Лучшие годы нашей жизни. реж. Уильям Уайлер. 1946г

Трудно писать о фильме, который  тебя не тронул. Люди вернулись со второй мировой войны и, как ни в чём не бывало, продолжают искать тёплые местечки, любовных переживаний, продолжают жить с такой душевной лёгкостью, будто они сходили в баню, а не выбрались из мирового пожара.  Это скорее водевильный Чехов, нежели Василий Гроссман или Виктор Некрасов. Мелодрама в духе «Москва слезам не верит», - такая же долгая, но с гораздо меньшим числом занимательных сценок и поворотов сюжета. Фильм снят сразу после войны, и ясно демонстрирует, как Америка восприняла ту бойню. Она для них до сих пор нечто победоносно-романтичное, вроде рыцарских турниров, где благородный лендлорд в сияющих доспехах ставит на место выскочку мужлана. На самом деле, побывав на войне, лишь закалённым единицам удаётся частично избавиться от боли и ужаса, остальные, вернувшись, справляются кое-как в одиночку, изводя и пугая близких. В фильме есть и такой персонаж. У него вместо рук два ловких крюка, а дома его ждёт горячо любящая соседка – чистая девушка, которой наплевать на увечья любимого. Но он не хочет её обременять и потому избегает. Все мы, обладая странностями, предпочитаем, чтобы никто не имел с ними дела. Протезы героя постоянно привлекают чужое внимание, и это выводит его из себя. Разумеется, в конце фильма они всё равно сыграют свадьбу, водевили по-другому не заканчиваются. Но меня заинтересовал этот безрукий актёр. Из википедии я узнал, что свои конечности он потерял при съёмке учебного фильма о метании гранат. Какая ирония!


Рецензии