Страницы одной биографии. Из творчества друзей
Страницы одной биографии.
Дорогой Читатель!
В рубрике "Творчество моих друзей", я представляю вам фрагмент замечательной книги написанной моим школьным товарищем.
Мы вместе заканчивали в 1954 м году 14-ю мужскую школу города Симферополя, в то время, областного центра Крыма.
По тому времени, это была одна из лучших школ области, судя по тому, что золотых медалей не хватило на всех достойных этой награды выпускников!
Но лучшим из лучших был автор этой книги-Валерий Федорович Венда,-
-доктор психологических наук, кандидат технических наук, профессор, лауреат международных премий за выдающиеся научные исследования психологии (СССР, 1984)и в области в области человеческих факторов, почетный член Общества человеческих факторов и эргономики США,(США, 1996)
На основе личного жизненного опыта он разработал законы развития и повышения творческого таланта, позволяющего человеку добиваться высоких результатов
в любой творческой деятельности , одновременно совершенствуя свою личность.
Книга называется: "Психология и опыт воспитания творческого таланта."
Это многотомный труд, включающий в себя и личные воспоминания, и научные открытия в области психологии, философские размышления о природе человека, его неиспользованных возможностях, об исторических сверхталантливых личностях,
с его рассказом о становлении его личности в течении 70 лет его жизни.
Итак, фрагмент его книги.
"Психология и опыт воспитания творческого таланта."
Посвящается моей матери Венда Лидии Николаевне,
подарившей мне жизнь и привившей искусственный
творческий талант, и моей любимой жене
Венда Лилии Андреевне,подарившей мне вторую жизнь
и несравнимое счастье любви и творчества.
В.Ф. Венда
1
Талант — выдающиеся способности человека,
проявляемые в определённой сфере деятельности,
позволяющие на основе принятия нестандартных
решений добиваться высоких результатов.
ВИКИПЕДИЯ
Величайший из мудрецов Сократ сказал, что в каждом человеке кроется солнце таланта и что ему можно дать светить, если человека сделать свободным творцом.
Но как раскрыть этот талант, как воспитать талант творчества и креативности у человека, который родился без таланта?
Я разработал систему, на своем личном опыте, и сформулировал в виде четырех
законов, позволяющих в любом человеке развить задатки его способностей к творчеству,
и даже создать ИСКУССТВЕНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ТАЛАНТ, позволяющий человеку достигать
больших успехов в любой профессии!
Как родилась идея искусственного таланта?
Я рос в семье без отца, ( мой отец, разведчик Венда Федор Мартынович
погиб в застенках гестапо, в 1942году.после долгих мучительных пыток, не выдав своих связей,
а также имен коммунистов и евреев, которые не смогли выехать из Крыма и были бы расстреляны фашистами.)
Семья наша после окончания войны была в особо критическом положении. Наша семья жила в голоде,
пораженная в правах сталинским режимом за пребывание в фашистской оккупации, подавленная психологически
и в трауре по погибшему отцу.
Мать была чрезвычайно умным, набожным и религиозным человеком. Зная, что религия в школе
и во всем советском обществе была строго запрещена, мать решила тайно, исподволь возложить
на меня добродетельную миссию. Однако она боялась подвести меня под голгофу карательной
беспощадной советской власти.
Мать начала с того, что я, маленький, болезненный мальчик десяти лет, окончивший четвертый
класс со слабыми оценками, могу помочь нашей семье выбраться из катастрофического положения.
Сама она только что получила работу в буфете, обещала добывать еду. Брат, чья успешная учеба
была прервана войной, пошел работать помощником автослесаря и стал получать маленькую зарплату.
Мать сказала мне, что самое главное, чего не хватало семье, это какого-то успеха, который мог
бы принести в семью радость. Мать сказала, что вся надежда ложится на меня.
Она и брат очень горько пережили мою неудачу в учебе в начальных четырех классах, так что теперь
они надеялись, что я исправлю учебу в пятом классе и принесу в семью жизненно необходимую радость.
Так мать в очень деликатной и посильной для меня форме объяснила мне необходимость изменить
отношение к учебе и возложила на меня важную и ответственную миссию спасителя семьи, и чувство
" маленького мессии" определила СВЕРХМОТИВАЦИЮ (1),для моего отношения к учебе.
