Рюген, продолжение 65

                начало: http://proza.ru/2019/09/21/1594


В доме дружного семейства Эстер готовились к шумному и красочному празднику Коляды*. С утра пекли ржаные калачики, солёные бублики и сладкие, на берёзовой патоке**, пряники. В помощь позвали одинокую соседку Милицу и никогда не унывающую травницу Владу. К вечеру должны объявиться колядники и нужно успеть с подаяниями да ещё и в избе прибрать. Но, в восемь женских умелых и трудолюбивых рук работа спорится вдесятеро, опытная хозяйка едва успевала нарезать им кусочки сдобного теста.

- Мама, я думаю, хватит. Из остального напечём себе ватрушек, Влада нам свежего творога принесла.

- У тебя уже бурёнка завелась, кудесница?

- Нет, это моей «сторожихи» кормилица, я с обеими лажу. Сама коз держала, да хлопотно с ними одной... У меня и сыр овечий есть, от благодарных овчар, надо бы с вами поделиться.

- Ты нас не искушай, мы люди гордые, но бедные... - подтрунила над травницей Хельга.

- А твои как идут делишки? – спросила та Эллу.

- Как видишь.

- Чё-то ты темнишь... Не влюбилась ли случаем?..

- Сорока на воде хвостом писала что скоро рожу...

- Да ты что!

- Для любви не было времени.

- Было бы кого любить, нашлось бы и время... в гарнизоне полно молодых ребят.

- Поуже меньше. Моих баловней нурманы с пол-отяда покрошили. Мне тоже рёбрышки посчитали... Хорошо, что война закончилась, но ополчение распустили... пришлось расстаться с грёзами о ратной службе...

- Тебя уволили?   

- Пока служу...

- Ну, не буду лезть в душу, захочешь, сама расскажешь... Я на днях с родственниками Алфея встретилась, они готовы поискать своих братьев на Птичьих скалах. Если оба доселе живы, чем-то должны питаться, - только там можно найти пресную воду и прокорм. Нигде больше. Три дня на горячих углях и бобах гадала. Не дают мне покоя мои навязчивые сны. Супружник меня в них кличет и кличет, просит найти нашу лодку. Где я её найду, обыскалась уже...


Вечером во всей Арконе стало весело и разгульно. Пёстрые ватаги юных отроков и отроковиц ходили по заведомо открытым дворам с задорными песнями-колядками и потешно требовали с хозяев съестную «дань». Посмей не дать! Опозоришься. Ведь Коляда - это не только ведический праздник зимнего Новолетия, но и древний обычай "Преломления жита на Круг". "С кем хлеб преломил, - тот тебе и брат", - так говорили спокон веку славяне, собирая в складчину круговое питание.

В нижнем посаде всю ночь жгли большие праздничные костры-крады и «гоняли Балду»*** вокруг старого капища. После ведического зимнего Новолетия, народное гулянье продолжалось три дня и три ночи, ибо, как говорили ругии об этих днях: "На воробьиный скок длиннее денёк".

Элла со своими единоутробными братишками и Владой за компанию хорошо позабавились.

               
                (продолжение по ссылке)

http://proza.ru/2021/03/11/1440


* В конце стуженя, когда дневное время уже прибывает, отмечается праздник, именуемый Коляда. Так, 25 декабря, в День зимнего солнцестояния, колядники рядились медведями, козами, конями, прогуливались от дома к дому с песнями, называемыми «колядками». Вместе с пожеланиями всех благ для дома и собиранием подаяний – пирогов, караваев и сладостей, они шутливо обещали скупцам разорение и нищету. Тогда было принято считать, что пока люди колядуют, нечистой силе приходится неистовствовать и похищать с небес Луну и звезды. Празднество воплощало переход светила от зимы к весне, победу светлых сил над темными. Для оказания помощи солнцу в победе над злыми духами народ жег кострища, пел песни и плясал вокруг огней. Кое-где Коляду именовали Авсеней или Таусеней, что, по предположениям исследователей, происходило от Ясеня и было одним из солнечных имен.

** В качестве недорогих подсластителей древние славяне использовали плоды лоха серебристого (в нём до 25% сахара) и красные мясистые шишечки можжевельника (до 47% сахара). Берёзовый сок тоже очень богат полезным природным сахаром - концентрация его в патоке достигает 60-70%.

*** Парни гоняли горящий толстый обрубок бревна. Ежели удавалось прокатить его и вернуть горящим обратно в костер - считалось, что всех ждало благоприятное житьё. Для этого незамужние девушки расчищали дорожку, а "Балду" иногда умасливали, поливая маслом (была и другая хитрость "Балду кормили маслом" - в выдолбленное заранее нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).


Рецензии
Как всегда нахожу много новой интересной информации, например, про "преломление жита на круг" и про традиции Коляды. Жду продолжения.

Влада Дятлова   10.03.2021 20:36     Заявить о нарушении
Чтобы познать традиции Коляды, Вам надо бы к следующему Рождеству (25 декабря) посетить украинское Закарпатье. Там обряд Коляды сохранился до наших дней.
Это невольно наталкивает на мысль, что украинцы наследники великой дохристианской культуры славян, а запоребриковые "братья" к этой культуре мало или абсолютно никакого отношения не имеют.

Спасибо, что читаете!)

Дастин Зевинд   10.03.2021 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.