Очерк о стихотворении. С диктафона паломника

Напоминаю, что это второй файл из диктофонной записи паломника.
Как они попали ко мне и почему здесь выкладываю в печатной форме, всё это я объяснял в первом очерке о молитве.
 Немого повторюсь:
 Как я понял, слушая диктофон, запись происходит в каком-то мужском монастыре, но может это и не так.  Разговор идёт между паломником и очевидно иеромонахом, возможно старцем, но это только моё предположение. Похоже, что запись вёл паломник, а знал ли о записывании на смартфон монах - я так и не уразумел.
 Как я уже упоминал, после некоторых раздумий, всё-таки решил предоставить записи этих бесед в тексте.
  Принимая это решение, исходил из того, что темы бесед не являются исповедальными, так же в тайне останется как само место, так и инкогнито обоих собеседников. Полагаю, что суть беседы может иметь полезную или полемическую составляющую для православного христианина…
 Теперь привожу вторую файловую запись беседы со смартфона под названием «Стих».  Обозначив действующих лиц как - «паломник» и «монах», я с некоторыми исправлениями, корректировкой и вырезками, показавшиеся мне в разговоре не существенными, воспроизвёл данный диалог письменно.

Паломник: Добрый день, батюшка,  благословите.

Монах: Бог, благословит на всякое доброе дело. Узнаю тебя братец, давай рассказывай, что теперь тебя привело к нам. Да присаживайся, что это у тебя в руке? Никак листок с исповедальный, грехи на бумажке изложил или ошибся я. Да ладно, брат, не тушуйся, давай, помолясь, начнём с Богом.

Паломник: Да, батюшка, это стихи, то есть стих один. Вот не решаюсь можно ли такой выложить на всеобщее, так сказать, обозрение.

Монах: В интернет что ли? А что меня спрашивать-то, я что редактор что ли? В этой помойке чего только нет. Впрочем, я не прав есть и сайты православные, да и у нашего монастыря свой сайт есть. А что за стихи-то? про любовь что ли? Так это к монаху не стоит… Я ведь и женат-то не был, да и про любовь больше из писания знаю. Впрочем, раз пришёл, значит сомнения есть, а есть сомнения – следовательно, желательно их разрешить.

Паломник: Да, отец… про любовь, но про любовь Божию. Стихи-то про Бога, точнее про Бога и Адама, ну и нас конечно. Вопрос в том: имею ли я право писать, то есть сочинять от Его, от Бога имени и допустим от имени Адама? Не будет ли здесь некоего богохульства или ещё чего хуже?

Монах: Так, а идея-то какая первоначальная была, для чего всё это? Во славу Божию – одно, для своего тщеславия – другое.

Паломник: Полагаю, что хотел написать для себя, вру конечно, для других людей, чтобы немного поняли о смысле бытия, может кому поможет то, что написал.

Монах: Эк, куда хватил, в руках листочек со смыслом бытия, молодец рассмешил старика. Тут тонны томов философских за тысячелетия исписаны, сотни богословов оставили труды, Апостолы… А он хватил, в листочке помощь оказать. Поскромнее надо быть, сынок. Ну, написал что хорошее – молодец, но уж так высоко, что смысл бытия… Ладно, давай читай, потом обсудим твой «смысл бытия».

Паломник: Вот, батюшка, конечно вы правы теперь уж и не знаю читать ли…

Монах: Читай, надо же разобраться что там…

Паломник: Вот, название значит такое:
   
  «Бог и Адам».


Бог не во времени, а время в Боге,
Он видит кто жилец, а кто мертвец,
Что, где, когда и как случится в эпилоге,
И в тайне держит от безумства наш конец.

Адам утратил статус превосходный,
Когда за ослушание вину на Еву возлагал,
Затем он преумножил грех свой первородный,
Сказав с упрёком Богу: «Жена, которую ТЫ мне дал…».

Ещё в Раю Адам успел спросить у Бога:
«В чём интерес ко мне, зачем Ты создал нас»?
И Бог наедине ответил в таинстве урока,
Чтоб память сохранила сущности наказ:

-«Мой интерес в свободной радости общенья,
Чтоб ты в гармонии познал любовь и доброту,
В содружестве творить для Откровенья,
Зажечь в душе твоей живую красоту.

Ты человек. Не завершил образованье,
В изгнанье каясь, научись добро творить,
В терпении получишь воспитанье,
В страданиях научишься любить».

А повидал Адам и пережил ни мало,
И боль, и скорбь, потерю первенцев своих,
Отчаянье его порой одолевало,
Воспоминая Райские общения в Благих.

