2001 A Space Odyssey

Хочу начать сие размышление с выражения глубочайшей признательности тебе – Друг, за то, что ты проявил интерес, а возможно просто праздное любопытство к этому длинному, по современным меркам, тексту. Несмотря на то, что пишу я исключительно о себе, но всегда для Тебя. Не прими мои рассуждения за назидания или кривляния умом, ибо если я принимаюсь судить о ком либо, то это несомненно о себе. Рефлексия всегда занимала основную часть свободного от активной деятельности времени и написание таких опусов структурирует и освобождает необходимое для дальнейшей деятельности пространство. Мысль должна быть обрамлена в слово, как картина в раму, иначе над ней можно потерять контроль. Пусть этот текст будет сигналом в космическое пространство, в бесконечное множество повторений самого себя, где, возможно, оно откликнется в чьем-то сознании знакомыми паттернами. Ведь что нам еще искать во вселенной, как не самих себя.
Не буду затягивать и приукрашивать свой естественный ход мыслей и сразу перейду к сути моего размышления: «Что же все-таки является движущей силой эволюции Человека и к чему она нас ведет?». Это главная мысль, которая возникла у меня после просмотра легендарного фильма Стенли Кубрика «2001: A Space Odyssey», а точней после многократного просмотра пролога к фильму с затяжным сюжетом про человекоподобных обезьян. Затянутость вообще присуща этому фильму, но именно благодаря этим паузам можно почувствовать естественный ход времени. Время летит лишь тогда, когда ты за ним не наблюдаешь, стоит только начать следить за секундной стрелкой, как это утомит тебя уже на третей минуте. Что уж говорить о вечности, рассуждать о которой мы беремся. Время — это сама ткань пространства, если уйти в абстракцию. Но я не хочу сегодня мыслить абстрактно, а подобно художнику, хочу лишь увидеть момент, запечатлеть его суть, почувствовать значение и смысл каждого кадра этой короткой истории, ибо я не в состоянии объять своим убогим сознанием весь фильм, а если уж возьмусь это описывать, то ты, мой дорогой Друг, уснешь на третьей минуте. Возможно, ты спросишь: «А зачем вообще описывать фильм, если режиссер уже все показал?» - и я соглашусь с тобой. Художественные образы намного информативней моей писанины, но они слишком абстрактны для того, чтобы поделиться друг с другом этим прекрасным чувством понимания и единения в мыслях, а именно это и есть моя конечная цель.
Итак, начнем. Сюжет пролога достаточно прост – на просторах пустынной планеты стая обезьян пытается выжить на небольшом кусочке земли, который находится в тени скалы. Главным предметом их споров служит небольшая лужа, рядом с которой они все пытаются разместиться. Выживание этих обезьян будет отправной точкой в нашем путешествии в космическое пространство. Ограниченность в ресурсах привод к конфликту, который в свою очередь приводит в движение процесс эволюции. Огромный черный мраморный камень выезжает из-под земли, ломая представление обезьян об окружающем мире. Именно его идеально ровные формы и зеркально-черная поверхность ломает все стереотипы мышления этих обезьян, ведь природа не знает геометрии. В ней нет идеальных фигур. Рамки мышления разрушены и это первая ступень на пути к эволюции. Знание – результат осознания незнания. Именно в такой последовательности к нам приходят озарения. Для того, чтобы получить новый опыт, необходимо действовать нетривиально – это вам расскажет любой мотивационный оратор. Именно так были сделаны практически все открытия в науке. Только разрушив старые границы крепости, границы своего сознания – возможно обрести новое знание.
Так и происходит с нашими обезьянами. В процессе моей любимой рефлексии и прокрастинация одна из обезьян берет в лапу бедренную кость мертвого млекопитающего и начинает яростно ей размахивать. Тяжелый тазобедренный сустав с легкостью крошит кости и в дребезги разносит высохший череп животного, в результате чего обезьяна понимает, что обрела орудие. Происходит эволюционный скачек – обезьяны успешно истребляют более слабых животных, растут, становятся сильней и агрессивней, но в то же время им требуется еще больше ресурсов. Теперь настало время истребления своих сородичей, которые еще не овладели орудием. Именно на этом моменте я серьезно задумался о жизнеспособности всем известного постулата о том, что труд сделал из обезьяны человека, а не агрессия и жестокость явилась движущей силой эволюции, ведь этот простой пример можно применить к любой современной войне. С тех пор ничего не изменилось – любой спор обусловлен ограниченностью в ресурсах, а его разрешение наличием более смертоносного орудия. В итого любое знание дает рождение сразу двум движущим силам – созидающей и разрушающей, которые в итоге приводят к новому витку эволюции. С одной стороны мы обрели музыку, науку, искусство, а с другой - оружие массового поражения. Навык применения грубой силы намного глубже засел в наших генах и его применение приносит больше плодов здесь и сейчас. Он эффективней в рамках одной жизни – ведь она коротка. Имели ли обезьяны такой рудимент как «совесть» или он развился у человека в процессе эволюции. Ценность жизни собрата, взаимопомощь, милосердие – все это приписывается слабой особи в природе, сильный в них не нуждается. Но ведь именно эти качества сохранили человечество от истребления и дали возможность объединятся в более крупные стаи, строить города и осваивать новые территории. Позволили объединиться для строительства космических кораблей и начать освоение космоса. Грубая сила уступает сотрудничеству в долгосрочной перспективе. Итак, знание есть сила, но вектор ей задает человек.
Финальная сцена пролога показывает триумф жестокости обезьяны и подброшенную в небо кость, которая превращается в космический корабль, бороздящий просторы вселенной на пути к неизведанному. Куда приведет человека этот бесконечный вояж? И что он там хочет найти? Как и в «Солярисе» Тарковского, с которым часто сравнивают «Космическую Одиссею 2001 года» - человек бесконечно убегает от себя, от своего беспробудного одиночества, но в итоге всегда возвращается к себе. Как несчастный Эдип, обретя заветное знание, лишает себя зрения, но в итоге принимает свою судьбу, ее неизбежность и неотвратимость. Так и каждый человек вынужден возвращаться к себе, и чем дальше он зашел в противоположном направлении, тем болезненней и трагичней будет его возвращение. Да, вселенная расширяется и процесс этот будет длиться бесконечно долго. Когда-то все померкнет в абстракции, а все колебания придут в спокойствие… Секунду спустя начнется обратный процесс, и мы забегаем задом наперед как в фильме Нолана, и тогда нам придется повторить весь наш опыт, но уже с полным осознанием пройденного пути, в конце которого мы встретим глаза ребенка, наполненные любовью, надеждой и доверием к этому миру. Это и будет путь к себе, и никакая ракета не унесет нас от неизбежного суда этого момента. Счастливого пути, Человек!


Рецензии