Визитёр

               

Он зашел ко мне утром, где-то около десяти часов, когда уже
закончилась обычная утренняя оперативка и все подчиненные получили наряды: разбежались - разъехались по своим рабочим местам.
Было июльское  жаркое утро, душное и томное, и каждый мой работник жаловался-брюзжал, что как бы день этот отработать и молил- желал хоть небольшого дождичка. 
 –  Приветствую тебя, директор! – пробасил мой визитер и, без приглашения,
 не сел, а плюхнулся на стул. – Как здоровьице?!
Уже не молодой, лет под пятьдесят, лысоватый мужчина, среднего роста, худощавого телосложения, слегка сутулый, в помятом, но добротном светлом летнем костюме, вел себя вызывающе  нагло: деловито обшарил глазами всю обстановку моего кабинета, потрогал монитор компьютера, потеребил ручки в письменном приборе. От него разило спиртным и дешевым одеколоном.
Постучав пальцами по столу, он засучил один рукав своего пиджака и продемонстрировал мне свою замысловатую татуировку. Довольный собой он бросил без всяких церемоний:
 – Я только что откинулся… Хочу сделать праздник себе и двум своим      дружкам… Надо срочно пойло.
Наглядевшись за свою жизнь на всяких там пьяниц,  – разговаривать с ними, что рыбу в ванной ловить удочкой, и дабы не терять попусту времени я, не стесняясь в выражениях, указал ему на дверь, не забыв при этом высказаться о вреде пьянства.
 – Да что ты, брат, – как-то вдруг виновато, озираясь на дверь, произнес визитер, вздохнул  и, потупив глаза, промямлил: – Не кричи. Думаешь мне надо спиртное?
 – А кому – мне или дяде с улицы? – взбесился я. – Иди и купи спиртное в магазине.
 – Да я почти не пью, – начал, почему-то, оправдываться он и глаза его воровато забегали. – Это я дружков своих хочу ублажить. А денег нет… Голяк. А тут вижу у тебя магазин, солидная фирма,и пойла всякого в магазине хоть залейся.
 – На водку не дам и не проси, – рубанул я сходу. – Не солнце, всех не обогрею.
 – Помоги, брат, – взмолился он, чуть не плача. – Только вчера, вечером, вернулся… Пять лет на зоне парился… По дружкам соскучился. Всю ночь с ними пробалагурил, а жидкость кончилась. Войди в положение.
 – Вот пусть дружки тебя и отогревают, – подытожил я и хотел его выставить за дверь.
И тут он картинно встал передо мной на колени, прося его выслушать и
дать в долг спиртное. То, что он мне потом рассказал, было какой-то нелепицей или злою выдумкой. Оказывается он тоже был директором фирмы и прогорел – недостача в его магазинах потянула на приличную сумму,  – с его слов,  – два его зама  – дружка в этом и виноваты  – проворовались, а всю вину свалили на него, причем сдали его правосудию самым позорным способом, фабрикуя - подделывая документы и подкупая лжесвидетелей.
Вспомнив извечное «От сумы и тюрьмы не зарекайся», я сначала слушал его ради любопытства, потом  – ради приобретения опыта, а когда вник в некоторые подробности его дела (такое нельзя придумать)  – схватился за голову: до того получалась невыдуманная, жизненная трагедия.
Увидев мой неподдельный интерес к его судьбе, визитер давно    перекочевал с пола на стул и, уже основательно, все рассказывал и рассказывал.
 – Так я не понял,  – перебил я его,  – кого ты хочешь сейчас напоить?! Своих бывших замов - дружков?
 – Их самых, их неверных, – затараторил он и опять взмолился: – Дай, коллега, бутылку водки… Они на улице меня ждут. Верят мне, как когда-то, что достану… Что я  – лидер!
 – Ну и дела!  – только и смог произнести я и, уже негодуя, разбушевался: – Да я им не водку, а навозную жижу в рот залил бы!
 – Вот и я так сразу хотел, – вздыхая, выдавил из себя он.– А приехал –  увидел в какой нищете они живут. Жены их, дети – полураздетые. Сами – безработные, злые. Каждый день между собой дерутся… Так сразу и передумал их решать.
 – Выходит не пошло им на пользу добро то награбленное?
 – Выходит, так, – разочарованно просвистел он.  – Прогуляли всё, что было нами когда-то заработано, а сами, что котята малые  – только и умеют, что титьки сосать у матери.
 – Дохляки, – выдал я сочувственно.
 – Хуже,  – процедил сквозь зубы визитер. – Безмозглые  скунсы.
 – Ну и теперь как же ты?  – спросил я.
 – Что как,  – удивился он неподдельно.  – Буду подниматься и их за собой тащить… из грязи.
 – Опять?  –  проговорил я изумленный.
 – А куда денешься… Детей их жалко.
   Не знаю почему, не то из-за чувства солидарности коммерсантов, не то из-за проснувшегося во мне вдруг сострадания к ближнему, я растрогался – полез в карман, достал портмоне, извлек оттуда нужную денежную купюру и
протянул визитеру.
 – Иди и купи в нашем магазине водки, – сказал я. – И ни пуха тебе…
 – Благодарю! – прошамкал он.– Я верну, с процентами… Как только поднимусь.
 – Да ладно, – махнул я важно рукой, по-купечески, и, вспомнив самое главное, бросил ему вдогонку: – А семья-то твоя как? 
 – Нету… Да и не было у меня семьи,  – проронил он печально. – Фирма была моей семьей, а дружки и их дети  – мои дети.