Я ста быстро покидать группу отстающих, и в этом тоже была заслуга мамы.
Моя мама Л.Н. Венда предположила, что сочинение и просмотр снов ночью – это пустая трата времени
и сил. Она считала, что вместо этого человек во время сна может производить полезную работу.(2)
Она стала перед сном просить меня прочитать условия задач, которые были заданы на дом,
и стал быстрее справляться с домашними заданиями. Легче стало запоминать то, что задано учить
наизусть , и вскоре стал перегонять других отстающих учеников.
Вскоре после начала учебы в пятом классе, когда я вдруг поменял прежние постоянные тройки на
твердые пятерки, учительница, бывшая у нас классным руководителем, пораженная произошедшей
со мной метаморфозой, попросила меня помочь двоечникам, с которыми я по-прежнему дружил.
Мать поддержала просьбу учительницы. Так у меня возникла ответственность за спасение из
клоаки двоек и троек группы из десяти ребят. Все они потеряли надежду выбраться из вечных
отстающих, многих из них били родители за двойки. Ребят вдохновил мой собственный пример,
я был одним из них, а потом вдруг взлетел в глазах учителей и ребят. Меня ставили в пример,
а в конце пятого класса мне вручили похвальную грамоту как круглому отличнику.
После уроков я часто оставался заниматься с отстающими, делал с ними домашние задания на
следующий день. Я пользовался их полным доверием. Они даже записались в секцию легкой
атлетики, в которой я занимался.(3)
Особенно популярен среди них был эстафетный бег 800-400-200-100.
Я всегда бежал заключительный этап, мою коронную дистанцию 100 метров.
А ребята соревновались между собой за право бежать предыдущие три этапа эстафеты.
Тренер часто устраивал нам забеги на рекорд Крыма по популярной тогда «Большой шведской»
эстафете. Бегали мы в перерыве между футбольными таймами в присутствии многочисленных
болельщиков. Ребята этим очень гордились.(4)
За каждый рекорд нам давали призы. В качестве призов однажды вручили одноствольные охотничьи
ружья. Учились мы тогда уже в девятом классе. Никакой регистрации или разрешений на оружие
тогда не было, так что нам свободно и принародно вручили по ружью. Правда, когда мы пришли
в раздевалку, тренер сразу собрал наши ружья, а нам вручил сертификаты на обеды в столовой,
которую он сам называл «Зеленым змием», со словами: «Это вам будет полезней в нынешнее
голодное время».
Мои товарищи благополучно выбрались из мало уважаемого разряда двоечников, а некоторые
перестали общаться со своими старыми друзьями, которые промышляли воровством.
Понемногу стал я для своих друзей чем-то вроде спасителя и опоры. После десятого класса
некоторые из них, как и я, поступили в солидные вузы. А дружеские отношения мы еще долго
поддерживали.
Мои друзья из отличников учебы недоумевали, что общего было у меня с «хулиганами».
И не могли они понять, что те ребята, которых мне удалось подучить и поддержать, были
очень важны для меня, поскольку они помогли мне убедиться в возможности выполнить миссию
спасения слабых душ, стать для них лидером и примером.
Моя учительница английского языка Т.А. Валова еще в шестом классе сказала мне,
что, если продолжу так же напряженно и увлеченно работать по всем предметам, то смогу
стать послом СССР в США.
Она продолжала по секрету говорить со мной о том, что так я смогу принести наибольшую
пользу стране, помочь восстановить союзнические отношения СССР с США и Англией, спасу
нашу страну от разорительных расходов на вооружения и, особенно, от новой страшнейшей
угрозы – атомной войны.
Учительница твердо заверила меня, что поскольку я собрал к десятому классу коллекцию
из пяти похвальных грамот за ежегодные отличные успехи в учебе и безупречное поведение,
то передо мной откроются двери лучших вузов страны.
Я мечтал только об одном вузе, том самом, который выпускал послов и других дипломатов,
Московском Государственном Институте Международных отношений, сокращенно МГИМО.
В связи с этим я усиленно работал по всем предметам. Ведь дипломат должен знать все,
так мне повторяла Таисия Александровна, красотой которой восхищались все ребята.
