О ротозее и золотой птице

У одного господина было три сына: два мудрых и один глупый. Старший умел играть на скрипке, средний на дудке, а глупый тем временем постоянно сидел на печи и строгал палочки. В саду того господина росла яблонька с золотыми яблоками. Однажды домочадцы заметили, что каждую ночь исчезает одно яблоко. Отец наказал старшему сыну сторожить фрукты. Парень пошёл в сад, приставил лестницу к яблоне, сел и начал играть на скрипке. Перед рассветом его смотрил сон. Тогда что-то зашумело. Когда парень проснулся, никого не увидел вокруг, однако, на дереве было одним яблоком меньше. Убитый отчаяньем парень вернулся домой. Вечером второй сын господина сказал:
- В этот раз пойду я, и увидите, что устерегу.
Когда настала ночь, парень пошёл в сад, сел на лестнице. Вынул дудку и начал играть на ней всевозможные мелодии. Дул, дул в дудку, но на рассвете немного задремал. В тот самый момент что-то зашумело. При этом парень проснулся, с яблоньки исчезло следующее яблоко. Пристыженный сторож вернулся домой. Вечером ротозей заявил всем:
- Встану на голову, но яблочко устерегу.
Домочадцы высмеяли бахвальство ротозея. Он, тем временем, когда настал вечер, собрал пучок палочек, пошёл в сад и взобрался на яблоньку. Уселся и, напевая, принялся строгать. Когда начало светать, ротозей услышал нарастающий шум. Он затаился в кроне дерева и через миг увидел налетающюю большую золотистую птицу. Птица приблизилась к яблоньке, а ротозей схватил её за хвост. Птица вырвалась и улетела без яблока. В руке ротозея остались три пера. Ротозей вернулся домой и гордо сказал:
- А что, разве я не говорил, что устерегу! Птицу не удержал, но у меня есть её перья, а яблоки в сохранности.
Братья от стыда не знали, куда смотреть. Им было стыдно, что ротозей оказался лучше них. Через некоторое время старший брат сказал:
- Иду, братья, в мир, буду искать золотую птицу.
Взял деньги на дорогу, разную еду, прихватил меч, оседлал коня и уехал. Время шло, а старший брат не возвращался. Тогда средний брат заявил:
- Теперь поеду я, буду искать и брата, и птицу.
Набрал разных разностей, прихватил меч, оседлал коня и уехал.
Отец ждал год, ждал другой, а сыновьев и птицы как не было, так и нет. В один из дней ротозей, строгая палочки, сказал отцу:
-Видите, батюшка, нет ни наших парней, ни птицы. Видимо, пришла уже и моя очередь.
Услышав это, отец подумал:
"А иди ты к черту, раз нет мудрых, то пусть и ротозея не будет".
Ротозей не взял с собой ни еду, ни деньги. Взял только перо золотой птицы, перочинный нож, которым строгал палочки, сжал в руке посох и пешком отправился в путь. Шёл-шёл,  и начало смеркаться. И тогда ротозей наткнулся на дохлого коня, лежащего у дороги.
У коня не было внутренностей. От него остались только рёбра, обтянутые кожей. Остановился ротозей возле коня и думает: "Если лягу спать на хворосте, мне будет холодно, если буду просить ночлега у людей, могут не принять, поэтому влезу между конских рёбер и посплю словно на отцовской печи". Влез ротозей в конское брюхо, улёгся и сразу же уснул. Через некоторое время услышал сквозь сон, что кто-то толкает его приют. Проснулся ротозей, посмотрел через рёбра и увидел волчицу с маленьким волчонком. Волчица теребила падаль, а волчонок бегал вокруг. Через минуту волчонок влез в конское брюхо, и тогда ротозей его схватил. Волчица начала просить и умолять:
- Верни мне моё дитятко, а я тебя отблагодарю, чем захочешь.
- Ничего от тебя не хочу, только расскажи мне, где находится птица, которая крадёт с нашей яблоньки яблоки.
- Провожу тебя к птице, но ты должен меня подождать, пока провожу в логово моё дитятко.
- Хорошо, - согласился ротозей, - иди и возвращайся.
Волчица сдержала слово, вскоре вернулась и сказала:
- Садись на меня, доставлю тебя намного быстрее, чем сам добрался бы.
Ротозей сел на хребет волчицы, и они отправились в дорогу. Когда они хотели есть, волчица приносила мясо. Ротозей жарил его на огне, они ели и вновь двигались в путь. В конце концов достигли моря. Тогда волчица сказала:
- Поймай себе гуся. Ты должен хорошо поесть, потому что тебе потребуется много сил перед ожидающими тебя трудами.
Когда ротозей уже поел, волчица сказала:
- Садись на меня, мы должны переплыть море.