Адам, надломленный от опытов Творца,
С усильем постигал эксперимент,
Надеялся, что жизнь пребудет без конца,
А оказалось бытие - лишь временной фрагмент.

Не унимался праотец столетья,
Душа терзала ум - покайся, извинись.
Ангела смерти знал, но чаял о спасенье,
В поте лица трудился он всю жизнь.

Грехопаденьем передал своим потомкам,
Лишь тление и страстность во плоти,
И не вини теперь его за разговором,
Коль Бог определил его во временном пути.

В Раю Адам был праведен, венец творенья,
После изгнания покаялся, страдал,
Хоть получил он строгое нравоученье,
Но для Христа он на голгофе умирал.

Тем паче первородный грех искуплен,
«Вторым Адамом» - на кресте Христом,
Стучится в двери сердца Бог, ведь ты возлюблен,
Услышь Его, покайся, не печалься о земном.

Порой мы ищем смысла жизни незаметно,
Одни найдут его в усладе естества,
Другие денег, славы ищут тщетно,
Забыв, что слава только у Творца.

Надеюсь, други, что сие творенье
Заставило задуматься не раз,
Или хотя бы на одно мгновенье,
Вы вспомнили Адаму Божественный наказ:

-«Мой интерес в свободной радости общенья,
Чтоб ты в гармонии познал любовь и доброту,
В содружестве творить для Откровенья,
Зажечь в душе твоей живую красоту.

Ты человек. Не завершил образованье,
В изгнанье каясь, научись добро творить,
В терпении получишь воспитанье,
В страданиях научишься любить».

Вот, батюшка, конец.


Монах: Да уж. В лирики я не очень, судить не могу, в стилистике тоже, да по псалмам я больше, но понял, рифма вроде есть, а вот про смысл надо разбираться.
 Задумка теперь вижу, что неплохая… Имеешь ли ты право от Бога говорить, вроде да, ведь ты автор, писатель, и так не мало делали. Вопрос истины, то есть в твоей фантазии Бог так говорил, но это не факт, впрочем, не факт, что Он что-то подобное мог и говорить. Ты наделил Бога словами достойными, с христианским смыслом и получается, что вроде можно это допустить, при условии, что это канонически верно про Него сказано.
 Давай бумажку, для разборки, сейчас вдвоём по четверостишьям разберёмся.
Помолимся, брат Господу, что бы вразумил нас о данном стихосложении.

Молятся, читают «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Богородице дево радуйся», заканчивают Иисусовой молитвой с «Господь мой и Бог мой».


Монах: Как, любезный друг, помнишь про молитовку, которую я в прошлый раз тебе дал:
«Господь мой и Бог мой. Да будет Святая Воля Твоя. И в скорбях достойное по делам своим совершаю. Если хочешь очисти меня грешного и научай всё творить с терпением, смирением и любовью».

Паломник: Да, батюшка, я эту молитовку не забываю, очень она мне понравилась, даже жена и детки приучены к ней.


Монах: Давай, друг, пробежимся по смыслу твоего творения. Видишь, как я отношусь к сему письму, творение. Так, давай я читать буду, а ты подправляй и объясняй, если не согласен.
 По первому четверостишью:

«Бог не во времени, а время в Боге,
Он видит кто жилец, а кто мертвец,
Что, где, когда и как случится в эпилоге,
И в тайне держит от безумства наш конец».

 Да это правильно, у Бога нет мёртвых, все живы, на том или этом свете, да и мир сотворил за «наши» семь дней, хотя вначале и дней как таковых не было. Да, здесь всё нормально, не вдаваясь в глубину вопроса. То, что Он видит и знает всё – это тоже правильно, Он всё знает и иногда открывает ангелам или людям кое-что. Верно. О конце жизни тоже почти верно, мол, скажи нам, что, например, умрёшь такого-то числа, и как поведёт себя человек неясно. Может, будет готовиться, усиленно проводить остаток дней в благочестии, а может и наоборот, к сожалению, впадут в разврат, безумство и может оказаться то для некоторых неокрепших хуже, чем бы он не знал о своём конце. Да, хотя многим праведникам открывал конец их здешнего бытия. Так, что там дальше?

«Адам утратил статус превосходный,
Когда за ослушание, вину на Еву возлагал,
Затем он преумножил грех свой первородный,
Сказав с упрёком Богу: «Жена, которую ТЫ мне дал…».