Кроме учебников я читал еще множество книг и Большую Советскую Энциклопедию, поражая
учителей и учеников обширными дополнительными знаниями.
Но особенно я увлекался учебниками по истории дипломатии, написанными А.М. Панкратовой
и другими авторами. Старался я вникать во все детали, вплоть до официальной формы
одежды дипломатов, протоколов и организации дипломатических приемов и балов. Об этом
я рассказывал матери и брату, отвлекая их от тяжелых мыслей.
Массу времени я тратил на внимательное чтение выступлений глав делегаций на Генеральных
ассамблеях ООН. В дни ассамблей газета «Правда» иногда выходила на шестнадцати страницах.
Наверное, только сознание моей особой миссии спасителя семьи и мечта стать послом в США
придавали мне силы, чтобы прочитывать эти скучные материалы.(5)
К концу школы я уже был готов к вступительным экзаменам в МГИМО.
И тут грянул гром. На дне рождения моей ровесницы соседки Аллы Чефрановой, ее отец спросил
меня, в какой вуз я собираюсь поступать. Я незамедлительно ответил, в МГИМО.
Сосед внимательно посмотрел на меня и сказал тоном, не терпящем возражений:
«Забудь о МГИМО, тебя туда не примут, ты ведь был в оккупации».
Потом Алла мне разъяснила, что ее отец, полковник КГБ, начальник управления кадров по Крыму,
был хорошо осведомлен о порядках в тогдашнем СССР.
Тогда это сообщение, хоть и сэкономило мне немного времени для поступления в МЭИ, было для
меня болезненным ударом. От этого удара я не только оправился, но и поблагодарил судьбу за
него, когда много лет спустя я объездил много стран и притом со свободным статусом признанного
ученого. Статус дипломата ограничивал бы мое передвижение во многих странах пределами круга
радиусом 23 мили вокруг советского посольства.
В другой раз судьба берегла меня, когда, будучи студентом МЭИ, я подал заявление о приеме
на третьем курсе на новую объявленную тогда специальность, атомные электростанции.
Меня, к моему разочарованию, а на самом деле к моему счастью, отвергли. Это спасло меня!
Специальность оказалась опасной и вредной.
Все мои товарищи, которым повезло попасть на нее, давно уже лежат в сырой земле,
многократно облученные радиоактивными материалами.
Я рассказал о том, как мне был привит скромный универсальный талант, который
позволил мне стать крупным инженером, затем возглавить эргономику в СССР,
стать самым молодым доктором психологических наук и создать ряд новых научных
и практических дисциплин.
Я был награждён высшими международными премиями за выдающиеся психологические
исследования.
Сначала в 1984 г. я был объявлен Лауреатом Международной премии, присужденной
совместным решением Академии Наук СССР и академий наук других девяти
социалистических стран. Я был награжден как инициатор и руководитель обширной
программы исследований открытой мной системы из четырех законов взаимной адаптации
и трансформации систем.
Я надеюсь, что мой рассказ привлечет внимание родителей. воспитателей, наставников,
педагогов, и психологов, которые хотели бы воспитать интеллектуальные творческие
таланты у своих детей или учеников.
Такие таланты все нужнее обществу, все труднее человеку без творческих способностей
находить себе достойное применение, добиваться успеха и счастья.
Несколько коментариев .
1) Сверхмотивация.
Мотивация - Мотива;ция (от лат. mov;re «двигать») — побуждение к действию;
психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность,
организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои
потребности.
Чтобы воспитать особые творческие способности у ребенка, нужна СВЕРХМОТИВАЦИЯ!
Ему надо подсознательно внушить, что на нем лежит особая миссия, что он способен лучше всех других
одолеть учебу и стать талантливой творческой яркой личностью.
Нужнр убедить ребенка, что эти достижения ему нужны не для праздного развлечения и похвальбы перед
другими людьми, а для того, чтобы нести людям добро, чтобы спасти свою семью, своих товарищей,
тщетно старающихся постигнуть школьную учебу, помочь им обрести веру в свои силы.
Подсознательно ребенок должен поверить, что, приложив все свои творческие силы, он сможет спасти
свой народ и все человечество.
Для этого, рядом с ребенком нужен НАСТАВНИК, родители, учитель, воспитатель.