Он ушел, а я еще с минуту стоял ошарашенный. «Это ж надо быть таким незлопамятным,  – промелькнуло в мыслях.  – Об него подлые людишки ноги вытерли, а он стерпел. Чудной мужик: настрадался, сколько вынес, а для мести не нашел в себе сил. Теперь вот пьет мировую с теми иудами-коммерсантами. Уму непостижимо. Откуда такая нечеловеческая привязанность?! Стайный инстинкт?!».
          Мне стало нестерпимо душно, и я пошел вслед за визитером – на улицу – подышать свежим воздухом. Пройдя по длинному коридору офиса, я вышел на крыльцо. Немного постоял в раздумьях (странный человек всё из головы не выходил), затем вернулся и заглянул в дверь нашего магазина, (благо, что находится всё в одном здании).
Возле прилавка стоял мой визитер. Других покупателей не было. Молодая продавщица о чем-то весело шушукалась с моим водителем – крепким, почти два метра ростом мужчиной, у которого кулаки, что пудовые гири, и я всегда ему поражаюсь – как он  умудряется не сломать хрупкий рычаг переключения передач в нашей легковушке: ведь каждый его толчок – землетрясение.
Увидев меня, продавец заулыбалась, проворно засуетилась. Повернулись в мою сторону: и водитель, и визитер. Последний как-то странно загримасничал мне и помахал рукой. Продавец  подала визитеру бутылку водки, он ее аккуратно (бережно-бережно) взял и торжественно проследовал к выходу. Проходя мимо меня, почему-то, пожал мне руку и чинно, без слов, удалился.
Осмысливая происшедшее, я тоже, не спеша, вернулся в свой кабинет.
« Сердобольный волчище,  – подумал уважительно. –  Понес страждущим своим непутевым волчатам так нужное сейчас лекарство. Они, небось, ошалели от такого немыслимого всепрощения.  В жару пить горькую  – большой подвиг». Через пару-тройку минут я был уже весь в работе – телефонный звонок  привычно вогнал меня в кресло рутиной нескончаемых дел и забот.
Пронзительный женский крик, шум, звук битого стекла и возня в коридоре оторвали меня от дел, от кресла.
          Я выбежал в коридор и застал такую сцену: мой водитель бил лежащего мужчину – визитера, а тот не отбивался, лишь только лицо закрывал руками.
 – Стоять!  – выкрикнул я что есть силы.
Водитель  – весь красный, ударил еще раз визитера. Тот только екнул.
Хрипя, водитель поднял его высоко двумя руками за шиворот пиджака – тот только задрыгал ногами  – и, повернувшись в мою сторону, прошипел:
 – Эта гнида своровала с прилавка бутылку коньяка… В наглую. Забежал, проскочил через калитку, схватил бутылку…и на срыв…
Подбежавшая ко мне продавец испуганно подтвердила:
 – Схватил-схватил… А  вот  он … его поймал на выходе! А бутылка  – возьми и выпади из рук.
 – Понятно. Разберемся, – процедил сквозь зубы я и, отправив продавца за прилавок, отругал сначала водителя: – Зачем же сразу бить?! Твой удар – ему нокаут!
 – Не надо воровать! – возмутился водитель. – А еще – бывший директор… Срамота.
 – Ты его знаешь? – удивился я.
 – А кто его в городе не знает?! – отрапортовал бойко водитель.– Бывший крупный начальник, а как стал зэком  – так совесть и потерял.
 – Так он действительно был директором! – больше для себя, чем для              окружающих, пропел я.
 – Конечно,  – уже стал удивляться  мой водитель.  – Давно, правда, это было. Крутой был. Деньги в ресторанах просаживал пачками… А вы что его не знаете?!
 – Сегодня вижу в первый раз, – уныло произнес я.
 – Ах да, – спохватился водитель. – Вы же у нас в городе всего года два как живете! И, уже глядя больше на побитого им визитера, выдавил из себя:  – Эта гнида недавно вещала, что вы его старый друг и презентовали ему бутылку водки.
 – Не презентовал, а дал ему денег для покупки водки, – внёс ясность я.
Последующий, резкий удар от водителя опять сбил с ног моего визитера. Под лежащим мужчиной моментально образовалась огромная, желтая лужа. Его светлые летние брюки мгновенно приняли неприличный вид.
 – Только в голову не бейте! – завопил всё это время молчавший визитер. – Бейте… Только лишь бы не было «фонарей» под глазами.
 – Ты чего?! – завопил теперь и  я  и накричал на водителя.
 Водитель, смеясь, поставил на ноги визитера:
 – Он с перепугу обмочился… За бесплатную водку!
 – Что, не платил?  – догадался, наконец-то, я.
Водитель утвердительно кивнул и, пошарив по карманам визитера, нашел в них одну единственную денежную купюру.
 – Пойду и отнесу деньги в кассу, – проговорил обиженно водитель. – За остальное  – разбирайтесь сами.
Он ушел. Мы остались: один на один. Визитер – весь бледный, трезвый. Охая, начал разминать помятые изрядно бока, я – зло и уничтожающе смотрел на него.
 – Захотел проставиться коньячком,  – пролепетал, как ни в чем не бывало, мужчина. – Хлопцы в меня уже поверили! Расцеловали!
 – Шуруй отсюда… бизнесмен,  – выговорил я натужно.
 – Иду, уже иду, – залепетал еще быстрее визитер и зашаркал по коридору, прихрамывая на одну ногу. Прошел метров пять и остановился.
 – Спасибо, коллега, – произнес он, всхлипывая. – Морду не набил! Какой же авторитет для хлопцев  – с «фонарями» под глазами.
                --------------------------------------------------
    январь 2008г                -------------------------
               
               
               
               


Рецензии