Мощь и поражение Саакадзе в деле объединения Грузи

Не веду речь о союзе князей между собой, тем более о союзе с азнаурами.
Имел в виду, что Саакадзе, проводя успешную политику объединения всех сил Грузии, от владетельных князей, царской крови, эриставов, до самых мелких, до дворян-азнауров, и до крестьян, мсахури, глехи, месепе, и ремесленников-амкаров, и всех земель и народов Грузии, имел возможность политическими инструментами довести объединение до полного успеха.

История - это сплошное сослагательное наклонение, рассмотрение связей сил, мотивов и механизмов действий, возможностей сторон. Иначе бы история была набором статистических данных и более ничем.
И мы можем предполагать, что найди Саакадзе и Шадиман Бараташвили общий язык лет на 20 ранее, или несколько позже, что более плотно используй Саакадзе свои влияние, авторитет и силы в Грузии и в Иране, он бы мог достичь своих целей, объединить Грузию. На его стороне был народ, дворянство, большая часть аристократии. Георгий X дал Саакадзе княжеское достоинство, тесть, Нугзар Эристави Арагвский, вес среди князей. Действия Саакадзе дали ему авторитет среди всех сил в Грузии. Мудрые действия Саакадзе в сражениях и в политике привели его на должности военного министра  Грузии, моурава, и командующего войскамм Ирана, сераскира Шаха. Дружба с Шахом и его визирями, родственные связи царя Картли Луарсаба с Шахом и с Саакадзе... Наличие у Саакадзе верных и умелых соратников, дружины барсов, личных разведчиков и дипломатов Папуны, Юсуфа, Дато, личных друзей среди верхушки азнауров, Гуния и Асламаз, духовенства, настоятель Кватахевского монастыря Трифилий, а затем и католикос Грузии, амкарства и купечества. Небывалый в истории актив! И такая картина складываетя не только по художественному повествованию Антоновской, но и по историческим источникам.
Как смог Саакадзе не использовать тауую мощь для полного достижения своих целей, объединения Грузии от Никопсы ло Дербента, как во времена Давида Горгасала и Тамар? Очень непростой вопрос. И опять куча сослагательных наклонений в попытках найти ответ на него. И выведение рецептов, из этих наклонений и исторического опыта, для действий в современных положениях, для чего и нужна наука история.

Возможно Саакадзе, всё же, был человеком. Т.е. имел слабости, был не столь мудр, дальновиден, последователен и тверд, как показано в романе Антоновской. Его попытки поставить во главе объединенных грузинских царств и княжеств то царя Кахети Теймураза III, слабовольного, недалекого, шаириписца... То принявшего Ислам царевича Хосро, еще менее авторитетного, пусть более целеустремленного, чем Теймураз... То малолетнего внука Эристави Ксанского (не имевшего права на престол, и махинации Саакадзе и прелатов грузинской церкви с нахождением неким монахом упоминания в древних рукописях сведений о родстве рода Эриставов Ксанских с царями Грузии вызвало не только смех княжества и читателей романа, но и падения авторитета Саакадзе и его дела)... Эти, можно сказать - нелепые, попытки снижали авторитет Саакадзе в Грузии и в соседних странах, привели к ослаблению союза сил всех сословий вокруг Саакадзе и к непозволительным потерям времени.

Увы, сильная умелая личность, да еще чтобы благородная, редкость, а то и вовсе небываля вещь в истории. Подлецам на данном поприще, как и на многих других, проще и легче достичь успеха, за счет низменных методов и преследования более простых и легче достижимых целей, не блага для всех! Подлецы могут массово гибнуть на пути к власти и успеху... Но наверх, победив в борьбе, чаще всего выходит кто-то из их числа.
А благородные герои остаются в истории для услаждения наших эстетических и моральных притязаний и для поднятий нашего духа на борьбу, в которой нас в наиболее успешной степени используют очень в малой степени благороднве силы.

Как упомянуто в предисловии критики Климом Жуковым фильма про Македонского: "Стоит только начаться какому-то благородному делу, как возглавить его пробираются наибольшие злодеи."


Рецензии