Вот здесь молодец, всё верно подметил. И про то, что сначала на жену свалил свой грех, и то, что Бога обвинил, да ещё сумел срифмовать настоящие библейские слова из бытия Адама к Богу. Да, здесь в этом четверостишье главным обвинением Адама стало слово «ТЫ». То есть Ты, Бог, виноват, ибо Ты мне её дал. Действительно он упрекнул Бога, нисколько не каясь в своём проступке. Так, что там дальше:

«Ещё в Раю Адам успел спросить у Бога:
«В чём интерес ко мне, зачем Ты создал нас»?
И Бог наедине ответил в таинстве урока,
Чтоб память сохранила сущности наказ:»

Паломник: Здесь я хотел показать, что Адама мог интересовать вопрос, зачем его создал Бог.

Монах: То есть ещё в Раю, перед тем как Бог выгнал он успел спросить: «Зачем…»
Мы не знаем точно, какие беседы вёл Бог с Адамом, сколько часов, дней или лет Он его учил. Можно предполагать, что подобные вопросы могли быть. Получается чистая выдумка, правда без богохульства и вроде по заданной тобой теме. В принципе всё понятно, чтобы и в генах сохранила сущности наказ. Это уже я по-научному немного перефразировал концовку. В общем, пойдёт. Поплыли дальше. Началось, возьмём сразу оба четверостишья, чтобы не разбить смысл:

-«Мой интерес в свободной радости общенья,
Чтоб ты в гармонии познал любовь и доброту,
В содружестве творить для Откровенья,
Зажечь в душе твоей живую красоту.

Ты человек. Не завершил образованье,
В изгнанье каясь, научись добро творить,
В терпении получишь воспитанье,
В страданиях научишься любить».

Да, уж. Ответственность понимаешь, друже, ведь ты за Бога говоришь. А если Он сейчас тебе скажет или сделает, или (очевидно что-то показал руками)… Да, Бога оскорбить невозможно, всё равно, что на солнце плевать, о себе подумай. На первый взгляд не плохо, но я бы не смог так, от Бога – смелый человек или глупый, а может и то, и то. Ладно, давай по существу, с Богом. Здесь якобы Бог отвечает Адаму, что интерес в свободной радости общения. Все слова важные: и свобода, ибо без свободы не может быть настоящего дружественного общения, то есть любовь по приказу невозможна. Общение, в православии – синергия, то есть сотрудничество, соработничество, да похоже. Гармония, любовь, красота – да красота спасёт мир, красота – это космос, Божественный космос, Логос. Любовь, без свободы, без доброты, да всё в гармонии. Соглашусь.

Паломник: Здесь батюшка дальше как раз про содружество, про творение, про Откровение. То, как раз вы сказали про синергию, это значит про содружество, а вот творить для Откровенья. Я как раз с большой буквы написал, что бы понятно было, что это Божие Откровение. Мол, Бог нам себя открывает для познания Себя, Своего Мироустройства.

Монах: Эк, ты братец хватанул высоко. Про Откровение – соглашусь, про «в содружестве творить…», где ж ты видел такое, наверное, только у святых людей. Обычные люди про то не знают, не интересуются, им больше «творить» для себя, как ты там где-то далее написал - «для услады естества».

Паломник: Батюшка, не все такие. Тяга к познанию истины есть. Люди не только интересуются, а маются, мечутся между религиями и оккультизмом, ищут знаний о том кто Бог, какой смысл жизни. Что говорить некоторые в тупик заходят с этим вопросом, хотят найти ответ.

Монах: И ты, мирской человек, недообразованный «религиовед» полагаешь своим стишком преподнести смысл бытия. Да, кое-что приоткрыть возможно, поговорить о Боге, даже нужно. Что ж стихи тоже есть форма просвещения. Но надо быть осторожным, чтобы тебя потом не пригвоздили, распиная за то, что ты «изобрёл». Сам-то уверен, что отстоишь, если начнут тебе тыкать, мол, он придумал то, чего Бог не говорил…

Паломник: Так за тем, Батюшка, я и здесь. Ответить смогу, так как полагаю, что написанное не противоречит христианскому пониманию Бога. Его всем Благим характеристикам, я лишь составил форму и преподнес форме диалога в стихах.

Монах: Ну, коль так искренно думаешь, тогда ладно, Бог не осудит, если искренно пытаешься донести Его частичку Откровения.
 Поехали дальше, что там: «Зажечь в душе твоей живую красоту». Вообще-то зажигают факел в душе, но в принципе сойдёт и красоту, живую. По-моему натянуто, хотя и красиво, ну да ладно, это у вас все любят «лучезарничать» в стихах. В общем, со скрипом пойдёт, сам-то не поэт, только о смысле могу рассуждать…