Переплыли море и предстали перед дворцом. Волчица тут же приказала ротозею:
- Иди сейчас во дворец. Только иди медленно и потихоньку, потому что это зачарованный дворец. Все в нем спят. Если кого-нибудь разбудишь, то живым не уйдёшь.  В воротах пройдёшь мимо привязанных псов. Следи за тем, чтобы их не побеспокоить, потому что начнут лаять и поднимут на ноги весь дворец. В первой комнате увидишь на стене колокольчик, украшенный каменьями золотой меч. Не трогай его, потому что начнёт звенеть, всех разбудит, и ты пропадёшь. Во второй комнате увидишь деревянные часы. Не трогай их. Если тронешь, часы зазвонят, и ты пропадёшь. В третьей комнате висит золотая клетка, а в ней сидит золотая птица, которая крала ваши яблоки. Потихоньку открой клетку, достань птицу и возвращайся с ней сюда.
Ротозей прошёл через ворота и увидел во дворе много спящих людей. Вошёл во дворец и дошёл до третьей комнаты. Он быстро открыл клетку, и сразу же раздались звоны. Убегая через вторую комнату, ротозей схватил часы, которые начали бить, в первой комнате схватил меч, который начал страшно звенеть. От шума все проснулись и бросились в погоню за ротозеем. Однако он взял ноги в руки и в миг домчался до волчицы.
Он сел на неё вместе с добычей, и они помчались к морю.
Когда проплыли значительный путь, увидели на берегу множество людей, в отчаянье заламывающих руки. Когда переплыли море, ротозей начал просить волчицу:
- Скажи мне, где мои братья и как я должен их обнаружить.
- Не пробуй искать своих братьев, потому что они тебя убьют.
- Всё-таки скажи, где мои братья. Отец держит меня за дурака, а братьев любит. Пусть он ими утешится.
- Если хочешь, иди на королевский двор. Там пленены твои братья. Однако остерегайся, как бы братья тебя не убили.
Ротозей попрощался с волчицей и отправился на королевский двор. Волчица побежала к своему дитятке.
Ротозей предстал перед королём и выпросил освобождения братьев. Все вместе отправились в обратный путь. В оесу старшие братья сговорились против ротозея и убили его. Оттащили труп с дороги, прикрыли хворостом, забрали его добычу и поехали домой. На удачу, как раз тогда прибежала волчица.
Она сразу почуяла тело ротозея. Ращворошила хворост, увидела ротозея и сказала:
- Не слушал меня, и вот, какой конец, а я говорила, предостерегала, поучала.
Волчица страшно отчаивалась, но не могла найти никакого способа спасения. Наконец, решила:
- Пойду к дохлому коню, может быть, там найду какой-нибудь выход.
Прибежала к коню и влезла в его брюхо. Через минуту налетели вороны и начали клевать падаль. Волчица внезапно схватила одного вороненка. Клгда ворон начал умолять выпустить дитятко, волчица сказала:
- Выпущу твоего детёныша, но ты долден принести мне воды живой и целительной.
- Принесу тебе воды в мгновение ока, - ответил ворон и исчез.
Полетел ворон за горы, за леса, набрал две фляжки воды и принёс волчице. Волчица схватила фляжки, вернула ворону детёныша и побежала к ротозею. Сбрызнула его живой водой, и ротозей ожил, сбрызнула целительной водой, и его раны зажили. Тогда волчица заговорила:
- Разве я не предостерегала тебя против братьев? Иди теперь домой, потому что твой отец устраивает пир по поводу возвращения твоих братьев. Съезжаются и господа, и цыгане, и священники, потому что всем любопытно, с каким богатством вернулись твои братья. Дома тебя не узнают. Проси, чтобы тебя приняли на кухню. Отец не согласится, но повар примет тебя, так как у него много работы. Ты влей по капле этого напитка в каждое блюдо, чтобы гостям было вкуснее.
Когда ротозей вернулся в отцовский дом, повар охотно принял его в помощники.
Ротозей поставил на огонь всевозможные блюда и сказал повару:
- Дядюшка, иди спать, я всё доготовлю, как надо.
Довольный повар лёг спать и проснулся только тогда, когда пришла пора накрывать на стол.
Гости ели блюда и не могли надивиться, так всё было вкусно. После пира хозяин позвал повара и начал благодарить за прекрасно приготовленную еду. Однако повар был человеком учтивым и сказал хозяину:
- А это мой помощник приготовил такие вкусные блюда.
- Ну, позовите этого помощника.
Когда ротозей пришёл, отец спросил его:
- Откуда ты и где научился так вкусно готовить?
- В тёмном лесу, у дороги. Там, где братская рука злом за добро заплатила.
Хозяин и гости ничего из этого не поняли, но братья побелели как полотно. Тогда поваренок добавил:
- Если не понимаешь глупого поваренка, то, может быть, поймёшь мудрых сыновей.
- О чём говоришь? - удивился хозяин.
- А куда, господин, делся твой третий сын, ротозей?
Эти слова ударили отца в самое сердце. Он посмотрел на сыновей и сказал:
- А Бог знает, куда он подевался.
Тогда ротозей упал отцу в ноги и воскликнул:
- А между тем, я твой сын! Это я выполнил необыкновенные вещи! Я добыл за морем золотую птицу! Я вызволил братьев из тюрьмы!
И ротозей начал рассказывать обо всех приключениях, которые испытал после ухода из отцовского дома.
Отец всё выслушал и приказал разорвать мудрых сыновей железными орудиями. С ротозеем же живёт в радости до самого сегодняшнего дня.


Рецензии