повесить её среди настоящих маленьких свечек на прижимах на лапах хвои и что значит эта гирлянда своим разноцветием  на новогодней ёлке,  и запах горящих новогодних, разноцветных  свечей,  среди повешенных конфет, обёрнутых в фольгу грецких орехов, мандаринов.

-  как правильно штопать  и вышивать гладью, крестиком  платочки маме к 8му марта, делать мережку под ришелье, домоведение было тогда даже в начальных классах  мужских школ, и мы были способны сделать табурет , скворечник и совок из металла раскроив лист жести на каких  приспособах  , этому учили  на уроках труда уже в 4-м классе.
И никто не боялся, что порежемся, поранимся, попадёт стружка в глаз, или сорвётся крепление детальки.

- как крепить коньки "снегурки " на ботинки на карандашах, и скользить на них прицепившись крюком за грузовик.
Как самому точить коньки  сначала " английский спорт " , потом "хоккейки " и кататься до одури на катке , и пытаться потом вспомнить в каком сугробе зарыты тобой ботинки , в которых пришёл на каток.

- как сделать из бумаги гармошку, плетёнку,  птичку со сложным клювом , не журавлика,  которая из окна школы летит очень далеко ибо надо знать ,как подогнуть крылья для дальнего её полёта.
 
-  сколько всего нужного на помойках, проволоки, выброшенных радиоприёмников, деталей от неизвестных вещей,   старых дореволюционных  выключателей и как выглядел старые медные звонки в домах  поставленных на капремонт из-за  попаданий в них бомб в годы войны, не знают что значит  прыгнуть  со второго этажа на кучи строительного песка или цемента , убегая от строительного сторожа, , и ход по льду покрытому водой весной к ужасу зевак на берегу  под их предупреждающие крики проверяя свою храбрость,  но мы –то видели , что сквозь верхнюю плёнку воды видны пузырьки воздуха вмёрзшие в лёд и он толстый , а значит выдержит.. тоже не знают.

Мы были неуёмно любознательными и пробовали себя   во всём. 
В кружках...кораблестроительным, авиамодельном,  геологическом, биологии,шахматном, спортивных секциях,  радио, драматическом,  даже в детском   хоре Дворца Пионеров , приноравливаясь к  возможной специальности в будущем.
И хвастали друг перед другом кто, сколько и каких  книг прочитали , хлестаясь запоминанием  авторов.

Мы  в пионерлагерях   подстёгивали к барабану пружинку для лучшего отскока барабанных палочек и дроби удара , убегали с тихого часа  пройдя по крепёжной балке  из окна 2го этажа спального корпуса до пожарной лестнице, чтобы вместо тихого часа   сидеть в зоопарке пионерлагеря  в большой будке с овчаркой , которая тебя любит ибо ты уже за смену подкормил её не съеденными котлетами и хлебом из столовой, и ты для неё друг.
И главное тогда было успеть вернуться по той же лестнице в спальню, перед подъёмом горном в 16-30 до появления воспитателя или пионервожатой и притвориться спящим.
Да много чего....

Моё поколение помнит:

- сводки Информбюро  войне в Корее  на страничках « Пионерской правды» и  «Ленинских искр» с описанием разрывов бомб биологического оружия- фарфоровых , после  падения и разрушения которых разбегались мыши, крысы, пауки , или разлетались заражённые мухи. Об этом писали.

- как обычно  перед 8-м марта... днём... по радио особые позывные  и  извещение голосом Левитана - « Работают все радиостанции Советского Союза....»
и выступление Сталина , с низким , тихим голосом с лёгким грузинским акцентам о снижении  цен
« ....................С 8го марта снизить цену:
-  на мануфактура на 5 %, 
-  кондитерские изделия на 10 %,
-  продукцию машиностроения для населения на 7 %, на....»
 
и вся коммуналка, включив в комнатах своих тарелки на полную громкость   , но почему-то выйдя в коридор застывает боясь пропустить каждое слово вождя.... в уме подсчитывая, сколько же это теперь будет стоить и на сколько дешевле.

- помнит и сводки о состоянии  болезни Сталина , и срочные линейки в школах в день его смерти в Актовых залах с его портретами украшенными хвоей , с красными и чёрными лентами , и заплаканных учительниц, и суровые лица завуча и директора школы.