 Далее: «Ты человек. Не завершил образованье». Вот здесь можно тебя похвалить. И правильно сделал, что точку поставил после «человек». То есть человек, ты - человек, ты хоть и по подобию Божию и по Образу Его, но не тождественен Ему и ты творение Божие, не возносись своим статусом «венец творения». И далее ещё лучше, мол, не завершил образованье - это точно. Бывает образование, как учёба, а бывает образованье (через мягкий знак) как законченность чего-то. Не завершил образованье – это, как не завершил становление полное в Раю. Бог Адама, в духовном становлении ещё не достроил и теперь отправляет «достраивать» на землю, человек оказался «недостроен», не полноценен что ли в триипостасном смысле конечно. А образование тоже схоже и дело даже не столько в изгнании и продолжении нашей учебы здесь на земле, сколько вообще педагогический посыл Бога об образовании. Что наше образование есть нескончаемый процесс в познавании всего, Божества.  Если копнуть в философию христианства то: Логоса, Слова, Бога Слова, Мысли, Идеи, Разума. Эта констатация касается нас всех, мы все ещё не довершили образованье и образование и последнее, возможно, процесс бесконечный…

Далее, ты мой любезный друг пишешь:

«…В изгнанье каясь, научись добро творить,
В терпении получишь воспитанье,
В страданиях научишься любить».

Пожалуй это место не вызывает каких-то серьёзных вопросов. Всё понятно и ясно. Здесь, в твоих стихах Бог даёт наставление о добродетелях: покаянии, доброделании, терпении, любви. Понятно, что здесь всё это через изгнание, страдание в воспитании. Здесь соглашусь с тобой. Просто и правильно.
Далее:

«А повидал Адам и пережил ни мало,
И боль, и скорбь, потерю первенцев своих,
Отчаянье его порой одолевало,
Воспоминая Райские общения в Благих».

Здесь спорный вопрос о Каине, если рассматривать потерю Каина как сына проклятого Богом, за убийство брата Авеля то да, это потеря. Мы точно не знаем, как и сколько общался Адам с Каином после проклятия Божьего, и когда Каин умер.
 Насчёт отчаяния, полагаю, такое могло быть, особенно при воспоминании о Рае. Кстати Райские общения в Благих – это хорошо, из поминовения усопших: ведь «…души их во благих водворяться и память их в род и род…».
Так, что там далее? А вот этот стих:

«Адам, надломленный от опытов Творца,
С усильем постигал эксперимент,
Надеялся, что жизнь пребудет без конца,
А оказалось бытие лишь, временной фрагмент».

Опять не буду повторяться, всё это возможно, точно не знаем, а вот последняя строчка хороша, особенно с ударением на последний слог «временной». Это у тебя не плохо получилось.
 Чего-то мы с тобой, мой друг, заболтались, а время, как там у тебя?

Паломник: Время в Боге. Это я переиначил относительно глупый вопрос из журнальчиков, мол: Если Бог вездесущ, то есть ли Бог в часах. А ответ – часы в Боге, а не наоборот.

Монах: Да, таких вопросиков много бывает, например. Может ли Бог создать камень, который сам бы не поднял? Или может ли Бог сотворить другого Бога? А может ли Бог согрешить? Нет, нет и нет. Бог Един и не занимается глупостями, вроде этих вопросиков. Он, если можно так выразиться, Существо высшей Духовной нравственности. Да Он человека не может спасти без свободного волеизъявления человека о своём спасении. Бог может всё, Он Бог, но не может нарушать гармонию Духа. Это конечно богословские вопросы, вроде бы Творец вселенной, а не может меня дурака мордой об стол. Да напрямую не может человека послать, вразумить может, и выбор дать может, а гром с неба, это в редких случаях, уж когда другого выхода нет, наверное, в виде исключения, опять для нас же самих необходимого. Тайна Божества, Он о нас непрестанно думает, заботится, воспитывает в педагогическом понятии. Сразу скажут вот, мол, денег не даёт, нищета, машину надо новую, детям в школу идти не в чем и т.д. А может твоё сиюминутное состояние и есть то лучшее для души, для воспитательного процесса в деле твоего спасения.
 Ну да ладно, пойдём далее, что там:

«В Раю Адам был праведен, венец творенья,
После изгнания покаялся, страдал,
Хоть получил он строгое нравоученье,
Но для Христа он на голгофе умирал».

Полагаю, что здесь может возникнуть вопрос у твоего читателя, что «…Но для Христа он на Голгофе умирал». Причём здесь Голгофа, а действительно похоронили Адама как раз там, где в будущем распяли Христа. Правда иудеи и мусульмане говорят, что это спорный вопрос… Раз уж написал, так написал, ведь у нас в нашей символике крестного распятия Христа, в самом низу две буквы «Г», это Гора Голгофа и изображён череп и кости, а это и есть прах Адама, с надписью «Г», «А», то есть Глава Адама.
 