Все уровни и задач развития не должны раскрываться сразу, чтобы не захлестнуть ребенка этой волной,
не перегрузить его сознание.
(2) Сны - как элемент обучения для выработки творческого таланта
Моя мать не имела никакого формального образования и потому, она не могла знать, что, как
указывал Ж.- Б. Ламарк, любой орган жив, пока работает. Чтобы мозг человека оставался жив
во время сна, мозг эволюционно выработал способность создавать и просматривать сны, состоящие
из фрагментов образов и воспоминаний, лишенных смысла для проснувшегося человека.
Сны - непостижимое таинство рождения великолепных стихотворений, гениальной музыки,
сложнейших математических решений, неожиданных идей, создающих науку!
Л.Н. Венда угадала, что вместо создания и просмотра снов для сохранения мозга в
рабочем состоянии, мозг человека перед сном с помощью четкого задания может быть ориентирован
на выполнение некоторой полезной работы.
Например, перед сном ребенок-ученик школы может прочитать условия задач, которые он
должен решить дома. Постепенно задания на сон могут усложняться, например, могут
добавляться поэмы, стихи или правила грамматики, которые должны быть выучены наизусть
вместе с примерами к каждому правилу.
Н. Венда выдвинула эту гипотезу в 1948 году, самостоятельно, задолго до других авторов,
в частности многих американских психологов и практических учителей творчества.
(3)Работа в коллективе, - как элемент повышения творческого таланта.
а Есть шуточная присказка: "Объяснишь что-то другому, сам поймешь , что к чему!"
Но за этим стоит реальная возможность самому глубже вникать в суть вопроса, работать над
те, темой, вырабатывается привычка искать новые решения.
(4) Спорт - важный элемент для повышения творческого таланта.
Спорт - это творчество, как и искусство, технология, литература, наука, но не только
Спорт закаляет характер человека, вырабатывает волю превысить самого себя, концентрировать силы,
проявлять смелость для преодоления казалось бы непреодолимых препятствий!
(5) Язык -сверхважный инструмент повышения творческого таланта.
Язык дан человеку как способ обмена информации, а изучение иностранного языка не только
совершенствует память ,но и открывает доступ к оригинальным первоисточникам знаний, позволяет понимать
особенности психологии другого народа, расширяет круг общения между людьми любого интеллектуального
уровня.
Автор рассчитывает на ваш отклик, с уважением, ВД
Свидетельство о публикации №221030901561
После прочтения труда "О подсознательном творческом мышлении" и четырем Законам Венды я кратко резюмировал следующее, поэтому повторюсь: "Уважаемый Валерий Федорович, с интересом прочитал Ваш труд и расцениваю его как послание человечеству от талантливого ученого и патриота, как глубокое осмысление своего вклада и опыта. Вы на основе научного подхода по исследованию развития интереса у ребенка, по его концентрации внимания и целеполагания при освоении школьных предметов, а далее по жизни и профессиональных навыков на основе выявленных, изученных и сформулированными Вами четырех Законов Венды, которые Вы в своей книге популяризировали для каждого из нас. Эти законы позволяют в человеке развить его способности к творчеству и далее создать "искусственный творческий талант", который поможет человеку достичь больших успехов в любой профессии, чтобы и мы, как и Вы смогли сделать "психологическую прививку" своим детям и внукам для улучшения качества их развития. Вы научно обосновали и практикой проверили, как необходимо "искусственно развивать творческий талант" - творческое мышление, вызывая интерес к учебе, производственной и иной деятельности, и за что Вам низкий поклон и признательность. Вы научно оформили доказательную мотивацию развития творческих способностей, чтобы человека сделать "свободным творцом", а это высший пилотаж исследовательской мысли и практики. Вам это удалось, поэтому не случаен оглушительный успех не только в нашей стране, но и в мире. Ваш исследовательский труд "Психология и опыт воспитания творческой личности" невероятно актуален. Ваша книга станет учебным пособием не только психологов, а также родителей и производственников на все времена! Желаю Вам творческих успехов, здоровья и благополучия, а Крыму процветания! С глубоким уважением, Олег Александрович".
Олег Намаконов 14.03.2021 14:28 Заявить о нарушении