- помнит и морозное  , солнечное утро 5го марта 1953го и толпы людей на улицах и на мостах через Неву...и в 12 дня , минутный рёв всех заводских гудков над городом и клаксонов машин , и звонки трамваев.... и одновременно залпы с Петропавловки... прощание со Сталиным .и застывший , обездвиженный транспорт ... трамваи, автобусы, машины, троллейбусы.
И почти плачущий голос Берии по радио с траурного митинга на Красной площади.
Было холодно , солнечно , люди плакали, мужчины стояли сняв шапки, а я с интересом смотрел по сторонам.... Было так интересно от происходящего.
И немой вопрос в глазах у всех « Как же теперь без него ?».

- помнит смену портретов над школьной доской сразу после смерти Сталина на портрет Булганина, потом Маленкова, потом Хрущёва.

А летом срочное построение в июне лагерной линейки и объявление директором лагеря о предателе  и  агенте мусавитской разведки Берии ,о его расстреле и необходимости каждому кто натолкнётся на его портрет вымарать его чернилами или тушью, будь то газета или книга.

Мы росли с диафильмами, и без мультиков, кроме передач ТВ по воскресеньям « Пионерия»...на крохотном экране  , как у КВН-49, с линзой даже на модном и очень дорогом по тем временам « Ленинграде –Т2», который был единственным на всю нашу коммунальную квартиру у ответственного квартиросъёмщика и на просмотр которой  нас , ребятишек, приглашала его жена по воскресеньям.

Наших младших братишек и сестрёнок мы помогали мамам мыть в жестяной, детской ванночке  поставленной на табурет в комнате,или   тащить мокрое бельё на чердак для сушки. 

Наше поколение провожало своих учителей на освоение целинных земель в Казахстан, как героев.
Мы  помним делание уроков под передачу по радио "Театр у микрофона", и радиопередачи по утрам  в воскресенье « Весёлый спутник».
Помним и 12 апреля... полёт Гагарина.
*
Шёл урок  математики.
Сидели на последней парте с Мишкой Крюковым и он показывал  собранный им транзисторный радиоприёмник в мыльнице и динамиком из капсюля телефонной трубки , который вывинтил из телефона-автомата на улице.
Включил тихо под партой и вдруг .....
« .....в Советском Союзе запущен в космос гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин...»

Помню , что заорал на весь класс
- МЫ человека в космос запустили!...

И заорали все ....и математик растерялся, а я выскочил из класса и бежал по коридору школы и ногами бил в двери и орал, орал , орал и на всю школу...
И все занятия в школе были сорваны и потом мне ничего за это не было.
Орали все... даже учителя!
и вся школа вывалилась на улицу.

Мне и моим однокашникам повезло :
Мы со сверстниками  оказались в первой волне  экспериментальных школ Ленинграда-одиннадцатилетке,  где  всё преподавание вели преподаватели вузов, и потому была история страны вне программы с рассказами о Гулаге, о том , что по Ленинградскому делу вся партийная верхушка Ленинграда прошедшая блокаду с городом была отправлена в лагеря  , где были эсэсовцы, бандеровцы, предатели и полицаи, на урановые рудники  где и погибли.

Нам открылась  литература «Серебряного века», Зинаида Гиппиус, Бальмонт, Северянин, Мережковский, другие.. о которых мы и не слышали.
И занятия по литературе проходили в полном внимании и тишине.
А мы стали выпускать свой литературный самиздательский журнал « Мы сами», который как не странно стал храниться в школьной библиотеке и его удалось даже  увидеть через 30 лет на встрече выпускников 1962 года и устраивать в 9м классе поэтические вечера по «Серебряному веку».

Нам повезло в соревновании быть самыми начитанными , следить за новинками в литературе,  по  двое или трое суток стоять в очередь на подписку на « Иностранную литературу» у почтового отделения, включая ночь, чтобы быть в классе самым- самым.
За билетами на премьеры или  на поэтические встречи.