Паломник: Это по смыслу, как вы растолковали, подготавливает к следующему стиху, батюшка.

Монах: Возможно, возможно. Посмотрим, как ты это преподнёс.

Тем паче первородный грех искуплен,
«Вторым Адамом» - на кресте Христом,
Стучится в двери сердца Бог, ведь ты возлюблен,
Услышь Его, покайся, не печалься о земном.

Да, Христа иногда называют Вторым Адамом, ибо через него как через Адама вошла новая жизнь, жизнь бессмертия. Первородный грех искуплен, кстати, слово искуплен, встречается в Новом Завете лишь раз, в связи с этим событием. Об искуплении, жертве, добровольной жертве Христа. Жертве кому, Богу Отцу – глупо, Вторая ипостась приносит себя в жертву Первой Ипостаси. Нет, что Бог просит жертвенного приношения Христа за прегрешения Адама – нет. Христос – Богочеловек ради кого распинается? Неужели ради нас? Да… Он восстанавливает повреждённое духовное естество людей, для будущего Нового Завета Бога с человеком через точку, низшую точку падения человеческого естества, способного замахнуться на самого Бога, убить Богочеловека Христа. Своею кровью Христос омывает падшее естество ветхого человека, праха Адама в надежде на воскресение человека нового. Немного может быть заумно, символично, но это так.
 Да, мы все возлюблены Богом, мы его дети, он о нас промышляет, а вот от нас зависит услышим ли мы его стук в наше сердце. Ведь Он стучит «не кулаком, а тихонько пальчиками», опять же не нарушая нашу свободу и хорошо, если услышишь Его, откроешь, вомнешь, осознаешь, исправишься, переменишься. А если ты познал  небесное, то истинно не стоит печалиться о земном. Здесь я с тобой, мой друг согласен и Господь говорит об этом в Нагорной проповеди.
 Ну, Слава Богу, подходим к концу, что там ещё:

«Порой мы ищем смысла жизни незаметно,
Одни найдут его в усладе естества,
Другие денег, славы ищут тщетно,
Забыв, что слава только у Творца».

Здесь вроде всё понятно, так помарочка про «незаметно», для рифмы что ли? Это по-разному бывает, да в основном об этом не кричат. Услада естества – это верно. На счёт денег – не раскрыто, да и так ясно: Кесарево – Кесарю, а про славу это точно, она только у Творца, у нас тщеславие и гордость. Пошли далее:

«Надеюсь, други, что сие творенье
Заставило задуматься не раз,
Или хотя бы на одно мгновенье,
Вы вспомнили Адаму Божественный наказ».

Да, понял здесь авторский ход такой, напомнить слова Бога, Божественный наказ. Не оспариваю, имеешь, как говорят право. Может оно и лучше так, не знаю.
 
В общем, Слава Богу, разобрали твоё произведение. В целом удовлетворительно, похоже. Кстати многие писатели прошлого переделывали псалмы в стихи, да и просто писали на Божественные темы, в принципе не запрещено, если это имеет добрый посыл, а у тебя он добрый. Так, что стих можешь читать, другим давать, или ты в интернете его куда хочешь выложить?

Паломник: Да, в интернете, там сайты есть литературные и православные.

Монах: На счёт самой лирики я не специалист, а так можешь выкладывать, ничего плохого не увидел. Что ж тебе, кроме слов ещё отдельного благословения надо?

(Очевидно)Благословляет.

Кстати, от того старца, что молитву я тебе читал «Господь мой и Бог мой…», он тоже стихами увлекался, так от него стишок один остался и мне он запомнился тем, что в конце есть четверостишье как молитва. То есть молитовка небольшая в стихах. Вот я тебе зачитаю, наизусть теперь творю, дополняю правило монашеское своё:

«Неизменно и степенно
День за днём, за годом год,
Побеждая грех смиреньем,
Прибавляясь изученьем
Жить в Евангельской любви.
Господи – благослови».

Вот, если понравилась - запиши.

Паломник: Да, батюшка, очень понравилась сия молитовка, сейчас запишу. Слова хорошие, особенно «степенно». Как у Иоанна Лествичника – лестница в небо.
 Спасибо вам, батюшка, листочек себе можете оставить, это я вам как от меня подарочек, ну и для поминания обо мне грешном.

Монах: Да, задержались мы с тобой сегодня, но думаю не напрасно всё это, полагаю так лучше, как там у Высоцкого было «…Так лучше чем от водки и от простуд…». Вот видишь, тоже помню молодость, не всегда монахом был, С Богом.


Рецензии