В нашу жизнь  в 60х ворвалась  оттепель, открыв Солженицына с его « Один день ИванаДенисыча»,  «Живаго» Пастернака, Мандельштама, Гроссмана,, Некрасова, Кузнецова,  нам удалось на расстоянии руки видеть молодых Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину, Вознесенского,слушать  запрещённые песни Высоцкого,  передачи по «Голосу Америки» с Робертом Конквистом и  « Большим террором» про ГУЛАГ,  передачи Севы Новгородского по БиБИ СИ , и мы переделывали радиоприёмники,
добавляя конвертер или встраивая в них синхронный гетеродин для подавления глушилок и улучшение качества прослушивания.

Моему поколению повезло , что  не познали войну, не потеряли  на афганской, чеченской  своих детей, любили, творили, строили планы, были уверены в своём будущем, безбоязненно гуляли ночами с любимыми , пели пенсии Окуджавы, Винзбора, Кукина, бренькая иногда пусть и  нескладно на гитаре.

Повезло и в том , что смена технологий не оказалась непосильной и мы освоили новые её разновидности, и вся информационная среда стала для нас естественной для повседневной жизни.

Повезло  с воспитанием в себе  сознания что тебе никто ничего не должен.
Что сам должен доказать кто ты есть, добиться в жизни высоты в знаниях, искусстве , мастерства  в выбранной профессии  просто потому , что так должно быть и это нужно твоей Родине , просто потому что Родина должна тобой гордиться.
И всё.

И никаких снисхождений и соплей.
ДА- значит  ДА....
НЕТ – значит НЕТ.
И никаких полутеней и компромиссов.
И сохранить эти грани понимания, как принципов , на всю жизнь.

Нам повезло даже в том, что на наших глазах разрушилась собственная страна, ибо не каждое поколение оказывается свидетелем исторических событий такой силы  и не каждое поколение  со временем приходит к пониманию  что в потере собственной страны виновато оно само  из-за легковерия в добренького, влюблённого в себя, но   не в страну «дядю»,  а потом ещё одного, и оно  получило мощную прививку   от опрометчивости в  выводах, выборе  и решениях, людях в будущем.

Все  эти качества позволили выработать самое труднее – задавать прямые вопросы,  ставя в тупик желающего схитрить  или что-то для себя односторонне выгадать.
Всегда  быть честными с женщинами.
Сохранить до волос,  ставшими цвета соли с перцем,  своих школьных друзей.
Создать  собственную графику жизни, любя свою страну,...и критикуя не её, а подчас самих себя за собственную осторожность. .

Графика жизни   мне позволила  побыть  в авиации,   предоставила возможность закончить Мухинское училище ,  стать профессиональным художником , подняться на желаемую вершину в творчестве , оставив свою отметину в его истории, пройти и отказаться от административных высот  во имя свободы художника,  познать уважение среди сотрудников и коллег за наличие мастерства и объективность , позволила сторониться  политики с её  компромиссами с её   решением вопросов в рамках возможного.
Быть иногда может и жёстким , но сохраняющим в себе Человека человеком.

Мне повезло с полным набором ощущений послевоенного мальчишеского детства.
Мне повезло с полным набором юности......
Мне повезло в  зрелости с  покорением вершин, с тропой жизни, с  отсутствием компромиссов на ней, с Отечеством  и страной, к которой испытываю гордость, что я его сын.

Нас было мало из того ...1944го в классе... и класс был маленький.16 человек.
Но сколько  он дал Родине... заслуженных -артиста, изобретателя СССР, художника, главных инженеров, докторов наук в физике и биологии , одного капитана 2го ранга  Военно-Морского Флота,полковника инженерных войск, строителей мостов в высокогорных ущельях и метро,киноредактора,  спеца в ядерной физике и специалиста причастного  к первым полётам в космос в ЦУПе .
Всюду  оказались мои однокашники.
Все закончили вузы .

На наших глазах вершилась мировая история, приходили и уходили лидеры, осваивались земли и космос, исчезали государства, делались открытия, распалась наша  страна , но не появилось отчуждение к ней , ибо хватило мужества винить в этом самих себя, свой инфантилизм, легковерие и глупость, а отношение к России  стало  более чутким, дорогим как к Родине и более бережным.
Мы невольно стали свидетелями и участниками её истории .
Редко кому  столь многому свидетелями удаётся стать.

Всем моим сверстникам повезло....Всему  моему поколению .


Рецензии
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.